Хризофиты – отдел одноклеточных протист, носящих название водорослей. Это преимущественно фотосинтетики, обладающие хлоропластами коричневого или золотистого цвета. Этот цвет им придает особый золотистый пигиент, маскирующий зеленый цвет хлорофилла, которого у хризофитов тоже хватает. Две самые крупные группы хризофитов, это золотистые и диатомовые водоросли.
Очень многие золотистые водоросли имеют панцирь или скелет из кремнезема, большинство обладает жгутиками и способны активно передвигаться. Способность к фотосинтезу отнюдь не всегда гарантирует мирный характер золотистых. Многие хищничают, заглатывая бактерий и своих более мелких собратий.
Золотистые водоросли
Золотистые водоросли многочисленны как в пресных, так и в соленых водах от полярных широт до тропиков и являются пищей многих рыб. Диатомовые водоросли в жизни рыб играют еще большую роль. Эти одноклеточные создания – основная пища мальков очень многих видов рыб, как морских, так и пресноводных. Диатомеи в огромном количестве населяют моря, пруды, озера, болота и просто лужи и канавы. Жгутики у диатомей отсутствуют, но зато почти все они обладают необыкновенно изящным кремневым панцирем.
Динофлагелляты – еще один отдел одноклеточных протист, относимых к водорослям. Хлоропласты динофлагеллят произошли, вероятно, от той же группы бактерий, от которых произошли пластиды золотистых и бурых водорослей. Они очень похожи по составу пигментов и также имеют коричневый или золотистый цвет. Впрочем, довольно многие виды хлорофилла не имеют и вынуждены питаться бактериями. Это, кстати, многим из них явно не по душе и некоторые бес-цветные динофлагелляты исхитряются вернуться в автотрофное состояние, вступая в симбиоз с цианобактериями, которые поселяются внутри их клеток.
Динофлагелляты владеют двумя жгутиками и способны активно передвигаться (хотя встречаются и неподвижные, лишенные жгутиков виды). Некоторые из них выделяют необыкновенно мощные яды, действующие на нервную систему позвоночных. Зачем им это надо – одному Богу известно, поскольку каждой конкретной динофлагелляте это никакой пользы не приносит, она слишком мала, и яда выделяет слишком мало, чтобы съевшая ее рыба почувствовала себя нехорошо. Но для морских динофлагеллят известны резкие вспышки численности. Причины этих вспышек понятны плохо, но от этого никому не легче. Численность этих водорослей может возрастать до такой степени, что вода приобретает красный цвет. И вот тут-то приходится плохо не только рыбам, которые гибнут иногда в таком количестве, что сотнями тысяч покрывают пляжи. Плохо приходится и людям, которые динофлагеллят не едят, но едят моллюсков. Моллюски, в отличие от рыб, не дохнут, а накапливают яд в своих тканях. Покушав мидий или устриц, пойманных в районе вспышки, любитель морепродуктов рискует отправиться на тот свет.
Диатомовая водоросль: 1 – створки панциря; 2 – цитоплазма