Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок литературного чтения «И.А.Крылов "Слон и Моська"»

Цель: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствование навыка чтения басни по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыков беглого чтения.

Задачи:

познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”;

вспомнить отличие басни от других литературных жанров;

формировать тип правильной читательской деятельности через проведение диалога с автором;

развивать творческую активность учащихся через чтение по ролям и инсценирование произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

cоставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую осуществлять анализ и синтез;

коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные:

обучающиеся будут совершенствовать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

совершенствуют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

научатся отличать басню от стихотворения; узнают структуру басни, модель басни; научатся понимать нравственный смысл басни, характер героев;

научатся соотносить смысл басни, пословиц и крылатых выражений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

Организация внимания всех обучающихся.

Ромашка - на лепестках записаны из изученных на предыдущих уроках басен морали, пословицы, крылатое выражение

На обратной стороне каждого лепестка написаны буквы: Б, А, С, Н, Я.

Учитель после прочтения учащимся фразы на лепестке задает вопросы:

Где встречается это высказывание?

Включение в деловой ритм

 

Учащиеся срывают лепесток, читают фразу, объясняют смысл пословиц, крылатых выражений, доказывают к какому жанру относится фраза.

Актуализация знаний и постановка целей урока

1 лепесток МОРАЛЬ:

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

- Назовите крылатое выражение к этой басне.

- Басня “Квартет”.

- Что б музыкантом быть, так надобно уменье.

2 лепесток ПОСЛОВИЦА:

Дружно негрузно, а врозь - хоть брось.

- Вспомните мораль.

- Басня “Лебедь, Рак и Щука”.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

3 лепесток КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ:

Мартышка к старости слаба глазами стала.

- Мораль?

- Басня “Мартышка и Очки”.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь - цены не зная ей,
Невежда про неё, свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.

4 лепесток ПОСЛОВИЦА

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Вспомните мораль.

- Басня “Стрекоза и Муравей”.

Ты всё пела? Это дело
Так поди же, попляши.

5 лепесток МОРАЛЬ:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

- Назовите крылатое выражение к этой морали.

- Какое слово можно составить из этих букв?

- Басня “Зеркало и Обезьяна”.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

- Что вы можете рассказать о таком жанре, как – басня?

- Какова особенность этого литературного жанра?

БАСНЯ

Басня - это короткий, чаще стихотворный комический рассказ или проза. Аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пророки людей. В качестве персонажей выступают животные, насекомые, птицы, рыбы, вещи, редко – человек. Есть мораль

- Вспомните, что такое мораль?

- Это слова автора, в которых содержится основная мысль, нравоучение.

- Кто автор басен, морали которых написаны на лепестках?

И.А. Крылов.

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф.

- Что необычного вы увидели?

- Где его водили? Зачем за слоном ходили люди?

Просмотр фрагмента к/ф.

Слона. По улицам города.

Удивились, увидев его на улице

- Переворачиваем серединку ромашки, на ней написана фраза: “Отколе ни возьмись, навстречу Моська им”.

- Как связаны между собой слово БАСНЯ, И.А.Крылов, фрагмент мультфильма и фраза на ромашке?

Дети формируют тему и цель урока.

Работа с текстом

- Название нашей басни “Слон и Моська”. Предположите, о чём эта басня.

- Кто главные герои басни?

- Моська – это кличка или порода собак? Где можно посмотреть толкование слов?

- Найдите толкование слова МОСЬКА.

- Что могло произойти с главными героями?

- Давайте прочитаем басню. Оправдались ли наши предположения, о чём басня?

 

 

Моська, Слон.

В толковом словаре.

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова.

- Почему Слон и Моська написаны с заглавной буквы?

Найдите в тексте фразы, слова, которые редко можем услышать в нашей речи.

- Это герои басни.

Отколе ни возьмись; толпы зевак; Шавка; духу придаёт, попасть в большие забияки; срамиться; возиться; в диковинку.

- Ребята, как вы думаете, почему слоны были в диковинку?

- Как вы уже говорили, что родина слонов Африка и Индия, то раньше редких животных водили по разным городам и показывали их.

- Найдите строки, где говорится о поведении Моськи, когда она увидела Слона.

Дети находят слова и выражения, объясняют смысл, соотносят своё мнение с толковым словарём.

- Какую часть речи использовал И.А.Крылов? Прочитайте эти слова.

Часть речи – глагол.

- Почему одни глаголы, без существительных или прилагательных?

- Прочитайте и передайте голосом так, чтоб было понятно поведение Моськи.

Быстрые движения.

 

Лаять, рваться, визжать, метаться.

- Найдите строки и прочитайте, как Шавка стыдит соседку.

- Почему она стала срамить Моську?

- Моська уже хрипит, а он всё идёт себе вперёд. Слон красиво поступает? Всем большим надо никого не примечать?

- Что Моська отвечала, когда Шавка её стыдила?

- Что хотела Моська, чтоб про неё говорили собаки? Найдите эти строки.

- Сильная, потому что лает?

 

Физкультминутка

Презентация физминутки

 

Продолжение работы по теме урока

- Почему И.А.Крылов подобрал к этой басне именно этих героев?

 

Работа в группе

- Обсудите в группах. Как баснописец относится к Моське и Слону.

- Найдите диалог Моськи и Шавки

1 группа - Моська

2 группа - Шавка

3 группа – авторы

 

Выразительное чтение басни

- Чтение по ролям в группе.

- Послушайте, как читает эту басню профессиональный актер.

Читает басню:

*Игорь Ильинский

 

- Что понравилось, когда слушали басню?

 

- Какие строки стали крылатым выражением?

- Что вы можете сказать о морали басни?

Обучающиеся слушают аудиозапись басни.

Передаёт голосом и интонацией характер и поведение Моськи.

 

- Знать, она сильна, что лает на Слона.

Инсценировка басни

 

Рефлексия

- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Слона и Моську, читая басню.

- Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

 

Подведение итогов

- В чём сила басни?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- Почему басни И.А.Крылова актуальны в наше время?

- Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других людей. Почему это возможно?

 

- Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство.

 

Выставка книг с баснями И.А. Крылова

 

- Это связано с иносказаниями.

Оценка результатов деятельности

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Кто из ребят помог вам лично, всему классу,  группе сделать открытие?

- Кто сегодня лучше научился читать?

- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

 

Домашнее задание

Выучить басню наизусть.

Дать развёрнутые вопросы на ответы:

- О чём И.А. Крылов рассказал в басне “Слон и Моська”?

- Нужно ли в жизни лицемерие?

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru