Цель: изучение трёх состояний воды и их свойств.
Задачи:
Познакомить детей с твёрдым состоянием воды.
Сравнить свойства льда и снега.
Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, два стеклянных стакана.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
В начале урока учитель кладёт в один стакан комок снега, принесённого на перемене с улицы, а во второй стакан – кусочек льда:
Учитель: Мы проведём небольшой опыт и в конце урока посмотрим на результат.
а) Формирование коммуникативных УУД – умение выразить своё мнение, регулятивных УУД - самопроверка.
Учитель: Отгадайте загадки:
“Летели серые гуси, нароняли белого пуха”. (снег)
“Всю зиму лежит, а весной убежит”. (снег)
“Не драгоценный камень, а светится”. (лёд)
Учитель: О чём эти загадки?
Учащиеся: О снеге и льде.
Учитель: Вспомните, где вы видели снег и лёд? Проверьте себя.
(Слайд 2)
Учитель: А кто знает, откуда в природе берутся снег и лёд?
Учащиеся: (дети дают разные ответы)
Учитель: Посмотрим мультфильм. Формирование личностных УУД –умние контролировать своё поведение во время просмотра мультфильма.
(Слайд 3)
б) Работа в парах. Формирование коммуникативных УУД – умение слушать мнение других, вступать в диалог, работать в паре.
Учитель: Задайте соседу по парте вопрос о том, что вы узнали из мультфильма.
Учащиеся задают вопросы:
Что такое снег?
Какого цвета снег и лёд?
Откуда берётся снег?
Какой лёд на вкус? и т.д.
(Здесь на некоторое время объектив проектора можно закрыть)
в) Сравнение свойств льда и снега с помощью практических опытов, приведённых в учебнике. Формирование познавательных УУД – сравнение, обобщение, работа с информацией, регулятивных УУД – самопроверка.
Учитель: Откройте учебник на стр. 68. Рассмотрим приведённые опыты.
Первый опыт.
Учитель: Что изображено на рисунке?
Учащиеся: Сквозь сугроб прорастает деревце, а льдину раскололи топором.
Учитель: Что можно сказать о снеге? Он какой?
Учащиеся: Он рыхлый.
Учитель: А лёд?
Учащиеся: Он твёрдый.
Учитель: Запишем вывод в таблицу в печатной тетради.
Опыт №2.
Учитель: Кто из вас пытался посмотреть сквозь льдинку? У вас получилось? Почему?
Учащиеся: Потому что лёд прозрачный.
Учитель: А возможно ли посмотреть сквозь снежный комок? Почему?
Учащиеся: Потому что снег белого цвета и непрозрачный.
Вывод вписывается в ту же таблицу.
Динамическая пауза
Опыт № 3. Формирование познавательных УУД – анализ, обобщение, регулятивных УУД – самопроверка.
Учитель: Вернёмся к нашим стаканам, оставленным в начале урока. Что случилось со снегом и льдом, которые были в стаканах?
Учащиеся: Они растаяли.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Потому что в классе тепло.
Вывод о том, что снег и лёд тают в тепле, заносится в таблицу.
Учитель: А можно ли, глядя в эти стаканы, определить, что такое снег и лёд?
Учащиеся: Можно. Это вода.
Учитель: Проверим себя.
(возобновляем работу с презентацией, слайд 4)
Учитель: Что интересного вы заметили в схеме?
Учащиеся: Что некоторые свойства снега и льда общие, потому что снег и лёд – это вода).
Обязательно кто-нибудь из детей заметит, что о последнем свойстве – лёд и снег не тонут в воде, мы ничего не сказали. В этом случае ребятам предлагается работа в парах: доказать соседу по парте это свойство снега и льда и представить доказательство классу.
(Слайд 5)
3. Итог урока.
Учащиеся повторяют пройденный на уроке материал, отвечая на вопросы:
- Из чего образуются снег и лёд?
- Какими свойствами обладает снег?
- Какими свойствами обладает лёд?
- Где встречаются снег и лёд?
(если возникают затруднения при перечислении свойств снега и льда, можно перейти по ссылке на слайд с мультфильмом и посмотреть его снова)