Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих действие кадет.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Вхождение в диалог.
Предварительно кадеты получили домашнее задание:
по мини-группам:
выбрать из изученных и изучаемых произведений художественной и документальной литературы персоналии, героев и персонажей, являющиеся, по мнению кадета, личностью;
выявить их лучшие личностные качества;
доказать, что именно эти качества являются важными для формирования личности;
подготовить краткие сообщения;
создать презентации для публичной защиты обозначенных личностных качеств.
индивидуальные:
найти и распределить отрицательные и положительные качества личности, подготовить к физкультминутку.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Здравствуйте, уважаемые кадеты!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Представляем Вам группу ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ и ОБЩЕСТВОВЕДОВ.
Ребятам поручено выступать от имени команды, следить за регламентом выступающих, вести дискуссию и следить за порядком во время работы выступающих.
ЭКСПЕРТНАЯ группа будет отслеживать выступления ребят и в конце урока даст свою аргументированную оценку, кто же из выступающих был более убедительным.
Группам было дано домашнее задание поисково-творческого характера, а некоторые кадеты получили индивидуальное задание.
На результаты вашей самостоятельной деятельности мы и будем опираться на уроке.
Обращаем ваше внимание на рабочие листы урока, которые перед вами лежат на столах, мы обратимся к ним в ходе урока.
Психологический настрой на урок: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.
2. Определение темы урока
Василий Сухомлинский сказал: «Ты рожден человеком, но человеком надо стать».
Позвольте нам начать урок с маленькой притчи: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… и каждый из них был человек….»
– Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (Ответы кадет)
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску – «личину», в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.
– Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? (Он не считал их личностями)
– Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны? (Да, не каждый человек личность, например…ребенок, пьющий человек, психически больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)
– А почему вы отказываете им в праве называться личностями? (Личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…)
– А эти примеры, в каждом случае надо доказать – какая личность – формирующаяся, патологическая, слабая. Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.
– Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»?
– Как Вы считаете, каков будет предмет нашего урока? (Личность)
3. Постановка учебной задачи
– Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека личностью, и что нужно сделать, чтобы ею стать
– Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)
БЫТЬ...
СТАТЬ…
– Почему нам важно ответить на эти вопросы? (Мы – подростки, и мы на примере уже великих, знаменитых людей формируем себя как личность…)
– Начнем с понятия «личность». Понятие личность употребляется в более узком значении, чем понятие «человек» («индивид»).
4. Совместное «открытие знаний»
– Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему? Давайте сформулируем определение понятие «личность»,
– Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той личности, которая имеет «социально значимые черты (качества)». Приведите примеры социально значимых качеств через личность.
Работа с высказыванием (беседа)
И. Кант (1724-1804): «Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».
Железная воля – МАРЕСЬЕВ (сообщение кадет с доказательством качеств от группы обществоведов)
Основным качеством, присущим настоящему мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.
Беседа по сообщению с кадетами
– Способность быть господином самому себе. Что это значит? (Иметь характер, умение быть человеком независимым, решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения управлять собой, своим поведением)
– Прекрасные качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (Моральные и гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости)
– Но и это не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы – с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека
– Сделайте вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.
– В процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование? (Общество, семья, дружба, опыт других, знания…)
Пример группы литераторов
М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда». Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял себе поэт. Лермонтов был человеком высокого ума, чести и благородства.
Пример группы обществоведов (СУВОРОВ)
Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца.
Пример группы литераторов
Но мне теперь кажется, что там всё еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи…бнапряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью романтического типа личности, и остается только понять, на что она должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека.
5. Первичное закрепление
Работа с притчей «Старательный дровосек»
«Дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции»
Человек должен всегда осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате. Потому что даже если мы хорошо трудимся, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И где гарантия, что однажды, дровосек сам не станет жертвой и не попадёт в тот костер. Таким образом, на каждом из нас хотим мы того или нет всегда несём ответственность за результаты наших поступков.
– Что значит быть ответственным? (Предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них)
– Какой важный урок Вы вынесли из сегодняшнего занятия?
6. Самостоятельное применение и использование полученных знаний
Рефлексия
Список качеств личности важных для тебя |
0 |
1 |
2 |
1. Уверенность |
|
|
|
2. Самостоятельность |
|
|
|
3. Ответственность |
|
|
|
4. Решительность |
|
|
|
5. Искренность |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
7. Подведение итогов
Стать личностью – это значит…
Работа с рабочим листом
– Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к. Вы её четко изложили нам бы хотелось оценить вашу работу на отлично.
Домашнее задание: выработайте собственные критерии личности
– А завершить нам хотелось бы притчей «Бабочка».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
– Скажите. Что у меня в руках?
– Бабочка.
– Какая она: живая или мертвая?
– Всё в твоих руках!
– Помните, ребята, всё в ваших руках!