Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

План-конспект урока ОБЖ в 7 классе «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»

 

Цель урока: изучить материал по теме "Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров”; познакомить обучающихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.

Задачи:

Метапредметные: 

сформировать умения находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

сформировать представления о ценности и уникальности природного мир, природоохраноом, здоровьесберегающем поведении.

Предметные

развить мыслительные операции: анализ, сопоставление разных видов пожаров, формирование навыка сравнения на примере пожаров разных видов и способов их распространения, прогнозирование последствий при возникновении лесных пожаров , совершенствование умений анализировать причины возникновения пожаров для разработки предупредительных мер.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

УУД

Организационный момент

Приветствие

Приветствие

Проверяют готовность к уроку

 

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Мотивация учебной деятельности

Учитель направляет деятельность учащихся на получение новых знаний

Чтение текста "История огня”

мультипликационный фильм "Прометей” (фрагмент)

Просмотр мультипликационного фильма "Прометей” (фрагмент)

 

 

С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним. Показ видеофрагмента СМИ Бушуют лесные и торфяные пожары” 

 

 

 

Актуализация знаний

Проводит проверку знаний и подводит учащихся к знакомству с новой темой.

Фронтальная беседа:

Что такое пожар?

Что мы помним и знаем о пожарах и причинах их возникновения из уроков ОБЖ в 5-6 классах?

- Назовите 3 компонента пожара?

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга

Владение терминологией, ключевыми понятиями

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Учитель организует работу.

 

Как объяснить действия героини?

Каковы условия прекращения горения?

Когда огонь может вызвать пожар?

Совместное обсуждение текста, составление плана действий героини.

Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.

 

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока.

- Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он  так и не научился с ним обращаться. В 7 классе мы продолжим тему пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном  природном явлении. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках.

Сообщение темы урока "Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров” 

Называют тему урока

 

Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации.

Постановка учебных задач

Учитель задает вопросы:

- Что, в основном, может гореть в лесу?

- Что такое торф?

Что вам о нем известно?

Предлагает учащимся, самостоятельно используя ресурсы сети Интернет ответить на поставленные вопросы

Самостоятельный поиск ЭОР.

Развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьной программы

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Изучение нового материала

Показ презентации с элементами беседы "Лесные и торфяные пожары и их характеристика”.

1. Понятие пожара в разных источниках.

 

- По типу пожары бывают. 

- Что же такое лесной пожар?

- Как называется наука, их изучающая?

 

- Давайте сравним  температуру воспламенения разных материалов. 

 

-   Скажите, какой можно сделать вывод.

По причине возникновения пожары делятся на:

- Естественные пожары (вызванные молниями)

Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади.

- Антропогенные (вызванные людьми).

Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более развитие.

- Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

- Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

- В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. 

 

Низовые пожары– это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки . При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни.

- Низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые:

- при беглом низовом пожаре сгорает живой и мертвый напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью и высотой пламени, обходя места с повышенной влажностью покрова.

- при устойчивым низовом пожаре огоньраспространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью, охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни.

- Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а иногда за несколько сотен метров от основного очага.

- Верховые лесные пожары так же как и низовые могут быть беглыми и устойчивыми:

- верховые беглые характеризуются горением и быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре.

Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин. Как гласит народная мудрость, "от сильного верхового пожара не ускакать даже на быстром скакуне”. Во время беглого пожара ветер разносит горящие ветви и искры, которые поджигают лес на десятки, а порой и сотни метров вперед, создавая новые очаги пожара.

- верховой устойчивый обладает наибольшей разрушительной силой, после него остаются лишь обугленные остатки стволо.

- Почвенные пожары (торфяные) чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой).

По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.  Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

Вывод.  На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров.

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы.

Работа  учащихся с уч. п.5.1.

Вывод (делают учащиеся): Сухое дерево по пожароопасности приближается к бензину

Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.

- развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Регулятивные:прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими;

Познавательные:познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

Первичное закрепление

Предлагает учащимся пройти online тест для закрепления изученного материала с последующим разбором каждого задания.

Проходят onlin тест

Объективная оценка усвоения нового материала.

 

Учащимся предлагается проанализировать статью, ответив на вопрос,  какой вред наносят лесные пожары?

Вывод.. Пожары приносят  большой вред и самой природе, и человеку. Неосторожность людей – главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами. На следующем уроке мы с вами выясним причины лесных и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека  во время лесных и торфяных пожаров

Учащиеся отвечают на вопрос.

Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.

Рефлексия

Задает вопрос: "Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?”

Чтение стихотворения Сергея Газина "Лесной пожар” 

Отвечают на вопросы, обсуждают стихотворение

 

Проверка способности самооценки, как личностный результат

Домашнее задание

Параграф 5.1 Творческое задание: подобрать материал о лесных пожарах Владимирской области.

 

 

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru