Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Воспитание. Образование. Книги. Школа. Наука. Научно-технический прогресс. Труд и деньги

Проблемы

Воспитание человека. Проблема важности воспитания. Проблема воспитанности и невоспитанности. Проблема зависимости воспитания и обучения. Проблема воспитания подрастающего поколения. Проблема самовоспитания. Проблема формирования моральных устоев. Проблема воспитания уважительного отношения к хлебу.

Проблема выбора профессии. Проблема преданности своему делу. Верность своему призванию. Проблема необходимости трудиться. Проблема значимости труда в жизни человека. Проблема безответственного отношения к своему делу.

Проблема карьеризма, лжеучёности. Проблема разрушающего влияния денег. Проблема роли науки в развитии общества. Роль науки в современной жизни. Человек и научный прогресс.

Проблема влияния научно-технического прогрес­са на развитие общества.

Проблема роли научной фантастики в научно-тех­ническом прогрессе.

Проблема глобализации, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество.

Проблема неистребимой тяги к развитию, науке.

Проблема последствия научных открытий.

Духовные последствия научных открытий.

Проблема социальной ответственности учёных за их изобретения.

Проблема влияния телевидения (Интернета) на лю­дей.

Проблема роли рекламы в современном обществе.

Проблема шума в современном мире.

Проблема недопустимости вмешательства в есте­ственный ход вещей (опасности непродуманных экспе­риментов).

Проблема значения книг в жизни человека.

Проблема предназначения книги.

Проблема получения знаний, образования (школа, учитель).

Проблема познания для человека.

Проблема роли учителя в жизни человека.

Проблема влияния учителя на ребёнка.

Проблема отношения к чтению.

Проблема трудности в выборе хорошей книги для чтения.

Проблема бережного отношения к книгам.

Проблема роли образования в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека (становле­нии личности).

Проблема нравственной ценности художественной литературы.

Проблема значения Пушкина для России и для каж­дого русского человека.

Образование и культура.


Утверждающие тезисы

Познание мира ничем нельзя остановить. Научный прогресс не должен опережать нравствен­ные возможности человека.

Цель науки — делать человека счастливым. Только упорным трудом и ученьем можно достичь высот в мастерстве.

Книга — лучший друг.

Чтение обогащает, развивает ум человека.

Техника сильна, когда в умелых руках она.

Техникой владеешь, всё преодолеешь.

Кто с техникой дружит, тому она верно служит.


Цитаты

Только труд даёт право на наслаждение.

(Н. Добролюбов)

Мы вышли из пещер, но пещера ещё не вышла из нас.

(А. Регульский)

Все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

(А. де Сент-Экзюпери)

Мы можем настолько, насколько мы знаем.

(Гераклит)

Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем.

(К. Паустовский)

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах.

(А. Герцен)

Мы были достаточно цивилизованны, чтобы по­строить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться.

(К. Краус)

Мир книги это мир настоящего чуда.

(Л. Леонов)

Хорошая книга просто праздник.

(М. Горький)

Они ушли во тьму, но не исчез их след.

(У. Шекспир)

Нет карьеры поэта, есть судьба поэта.

(С. Маршак)

Суть литературы не в вымысле, а в потребности ска­зать сердце.

(В. Розанов)


Пословицы и поговорки

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Чтение — вот лучшее учение.

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторенье — мать ученья.

Век живи — век учись.

Учить — ум точить.

Пока талант получат, век учат.

Без муки нет и науки.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Учиться всегда пригодится.

Умел дитя родить — умей и научить.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Водила за ручку — получила белоручку.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

У доброго батюшки добры и детки.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Говорят, хорош, а дела ни на грош.

В народе тот не забудется, кто честно трудится.

Без труда жить — только небо коптить.

Где успехи трудовые, там и горы зерновые.

Земля труд любит.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Деньги не пахнут.

Деньги хороший слуга, но плохой хозяин.

Денег палата, да ума-то маловато.

Дай вору целковых гору — воровать не перестанет.


Литературные аргументы

К. Чуковский «Мойдодыр»

Теме труда, его важности для развития человека из­давна уделяли внимание многие писатели.

Каждый человек помнит детское стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр», в котором ленивый маль­чишка, не желавший даже умываться, был наказан вдруг ожившим умывальником.


Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Драматическое произведение Д. Фонвизина словно является продолжением «Мойдодыра». Такой же юно­ша, только побольше, помассивнее, а ума, как было чуть-чуть, так и осталось.

Конечно, Д. Фонвизин в своей пьесе поднимает проблему учения и знаний, но для Митрофанушки процесс обучения это слишком большой труд. Так и остаётся он на том же примитивном уровне своего развития, не желая учиться и мечтая только о же­нитьбе.


А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

А. С. Пушкин в своём романе в стихах «Евгений Онегин» на примере главного героя показывает челове­ка умного, незаурядного, мечтающего принести пользу людям, но бросает лишь одну фразу: «.труд упорный ему был тошен», и этого уже достаточно для понимания всей жизненной драмы Евгения Онегина.

Выросший в праздности, живущий по законам сво­его круга, он не научился самому главному — терпе­ливо трудиться, добиваться своей цели, не научился приносить пользу людям, дарить им добро, не научил­ся жить ради другого человека. Поэтому-то и превра­тилась его жизнь в безрадостное существование «без слёз, без жизни, без любви».


Д. Лондон «Мартин Иден»

Пример героя в романе Д. Лондона «Мартин Иден» доказывает, что ежедневный упорный и тяжёлый труд может совершить невозможное. Так случилось с прос­тым рабочим пареньком, решившим завоевать любовь девушки из знатной семьи.

Программа усовершенствования, которую Мартин выработал для себя, принесла ему успех, знания, по­ложение. В интеллектуальном плане он даже стал на­много превосходить и свою возлюбленную Руфь, и её семью, и всех её знакомых.

Те, кем он поначалу восхищался, перед кем ис­пытывал мучительный стыд за своё невежество и не­образованность, оказались примитивными, скучными и по-обывательски нудными представителями обще­ства.


А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Выдающийся русский драматург, поэт и дипло­мат А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» подни­мает проблему обучения и неистребимость тяги героя к развитию, к науке. Однако эта проблема непонятна для окружающих его представителей светского обще­ства. Фамусовы, молчалины, скалозубы и им подоб­ные живут в маленьком мирке, в котором нет места ни любознательной мысли, ни живому уму.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает пра­во молодых людей заниматься наукой, искусством: «В науки он вперит ум, алчущий познаний; / Или в душе его сам Бог возбудит жар / К искусствам твор­ческим, высоким и прекрасным...», но даже такое бе­зобидное занятие как обучение в мире Фамусова вы­зывает неприятие и страх: для них эти слова сродни инакомыслию, свободолюбию и своеволию.

Фамусов выступает в роли человека, охраняющего покой общества, поэтому ни как любящий отец, ни как крупный чиновник он не может позволить распро­странение идей, подрывающих устои этого общества. Его пугает направление ума странного молодого человека.

Он пытается «вразумить» его, «наставить на пусть ис­тинный». Но Чацкий сопротивляется, пытаясь отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем им представ­ляется, что он многогранен, что в нём есть много такого, что можно исследовать и изучать.

Однако людям, не понимающим причину пылкости его натуры, сложно разгадать его идеи. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать человека, ко­торый не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий пережил личную драму, но, страдая, всё-таки отстоял своё право быть самим собой. Целеу­стремлённость характера героя Грибоедова сохраняет в нём тягу к науке, к совершенствованию и развитию. По-видимому, человечество всегда будет стремить­ся к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.


И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа замечательного рус­ского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» являет­ся Евгений Базаров. Герой самозабвенно занимается наукой, изучает медицину, стремится к работе, тру­ду, полезной деятельности. Однако его вызов природе, вечным законам бытия, неверие в человеческие чув­ства приводят героя к краху.

Отвергая любовь и искусство, эти составляющие существенную потребность человека, он ставит себя на противоположный человеку полюс. Его нигилизм, по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и непреходящим ценностям человеческого духа, мыс­ли, всем естественным потребностям человека. В этом И. Тургенев усматривал вину героя и причину его не­избежной гибели.


А. П. Чехов «Ионыч»

Проблема разрушительного влияния денег в рас­сказе А. П. Чехова «Ионыч» раскрывается через об­раз доктора Старцева, который в молодости был по­дающим надежды, перспективным и талантливым врачом, мечтающим спасать людей.

Но стяжательство и рутина превратили его в отвра­тительного, обрюзгшего накопителя Ионыча. Главной его страстью и целью жизни стали деньги, послужив­шие причиной духовной гибели и нравственного раз­ложения его личности.


Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Проблеме власти денег в поэме Н. В. Гоголя «Мёрт­вые души» отводится главенствующая роль: почти каждый из героев так или иначе подчиняет свои мыс­ли и стремления желанию получить деньги, не прила­гая никаких усилий.

Однако скупой помещик Плюшкин воплощает в себе полную духовную деградацию личности. Его жадность и страсть к накопительству стала причиной разрушения как родственных, так и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве» и потерял человеческий облик.


А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Проблема разрушительного, губительного влияния денег на человека ярко отражена в повести А. С. Пуш­кина «Пиковая дама». Страстное желание выиграть и узнать секрет игры приводит Германна в дом графи­ни, которая, испугавшись пистолета, умирает.

Пушкин очень подробно и точно описывает состоя­ние игрока, находящегося в зависимости от трёх карт, которые якобы назвала ему старая графиня. Он уже развращён: деньги быстро портят человека слабого. Томимый жаждой наживы, он меняется абсолютно, меняется мироощущение, приоритеты и ценности.

Деньги превращают его в безвольное существо, ко­торое ради обогащения не погнушается ничем. Сама графиня Лизавета Ивановна с горечью говорила о Гер- манне: «Деньги — вот чего алкала его душа!».


А. Н. Островский «Бесприданница»

В пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» про­блема денежной зависимости поставлена трагично и остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверив­шая в любовь девушка страдает от навязчивых попы­ток матери, пытающейся пристроить дочь к богатому купцу Паратову.

Лариса понимает фальшь и лицемерие матери, по­нимает, что её единственная цель деньги. Всё есте­ство Ларисы сопротивляется пониманию такой ценно­сти. Но и Паратов за деньги предаёт её, продаёт свою свободу ради женитьбы на немолодой, но богатой жен­щине.


А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

О власти и влиянии денег на человека в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» можно рассуждать бесконечно долго, но главное всё-таки то, к каким вы­водам приходит читатель, узнав о судьбе Барона: счи­тая себя «всемогущим» и потеряв всё человеческое, Барон сходит с ума от богатства, которое поглотило его разум и душу. Деньги развили в нём жадность, эгоизм, зло. Пьеса стала примером пагубного, разрушительно­го влияния денег на человека.

Пьесу «Скупой рыцарь» по праву можно назвать психологически тонким анализом человеческой души, исследованием глубинной сущности личности.


В. Высоцкий «Баллада о вольных стрелках»

Проблеме общечеловеческих ценностей и независи­мости достойного человека от денег посвящены строки В. Высоцкого из стихотворения «Баллада о вольных стрелках»:

Кто без страха и упрёка — Тот всегда не при деньгах.

Поэт в короткой фразе смог выразить всю истину человеческой жизни, в которой главное — не деньги и богатство, а сохранение твёрдого ощущения в пра­вильности выбора жизненного пути, свободного от де­нег, страха, неуверенности, слабости.


М. Булгаков «Роковые яйца»

Проблема научно-технического прогресса отраже­на в повести М. Булгакова «Роковые яйца». Пресле­дуя собственные цели, профессор Рокк бездумно ис­пользует изобретение Персикова и вместо больших кур случайно выводит гигантских гадов, выращивает гигантских рептилий, чудовищных страусов.

Эти монстры становятся угрозой для всей цивили­зации, и в результате гибнут жена Рокка Маня, тыся­чи неповинных людей и сам Персиков.


М. Булгаков «Собачье сердце»

Проблема взаимодействия людей и природы, це­лесообразности этого взаимодействия, безопасности и необходимости экспериментов над природой нашла отражение в художественной литературе. В повести М. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображен­ский совершает операцию по преобразованию собаки в человека — по пересадке собаке гипофиза человека.

Учёным движет жажда познания, стремление из­менить природу. Но порой прогресс оборачивает­ся страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это ещё не человек, потому что в нём нет души, нет любви, чести и благородства.

Читая книгу, можно проследить, как постепенно милый, но хитрый и по-уличному нагловатый пёс Ша­рик превращается в отвратительного Полиграфа Поли- графовича Шарикова. Пёс, приобретший внешний об­лик человека, остался, по сути, дворняжкой, которая побежит туда, где кормят, и уважать будет того, кто кормит.

Произведение Булгакова стало предостережени­ем, обращённым ко всему человечеству. Особенно это предостережение актуально в настоящее время, ког­да человечество в своём развитии достигло огромных успехов: появились мощные компьютеры, телефоны, роботы, покорён даже атом. Но странно, что именно эта сила человека, быстрые шаги по пути прогресса за­ставляют всё больше тревожиться за судьбу самого че­ловека и всей планеты.


Е. И. Замятин «Мы»

Проблема глобализации, технического и научно­го прогресса, а также их влияния на человека и обще­ство образно описана в романе Е. И. Замятина «Мы». Главный герой Д-503, описывающий свою жизнь в то­талитарном «Едином Государстве», с восторгом рас­сказывает об основанном на математических расчётах обществе, бездушном и жестоком, в котором нет места чувствам, красоте, природе.

В своём произведении Замятин предупреждает человечество о пагубном влиянии научно-техниче­ского прогресса, указывает на его худшие стороны, предугадывает, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу, ими нельзя управлять, они оказывают сильное влияние на самого человека.


В. Г. Распутин «Уроки французского»

Проблеме влияния учителя на будущую жизнь ре­бёнка, на его мировоззрение, характер посвящён рас­сказ В. Распутина «Уроки французского».

Судьба сельского мальчишки, который жил впрого­лодь, привлекла внимание учительницы, и она, нару­шив принятые в педагогике правила, всё-таки помогла ему выжить.


М. Горький «Мои университеты»

В повести М. Горького «Мои университеты» рас­крывается роль книг в жизни человека. Главный герой повести Алёша считал, что только прочитанные книги помогли ему пережить тяжелейшие испытания жизни и стать достойным человеком.


А. Дементьев

Памятны строки Андрея Дементьева, которые он посвящает учителям, отдающим свои силы и душу своим ученикам:

Не смейте забывать учителей!

Они о вас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут ваших возвращений и вестей.


Ч. Айтматов «Первый учитель»

Проблема отношения к учителям подаётся в пове­сти Ч. Айтматова «Первый учитель» через образ Ал- тынай, для которой молодой, приехавший в аул учи­тель Дюйшен стал мерилом нравственных ценностей, ориентиром на жизненном пути, тем человеком, перед которым «.в самые тяжёлые минуты жизни» Алтынай держала ответ и благодаря которому никогда «.не смела отступать» перед трудностями.


Конфликт поколений. Время. Проблемы семьи

Проблемы

Борьба нового и старого как источник развития.

Проблема преемственности поколений.

Проблема отцов и детей.

Проблема взаимоотношения отцов и детей (кон­фликта поколений).

Проблема взаимопонимания взрослых и детей.

Проблема роли детства в становлении человека.

Проблема необходимости примера взрослого в вос­питании человека (роль примера в воспитании).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».

Проблема конфликта поколений.

Проблема значимости и роли примера взрослых.

Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения.

Проблема влияния эпохи на формирование нрав­ственных ориентиров и основных жизненных устано­вок молодого поколения.

Проблема жестокого отношения к детям.

Проблема взросления, формирования характера (роль взрослых, школы в становлении личности).

Проблемы юношества.

Проблема скоротечности времени. Проблема отношения к детским воспоминаниям. Проблема роли семьи в формировании личности. Проблема взаимоотношений в семье. Проблема неблагодарности детей, родительской люб­ви.


Утверждающие тезисы

Конфликт поколений — необходимый механизм об­щественного развития.

Каждое поколение считает, что новое поколение живёт неправильно.

В детстве закладываются все черты человеческого характера.

В детстве закладываются способности и таланты че­ловека.

В детстве формируются нравственные идеалы и мо­ральные ценности.

Ребёнок формируется в семье.


Цитаты

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.

(Ф. Бэкон)

Семья — это та первичная среда, где человек дол­жен учиться творить добро.

(В.Сухомлинский)

Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать роди­телей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы об­радовать детей...

(П. Коэльо)

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери.

(Ги де Мопассан)

Любовь родителей к детям сильней чем детей к родителям. Родители могут не любить друг друга, но жить вместе ради детей, а дети могут бросить роди­телей ради любви к совершенно случайному человеку.

(К. Мелихан)

Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.

(Э. Хемингуэй)

Одиночество легче, когда не любишь.

(Э. М. Ремарк)

Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка.

(Ф. Достоевский)

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

(А. де Сент-Экзюпери)

Каждое поколение уверено, что именно оно призва­но переделать мир.

(А. Камю)


Пословицы и поговорки

В родном углу всё по нутру.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет так и горя нет.

Согласье в семье — достаток в дому, раздоры в се­мье — пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчёт.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своём доме и стены помогают.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Намёки да попрёки семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Человек без братьев и сестёр — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.


Литературные аргументы

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» проблема конфликта поколений представлена через образы Базарова, его родителей и членов семьи Кирсановых.

Главный герой испытывает противоречивые чув­ства по отношению к своим родителям: с одной сторо­ны, он признаётся, что искренне любит их, с другой презирает патриархальную, «глупую жизнь отцов».

От родителей отдаляют Базарова его убеждения. И если у молодого Аркадия Кирсанова наносное презре­ние к старшему поколению вызвано желанием подражать другу, то у Базарова это презрение обусловлено идеей, жизненной позицией героя. При всём этом читатель ви­дит, что родителям Евгения их сын по-настоящему дорог.

Старики Базаровы очень любят своего сына, и эта любовь смягчает отсутствие взаимопонимания в их от­ношениях с Евгением. Родительская любовь сильнее всех остальных чувств, она живёт даже тогда, когда главный герой умирает.

Смерть Базарова, умершего от пустяковой царапи­ны, символична: оторванный от своих истоков, от род­ной почвы, презрительно относящийся к старикам, отрицающий нравственные устои, Базаров оказался слаб, он не выдержал испытаний жизни, его сила ока­залась надутым пузырём, лопнувшим от маленькой иголки.

Драматический финал показал несостоятельность и безжизненность таких представителей новых идей и тенденций, как Базаров.


В. Высоцкий «Баллада о времени»

Проблема связи веков и отношений разных поко­лений не всегда выражает противоречивые чувства или восприятия жизни. Несмотря на прошедшие годы, вечные проблемы нравственности — любовь, свобода, дружба и предательство продолжают тревожить горя­чие сердца. Эту тревогу выражают слова поэта-барда В. Высоцкого:

И вовеки веков, и во все времена Трус, предатель — всегда презираем, Враг есть враг, и война всё равно есть война, И темница тесна, и свобода одна — И всегда на неё уповаем.

Поэт отмечает, что только благодаря бережному от­ношению к исторически сложившимся в народе поня­тиям добра и зла, в народе и в каждой семье могут со­храниться взаимопонимание, уважение и доброта:

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки — из прошлого тащим,—

Потому что добро остаётся добром —

В прошлом, будущем и настоящем!


Л. Н. Толстой «Война и мир»

Вариант 1

В семье Ростовых отношения строились на добро­те и искренности, уважении и понимании, поэтому-то и дети Наташа, Николай и Петя стали по-настоя­щему достойными и счастливыми людьми.

Если же сравнить их отношения с отношениями, царившими в семье Курагиных, то можно понять, по­чему в семье, в которой деньги и карьера решали всё, появились такие безнравственные эгоисты, как Элен и Анатоль.


Л. Н. Толстой «Война и мир»

Вариант 2

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в род­ном доме: доброту, открытость, желание помочь в лю­бую минуту.


В. Астафьев «Последний поклон»

В автобиографичной повести В. Астафьева «По­следний поклон», ставшей для писателя выражением его особой любви к суровому родному краю, в одном из рассказов, объединённых общей темой, поднимает­ся проблема влияния взрослого на формирование ха­рактера ребёнка.

В. Астафьев с любовью к простым сельским жите­лям пишет о мальчишке Витьке, в душу которого его бабушка Катерина Петровна вложила все глубокие че­ловеческие премудрости. Она стала для внука симво­лом добра, любви и уважения к человеку.


И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Негативная, гнетущая психологическая атмосфера в семье Риты, равнодушие взрослых стали причиной серьёзной болезни маленькой героини и причиной же­стокости её хитрой, изворотливой сестры.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru