Цели урока:
дать учащимся представление о сказании;
продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа.
Воспитывать у учащихся нравственные качества: доброту, верность в дружбе и в любви, умение прощать.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания
– Из рисунков учащихся к былине «Садко» организуется выставка детских работ. Учитель просит «озвучить» некоторые работы.
III. Изучение нового материала
– Мы закончили с вами изучение былин. Сегодня на уроке будем читать сказание.
– Как вы понимаете, что такое сказание? (Высказывание детей)
– Для того чтобы проверить справедливость ваших высказываний, обратимся к толковому словарю.
(Объяснение слова записано на доске.)
Сказание – рассказ (преимущественно народный) исторического содержания.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Сказание, которое мы будем с вами сегодня читать, написал замечательный русский церковный писатель Ермолай-Еразм, который жил во времена царствования Ивана IV (Грозного).
– Священник из Пскова Ермолай в начале 50 годов XVI века был переведён в Москву, В Кремль, во дворцовый собор Спаса на Бору. В эти годы митрополит Московский Макарий поручает самым начитанным священникам собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях, чтобы впоследствии на церковном соборе их можно было провозгласить святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромском князе Петре и его жене княгине Февронии. Опытный писатель Ермолай-Еразм создал немало произведений, но подлинным шедевром стала его «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
– На нашем уроке мы прочитаем только отрывок из этого произведения, в котором рассказывается о том, как Пётр и Феврония узнали друг друга и как Феврония стала женой Петра.
– Пётр был братом Муромского князя Павла, повадился в те времена на Муромскую землю летать змей, подстрекающий людей на злые дела и никто не мог одолеть змея, пока на бой с ним не вышел брат Павла – Пётр. Пётр победил змея, но тот забрызгал Петра своей кровью и от этого победитель заболел страшной болезнью.
2. Словарная работа
Непонятные детям слова учитель поясняет по ходу чтения произведения.
Струпья – сухая корочка, которая образуется на ране, язве.
Мзда – плата.
Изумился – удивился.
Вотчина – наследственное земельное владение.
Таким-то чином – таким образом.
Благочестиво – соблюдая религиозные заповеди.
Блюдя – соблюдая, выполняя.
Бортник – сборщик мёда.
Дежа – кадка, в которой квасят и месят тесто.
Высокомерие – надменность, гордость, презрительное отношение к другим.
Врачество – лечение.
3. Работа над текстом произведения
Учитель выразительно читает произведение.
После паузы учащиеся высказывают свои мнения об услышанном.
– Понравилась ли вам повесть?
– Какой эпизод показался самым интересным?
– Какой эпизод вам показался смешным?
– Что больше всего поразило в произведении?
– Какой подвиг совершил князь Пётр?
– Зачем он приехал в Рязанскую землю?
– Почему князь Пётр не женился сразу на Февронии?
– Почему Феврония схитрила, когда в первый раз лечила князя?
– Как бы вы охарактеризовали Петра? Найдите подтверждение в тексте.
– Какой вам представилась Феврония?
– Как об этом сказано в произведении?
– Какими качествами обладала Феврония? Найдите подтверждение в тексте.
– Кто в повести загадывает загадки? (И Феврония, и Пётр)
– Какие это загадки?
– Какой герой понравился больше других? Почему?
– Какова главная мысль повести? Попробуйте сформулировать ее с помощью пословицы. (Дал слово – выполни).
4. Творческий пересказ.
– Попробуйте пересказать повесть так: мальчики – от лица Петра, а девочки – от лица Февронии.
IV. Итог урока
– Хотелось бы вам узнать, как сложилась дальше судьба Петра и Февронии?
– Вскоре, после того как Пётр и Феврония поженились, князь Павел умер, и в Муромском граде стали княжить Пётр и Феврония, которая оказалась очень умной и благородной. Но многие бояре и их жёны были недовольны тем, что княгиня их – простая крестьянка. Они потребовали от князя, чтобы он прогнал свою жену, но князь ответил им: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет». Феврония отказалась ото всех богатств, которые предлагали ей бояре, и попросила отдать ей только её мужа. Князь, который вынужден был выбирать между княжеской властью и женой, выбрал Февронию и ушёл с ней из города. А вскоре муромские вельможи передрались в борьбе за власть и попросили Петра и Февронию вернуться в город.
С тех пор и правили Муромом по справедливости. Перед смертью Пётр и Феврония завещали, чтобы их похоронили в одном гробу. На церковном соборе 1547 года Пётр и Феврония были объявлены святыми.
Память муромских святых Петра и Февронии отмечается Православной церковью каждый год 8 июля во всех храмах России.
В 2008 году этот день был объявлен Днём семьи, любви и верности. А ромашка стала символом этого праздника
Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни.
V. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка из «Повести о Петре и Февронии» (с.35-39, книга 3-я, часть 1-я); подготовить пересказ.