Цель: формирование у учащихся представления о предвыборной агитации.
Задачи:
дать учащимся представление о выборах как важнейшем демократическом способе формирования органов власти;
сформировать представление о предвыборной агитации;
развитие творческого самостоятельного мышления.
Основные понятия: принципы проведения выборов, избирательное право, основные этапы избирательного процесса, предвыборная агитация, кандидат, электорат.
Ресурсы занятия:
Электронная презентация «Этапы избирательного процесса», подготовленные учениками на уроках по избирательному праву. (Подобный подход позволяет учителю накапливать материал по теме «Избирательное право», тем самым расширять спектр рассматриваемых вопросов темы).
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации».
Закон Рязанской области «О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области».
Статьи о предвыборной агитации в СМИ.
Рекомендации: Тексты законов можно найти в системах «Гарант», «Консультант-плюс», компьютерную презентацию можно заменить работой с понятиями, используя тексты законов.
Ход урока
Метод проектов. Создание компьютерной презентации «Предвыборная агитация как средство политической борьбы за голоса избирателей». (Это будет продолжением визуального ряда по предмету и наглядно-образного представления по теме «Избирательное право»).
Эпиграф к занятию:
...Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая, – побеждать!
(Еврипид)
1. Актуализация (7 минут)
Учитель:
В сентябре 20018 года в нашей области, как и в других субъектах РФ, пройдут выборы в органы местного самоуправления. Что собой представляет избирательный процесс?
Учитель демонстрирует электронную презентацию «Этапы избирательного процесса».
Вопрос учащимся: Прочитайте эпиграф урока и подумайте, к какому этапу можно отнести слова древнегреческого поэта Еврипида (VI в. до н.э.)?
Учащиеся определяют, что это этап предвыборной агитации.
Учитель: Предвыборная агитация – это средство политической борьбы за голоса избирателей.
2. Работа над проектом (30 минут)
Учитель:
Сегодня на занятии мы выполним проект – создадим презентацию: «Предвыборная агитация как средство политической борьбы за голоса избирателей». Продолжительность презентации -1-2 минуты. На занятии представим результаты работы на листах, дома вы создадите ее компьютерную версию, которая пополнит медиатеку по теме «Избирательное право».
- Работа групп:
(Учащиеся работают в группах того же состава, что и на первом занятии).
Задание группам: знакомство с текстами, планирование презентации, изготовление ее на листах. (20 минут)
Группа 1. Статья 48 п. 1-4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации».
Группа 2. Статья 48 п.5-7.
Группа 3. Статья 39 Закона Рязанской области «О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области».
Группа 4. «Осуществление предвыборной агитации через СМИ».
2. Работа над проектом (30 минут)
Учитель:
Сегодня на занятии мы выполним проект – создадим презентацию: «Предвыборная агитация как средство политической борьбы за голоса избирателей». Продолжительность презентации – 1-2 минуты. На занятии представим результаты работы на листах, дома вы создадите ее компьютерную версию, которая пополнит медиатеку по теме «Избирательное право».
Работа групп:
(Учащиеся работают в группах того же состава, что и на первом занятии. Это позволит им ощущать связь с предыдущей темой).
Задание группам: знакомство с текстами, планирование презентации, изготовление ее на листах. (20 минут)
Группа 1. Статья 48 п.1-4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации». Группа 2. Статья 48 п.5-7.
Группа 3. Статья 39 Закона Рязанской области «О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области» Группа 4. Лагутова О.Ю. Осуществление предвыборной агитации через СМИ... (См. ресурсы занятия).
В процессе работы групп учитель помогает учащимся решать возникающие проблемы.
Выполнение проекта подразумевает отработку способов деятельности, а не накопление знаний. Проектная деятельность направлена на развитие умений выделять главные мысли, формулировать, анализировать и находить пути решения проблемы.
В процессе работы учащиеся отрабатывают навыки работы с законами, статьями, планируют презентацию.
- Презентация результатов и обсуждение (10 минут)
Группа 1 рассказывает о том, что признается предвыборной агитацией, как она проводится.
Группа 2-об ограничениях на проведение агитации.
Группа 3 отмечает, как вопросы предвыборной агитации рассматриваются
в областном законе.
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на иерархию законов.
Группа 4 рассказывает о проблемах: обязанности СМИ в избирательной компании.
3. Рефлексия (7 минут)
Учащимся предлагается написать синквейн на тему «Предвыборная агитация».
Например, Агитация
Предвыборная, активная.
Направляет, убеждает, завоевывает.
Чем руководствоваться при выборе, кто лучше?
Думай сам!
Учитель обобщает итоги работы (2 минуты).
Период предвыборной агитации – ответственный период. Кандидаты и политические партии стремятся завоевать симпатии избирателей, определить свой электорат
А избиратели?
Люди слышат огромное количество громких высказываний, обещаний. Но как же отличить правду ото лжи? Люди теряются, и, думаю, что отчасти именно поэтому одни вообще не ходят на выборы, а другие голосуют необдуманно, неразумно. Поэтому, повышение правовой и политической культуры, особенно молодежи, – это важная и ответственная задача. Достижение этой цели позволит гражданам более грамотно подходить к анализу предвыборной агитации, что в результате поможет принять правильное решение на выборах.
Первый шаг в этом направлении мы сегодня уже сделали.
Домашнее задание:
Подготовить электронный вариант презентации «Предвыборная агитация как средство политической борьбы за голоса избирателей».
Провести исследование среди населения различных возрастных групп по вопросу: «Влияет ли предвыборная агитация на выбор избирателя?»