Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Занятия по курсу ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло»

Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи:

формировать нравственную позицию учащихся;

учить видеть и анализировать поступки окружающих;

развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;

воспитывать коллективизм и умение работать в группе;

закрепить коммуникативные навыки.

Проблема: Что такое добро и зло?

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.

Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.

Оборудование:

учебник “Основы светской этики” А.Я.Данилюк;

аудиозапись песни “Дорогою добра”;

выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;

справочные материалы;

текст притчи;

анкета;

Смарт-доска;

компьютерная презентация

Ход занятия

1. Организация деятельности учащихся.

2. Погружение в тему.

Учащиеся рассматривают на слайдах презентации рисунки, распределяют их в две группы.

Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки. В какие две группы вы можете их распределить?

Учащиеся: В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки.

Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.

Учащиеся: Добро и зло.

3. Постановка проблемы.

Беседа:

- Понятны ли вам слова “добро” и “зло”?

- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди?

4. Формулирование темы урока и постановка задач учащимися.

Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.

Дети читают текст притчи.

Два волка.

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

Учитель: На какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую задачу поставим перед собой?

Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

5. Проектно-исследовательская работа в группах.

1) Учащиеся в группах работают со справочными материалами, с учебником:

- находят определение добра и зла;

- готовят примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях;

- подбирают синонимы к словам “добро” и “зло”;

2) Дискуссия:

- Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно- добрыми людьми? Злыми людьми?

- А что вы скажете о себе?

- Добро и зло – понятия относительные. И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать. Прочитайте притчу ещё раз и скажите, в каких словах заключается главный смысл?

Учащиеся: В словах старика “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.

Учитель: Что означает “кормить добро”?

Учащиеся: Совершать добрые поступки и не совершать плохие.

Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает. Надписью над входом в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке является изречение Конфуция: “Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она”. А яркий борец за права чернокожих а Америке Мартин Лютер Кинг говорил: “Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие, а любовь порождает любовь”. Недаром есть пословицы “Как аукнется, так и откликнется”, “Не рой другому яму – сам в неё попадёшь”. Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.

Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.

Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?

Выслушиваются ответы детей.

- Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. Чем же нам кормить “доброго волка”?

Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.

Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?

- Подберите пословицы, которые помогают формировать жизненные ценности.

Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

С молоду учись – навек пригодится.

Пустой спор до ссоры скор.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Тише едешь – дальше будешь.

Добро сеять, добро и пожинать.

Поспешишь – людей насмешишь.

Доброта без разума пуста.

3) Защита проектов – рисунков о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.

4) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей

- Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.

- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

- Мальчики бегут по коридору школы.

- Старшие ученики обижают младших.

- Ребёнок помогает маме в работе по дому.

6. Подведение итогов.

- Чтение стихотворения:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.

- Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках.

- Написание синквейна на тему “Добро”

Правила построения синквейна.

1 строка – 1 ключевое слово (существительное) – тема синквейна.

2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

4 строка – короткое предложение из 4 слов, показывающее отношение автора к теме.

5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы.

Пример синквейна: Добро.

Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

7. Рефлексия.

Анкетирование учащихся

- Какой я?

- Что мне нравится в себе?

- Что бы я хотел изменить в себе?

В конце урока звучит песенка “Дорогою добра”

8. Домашнее задание.

Подготовить рисунок на тему “Мой добрый поступок” (в форме листьев дерева)

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru