Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
наблюдение и выявление слов на изучаемую орфограмму, использование разнообразных способов проверки написания слов;
умение писать слова с парными согласными на конце слов; различать проверочное и проверяемое слово.
Регулятивные: учащиеся научаться учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи, ставить перед собой цель, искать способ её достижения, контролировать и оценивать себя.
Личностные: сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня, осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Коммуникативные: будут учиться обеспечивать обмен знаниями между членами группы, оказывать поддержку участникам группы, создавать комфортную обстановку.
Технология обучения: системно-деятельностный подход. Уч-ся добывают знания сами. Учатся оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Учитель учит детей работать по правилу и творчески, оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Оборудование урока:
1. Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык, тетрадь.
2. Интерактивна доска, проектор
3. Презентация к уроку, составленная учителем
ХОД УРОКА
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Послушайте шуточное стихотворение. Слушайте внимательно, т.к. после того, как вы его послушаете нужно, будет сказать, почему обижаются буква «а» и буква «о».
Буква а и буква о
Обижаются давно:
– Нас, ни в чём ни виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через «а» – карова
Букве а стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва»
Ведь завянет даже травка,
Коль при ней такое скажут!
Буква а и буква о
Обижаются давно,…:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы его враги,
Хоть из азбуки беги.
(Л. Дружинина)
2. Постановка учебной задачи
– Почему обижаются буквы на Петрушу Лямина?
– Назовите безударные гласные. Как произносятся гласные, когда они стоят в безударном положении? (Произносятся нечётко)
– Чему будем учиться на уроке? (Находить слова с изученной орфограммой, подбирать проверочные слова, использовать разнообразные способы поверки)
3. Этап актуализации и пробного учебного действия
Разделите слова на группы. Запишите эти слова в два столбика (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
Зн..ток …гурец, к..лючий, д..нёк, п…суда.
Проверка
знаток огурец
колючий посуда
денёк
– Посмотрите на слова с проверяемой безударной гласной. Назовите буквы, которые нужно проверить.
– Какие буквы, стоящие в безударном положении требуют постоянной проверки? (а, о, и, е, я) Запишите самостоятельно ещё 2 слова, на те буквы, которые не встретились в данных словах. (слова с буквами и, я)
– Исходя из этого правила, разделите эти слова в 2 столбика.
– Проверка. Оцените свою работу.
– Какие два способа существуют проверки безударной гласной? (изменить форму слова и подобрать однокоренное слово) Какие способы вы сейчас использовали при поверки слов?
4. Этап локализации индивидуальных затруднений
Л..нтяй, л..сок, л..мать, л..цо, л..дяной.
– Подберите проверочные слова, используя данный алгоритм. Какое слово проверяли изменением формы слова? Какие слова проверяли подбором однокоренных слов?
Проверка, оценивание своей работы (на основе алгоритма: анализируют свое решение)
5. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
– При подборе проверочных слов у вас вызвало большее затруднение: подбор однокоренных слов или изменение формы слова?
– Попробуйте сформулировать свою индивидуальную цель урока. Что вы должны сегодня отработать и что понять на уроке.
6. Самостоятельная работа. Работа в группах
Цель: помощь друг другу в нахождении слов с парными согласными и в подборе проверочных слов.
Прочитайте текст. Найдите и запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, подбирая к ним проверочные слова и используя алгоритм проверки.
Прошли дождливые дни. В воздухе закружились первые снежинки. Пушистым ковром ложиться снег на лесные дорожки и тропинки.
Проверка. (дождливые – дождь, снежинки – снег, ковром – коврик, лесные – лес, тропинки – тропы) Оценивание работы.
7. Самостоятельная работа
Спишите, поставив цифру 1, если проверочное слово подобрано способом – изменения формы слова, цифру 2, если способом – подбора однокоренного слова:
Освежить – свежий, слеза – слёзы, седой – седенький, перина – перья, гряда, гряды.
8. Дифференцированная работа
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают задания творческого уровня и выступают в качестве консультантов.
а) Задание творческого уровня:
1. Допишите три слова на данное правило. Выделите орфограмму:
Лисята, пятёрка, нога, ________________________________________
2. Составьте со словосочетаниями предложения, запишите их.
Кр…сивая з…ря, посм…рти в…круг, кр..сная р..бина.
б) Задания, для учащихся, допустивших ошибки:
1. Найдите слова, обозначающие действия. Укажите в них безударную гласную, напишите проверочное слово.
Филин, больной, дверь, синица, щенок, мышка.
Скрипела, свистела, кричал, стонал, визжал, пищала.
Проверка. Оценивание.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке
– Назовите тему урока, над которой работали сегодня.
– Какую цель ставили перед собой?
– Выполнили?
– Назовите способы проверки безударной гласной.
– Оцените свою деятельность на этом уроке.
10. Домашнее задание
Запишите в тетрадь по 3 слова с разными способами проверки безударной гласной.