Цель: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствование навыка чтения басни по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыков беглого чтения.
Задачи:
познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”;
вспомнить отличие басни от других литературных жанров;
формировать тип правильной читательской деятельности через проведение диалога с автором;
развивать творческую активность учащихся через чтение по ролям и инсценирование произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
cоставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные:
обучающиеся будут совершенствовать умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
совершенствуют умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
научатся отличать басню от стихотворения; узнают структуру басни, модель басни; научатся понимать нравственный смысл басни, характер героев;
научатся соотносить смысл басни, пословиц и крылатых выражений.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Орг. момент |
- Здравствуйте, ребята! Организация внимания всех обучающихся. Ромашка - на лепестках записаны из изученных на предыдущих уроках басен морали, пословицы, крылатое выражение На обратной стороне каждого лепестка написаны буквы: Б, А, С, Н, Я. Учитель после прочтения учащимся фразы на лепестке задает вопросы: Где встречается это высказывание? |
Включение в деловой ритм
Учащиеся срывают лепесток, читают фразу, объясняют смысл пословиц, крылатых выражений, доказывают к какому жанру относится фраза. |
Актуализация знаний и постановка целей урока |
1 лепесток МОРАЛЬ: А вы, друзья, как ни садитесь, - Назовите крылатое выражение к этой басне. |
- Басня “Квартет”. - Что б музыкантом быть, так надобно уменье. |
2 лепесток ПОСЛОВИЦА: Дружно негрузно, а врозь - хоть брось. - Вспомните мораль. |
- Басня “Лебедь, Рак и Щука”. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука |
|
3 лепесток КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ: Мартышка к старости слаба глазами стала. - Мораль? |
- Басня “Мартышка и Очки”. К несчастью, то ж бывает у людей: |
|
4 лепесток ПОСЛОВИЦА Без труда не выловишь и рыбку из пруда. - Вспомните мораль. |
- Басня “Стрекоза и Муравей”. Ты всё пела? Это дело |
|
5 лепесток МОРАЛЬ: Не любит узнавать никто себя в сатире. - Назовите крылатое выражение к этой морали. - Какое слово можно составить из этих букв? |
- Басня “Зеркало и Обезьяна”. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? |
|
- Что вы можете рассказать о таком жанре, как – басня? - Какова особенность этого литературного жанра? |
БАСНЯ Басня - это короткий, чаще стихотворный комический рассказ или проза. Аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пророки людей. В качестве персонажей выступают животные, насекомые, птицы, рыбы, вещи, редко – человек. Есть мораль |
|
- Вспомните, что такое мораль? |
- Это слова автора, в которых содержится основная мысль, нравоучение. |
|
- Кто автор басен, морали которых написаны на лепестках? |
И.А. Крылов. |
|
- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из м/ф. - Что необычного вы увидели? - Где его водили? Зачем за слоном ходили люди? |
Просмотр фрагмента к/ф. Слона. По улицам города. Удивились, увидев его на улице |
|
- Переворачиваем серединку ромашки, на ней написана фраза: “Отколе ни возьмись, навстречу Моська им”. - Как связаны между собой слово БАСНЯ, И.А.Крылов, фрагмент мультфильма и фраза на ромашке? |
Дети формируют тему и цель урока. |
|
Работа с текстом |
- Название нашей басни “Слон и Моська”. Предположите, о чём эта басня. - Кто главные герои басни? - Моська – это кличка или порода собак? Где можно посмотреть толкование слов? - Найдите толкование слова МОСЬКА. - Что могло произойти с главными героями? - Давайте прочитаем басню. Оправдались ли наши предположения, о чём басня? |
Моська, Слон. В толковом словаре. Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. |
- Почему Слон и Моська написаны с заглавной буквы? Найдите в тексте фразы, слова, которые редко можем услышать в нашей речи. |
- Это герои басни. |
|
Отколе ни возьмись; толпы зевак; Шавка; духу придаёт, попасть в большие забияки; срамиться; возиться; в диковинку. - Ребята, как вы думаете, почему слоны были в диковинку? - Как вы уже говорили, что родина слонов Африка и Индия, то раньше редких животных водили по разным городам и показывали их. - Найдите строки, где говорится о поведении Моськи, когда она увидела Слона. |
Дети находят слова и выражения, объясняют смысл, соотносят своё мнение с толковым словарём. |
|
- Какую часть речи использовал И.А.Крылов? Прочитайте эти слова. |
Часть речи – глагол. |
|
- Почему одни глаголы, без существительных или прилагательных? - Прочитайте и передайте голосом так, чтоб было понятно поведение Моськи. |
Быстрые движения.
Лаять, рваться, визжать, метаться. |
|
- Найдите строки и прочитайте, как Шавка стыдит соседку. - Почему она стала срамить Моську? - Моська уже хрипит, а он всё идёт себе вперёд. Слон красиво поступает? Всем большим надо никого не примечать? - Что Моська отвечала, когда Шавка её стыдила? - Что хотела Моська, чтоб про неё говорили собаки? Найдите эти строки. - Сильная, потому что лает? |
|
|
Физкультминутка |
Презентация физминутки |
|
Продолжение работы по теме урока |
- Почему И.А.Крылов подобрал к этой басне именно этих героев? |
|
Работа в группе |
- Обсудите в группах. Как баснописец относится к Моське и Слону. - Найдите диалог Моськи и Шавки 1 группа - Моська 2 группа - Шавка 3 группа – авторы |
|
Выразительное чтение басни |
- Чтение по ролям в группе. - Послушайте, как читает эту басню профессиональный актер. Читает басню: *Игорь Ильинский |
|
- Что понравилось, когда слушали басню?
- Какие строки стали крылатым выражением? - Что вы можете сказать о морали басни? |
Обучающиеся слушают аудиозапись басни. Передаёт голосом и интонацией характер и поведение Моськи.
- Знать, она сильна, что лает на Слона. |
|
Инсценировка басни
Рефлексия |
- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Слона и Моську, читая басню. - Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. |
|
Подведение итогов |
- В чём сила басни? - Что высмеивают, обличают басни Крылова? - Почему басни И.А.Крылова актуальны в наше время? - Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, что в одних случаях художники изображают животных, в других людей. Почему это возможно? |
- Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство.
Выставка книг с баснями И.А. Крылова
- Это связано с иносказаниями. |
Оценка результатов деятельности |
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? - Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? - Кто сегодня лучше научился читать? - О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока? |
|
Домашнее задание |
Выучить басню наизусть. Дать развёрнутые вопросы на ответы: - О чём И.А. Крылов рассказал в басне “Слон и Моська”? - Нужно ли в жизни лицемерие? |
|