Действующие лица: Судья, прокурор, адвокаты, секретарь, свидетели обвинения, свидетели защиты, цыгане, мужья учительниц, обвиняемые учителя.
Участники сценки: директор, мальчик, две учительницы, учитель математики, учитель физкультуры, военрук.
Звучит фрагмент симфонии № 5 Л. Ван Бетховен. Входит секретарь.
Секретарь: Встать! Суд идет!
Все встают, входит судья.
Судья: Сегодня, 3 октября 2008 года в народном суде средней школы слушается дело в отношении группы лиц, которые на протяжении многих лет совершали преступные действия в отношении учащихся школы.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством средней школы народный суд в составе: председателя суда, народных заседателей рассматривает уголовное дело в отношении этих лиц и определяет степень вины.
Секретарь: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Посмотрите на этих преступников, которые в течение долгих лет экспериментировали на нас бесконечные уроки, зачеты, контрольные, рефераты вконец замучили нас!
Каждый из них старался, чтобы уж его-то предмет мы знали как пять своих пальцев, чтобы мы были грамотными, эрудированными, умели мыслить, рассуждать, разбираться в химических реакциях и биологических процессах, в исторических событиях, прыгали, бегали, скакали, да ещё и при всем этом говорили на иностранном языке.
Мало того, так они еще изо всех сил воспитывали нас, старались, чтобы мы были добрыми, вежливыми, скромными и честными.
Разве это мыслимо всего-навсего для одной головушки, которая есть у нас? Прошу Высокий Суд определить степень вины каждого и вынести справедливое наказание. Я закончил.
Секретарь: Слово предоставляется свидетелям обвинения – ученикам этой школы.
1-й ученик: Товарищи судьи! Я занимаюсь, я стараюсь, я в лепешку расшибаюсь, а учителя мне двойки ставят!
Судья: Может Вы все-таки плохо занимаетесь?
Ученик: Кто? Я плохо? Да никто из ребят так не занимается, как я! Все ребята как поступают? Легкомысленно! Годик поучатся в одном классе и сразу в другой. Еще годик – и опять в другой. А я занимаюсь серьезно, усидчиво: сижу по два-три года в одном классе!
Судья: Да-а-а, ничего не скажешь. Значит, учителя к тебе придираются?
Ученик: Еще как! Например, Елена Ивановна, учитель математики – вызывает меня к доске и диктует задачу: «Летят 2 самолета, и оба реактивные...» Я ей сам, без всяких подсказок, сразу же отвечаю: «Где ж Вы видели, Елена Ивановна, чтоб у нас самолеты летали? Они у нас только падают!». И за этот правильный ответ получаю двойку.
Судья (обращается ко второй ученице): Ну, а Вы что мне скажите?
Ученица: Я про русский язык! Это еще хуже!
Галина Борисовна говорит: «Прочитай какую-нибудь басню Крылова». «Пожалуйста, – говорю я, – прочитаю басню Крылова «Петушка и Кукух». Она говорит: «Нет такой басни». Я говорю: «Есть!» Она говорит: «Подумай!». Я подумала и говорю: «Извините, ошиблась. Не «Петушка и Кукух», а «Кукух и Петушка». «И такой, – говорит, – басни нет. Садись, два!» А я точно знаю, что есть такая басня!
Секретарь: Слово для обвинения имеют мужья учительниц.
Мужья учительниц исполняют песню на мелодию «Ты ж миня пидманула».
Шли с тобою под венец
Ты сказала: молодец!
Бах! В учителки пошла –
Пидманула, подвела.
Ты ж меня пидманула,
Ты ж меня подвела.
Кухню и детей спихнула,
На уроки отбыла!
Как из школы ты приходишь,
Так все ручкою скребешь.
Пишешь, строчишь до утра
Хоть и спать уже пора.
Ты ж меня пидманула,
Ты ж меня подвела.
Кухню и детей спихнула,
На собранье отбыла!
Пропадают мои годы,
Пропадает весь мой век.
Кто с учительницей дружит –
Тот пропащий человек.
Ты ж меня пидманула,
Ты ж меня подвела.
Кухню и детей спихнула,
Все равно люблю тебя!
Секретарь: Суд объявляет перерыв.
Все удаляются.
Звучит цыганская музыка.
Голос за сценой: А в это время, в школе...
Появляются цыганки.
1-я цыганка:
Молодец, Шерало, что работу нашла,
Нас в этот казенный дом привела.
2-я цыганка:
Здесь для цыганской души раздольно,
Табор родной вспоминаешь невольно.
3-я цыганка:
На переменах топот стоит,
Словно табун по степи летит.
4-я цыганка:
Кочуй сколько хочешь
С этажа на этаж.
И цыганские пляски
В ансамбле «Вираж».
5-я цыганка:
Хотелось бы репертуар звонков изменить,
Цыганским задором их оживить.
Думаю, директор пойдет нам навстречу.
1-я цыганка:
А я нам, Ромуле, вот что замечу.
Озолотиться в школе не сложно –
На переменах гадать детям можно.
2-я цыганка:
Спросят – не спросят,
Зачет – незачет,
Которым по счету к доске пойдет...
3-я цыганка:
Выгодно это – ясно же сразу.
Жаль педсоставу только два раза
Можно давать гадальный сеанс,
Один в получку, другой в аванс.
4-я цыганка:
А чтобы звания психологов оправдать...
5-я цыганка:
Пойдем-ка тень на плетень напускать.
Цыгане уходят под музыку.
Входит секретарь.
Секретарь: Встать! Суд идет! Слово предоставляется адвокатам.
Входят адвокаты.
1-й адвокат:
Это наш директор –
И мудрый, и строгий,
Который ведет нас по верной дороге,
Храня от различных невзгод и проблем.
2-й адвокат:
Вот наша завуч –
В тревогах, в заботе,
В учебной, а также внеклассной работе.
У нее нет недочетов, пробелов.
1-й адвокат:
А это, друзья – наши учителя
Истории, химии если хотите.
Физрук, математик, физик, биолог.
А вот – литературы. Это – психолог.
2-й адвокат:
Библиотекарь, учитель пения –
Имеют все ангельское терпение.
Начальная школа, географ, немецкий,
ИЗО, информатика.
Ныне и присно,
Владея предметом, методикой ловко
Вбивают науки в ребячьи головки.
Секретарь: Слово предоставляется свидетелям защиты.
Входит вокальная группа девочек. Исполняются «Страдания».
1. В нашей школе, лучшей в мире,
Что учитель, то звезда.
И во всей России лучше
Не найдете никогда!
2. Понимают наши души,
Не боятся нас любить.
Доброту свою не глушат,
Сердце могут подарить!
3. Очень ценим их и любим,
Никому не отдадим.
Ведь приносят знанья людям
Мы такими ж быть хотим!
4. Говорят, что и сейчас
Педагоги просто класс.
Это правда – нет сомненья.
Эх! Мы вас любим навсегда!
Секретарь: А теперь, последнее слово предоставляется обвиняемым.
Входит труппа учителей. Они исполняют песню на мелодию «Виновата ли я...»
Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что учу:
Виновата ли я
Что ребят всех люблю
И все знанья отдать им хочу?
Виновата во всем, виновата кругом,
Как теперь мне себя оправдать?
Так зачем же зачем
Много лет уж назад
Согласилась уроки давать?
Согласилась сама, согласилась сама,
А без знаний, ребята, куда?
Пусть виновная я,
Пусть виновная я,
Жизнь моя не напрасно прошла!
Секретарь: Встать! Суд удаляется на совещание.
Голос за сценой: А в это время, в одной частной школе...
На сцену строевым шагом входит группа учителей, останавливаются и разворачиваются к зрителям. (Учителей играют дети.) Затем появляется директор (тоже ученик), а с ним «крутой» мальчик.
Директор: Дорогой, Сергей! Разрешите Вам представить коллектив Ваших учителей.
«Крутой» мальчик проходит вдоль строя, внимательно рассматривает каждого преподавателя и дает указания.
Мальчик: Заправиться! Подстричься!
Так, Вас я попрошу юбку покороче. Вы не в монастырь пришли работать!
А Вам чуть подлиннее, здесь Вам все-таки школа, а не то, что Вы думаете!
А это кто? (Обращается к директору.)
Директор: Учитель математики.
Мальчик: Трижды три? (Обращается к учителю математики.)
Учитель математики: Девять.
Мальчик: Неплохо... Пятью пять?
Учитель математики: Двадцать пять!
Мальчик (директору): Повысить ей зарплату. А Вам убрать живот. (Хлопает по животу очередного учителя.) А это кто у нас?
Директор: Физрук!
Мальчик: Десять приседаний! (Учитель физкультуры начинает приседать.) Так, а Вы кто?
Военрук: Я – военрук!
Мальчик: Сми-и-и-р-р-но! Звание?
Военрук: Майор!
Мальчик (директору): Маловато... Повысить звание!
Вольно, товарищ Генерал! (К военруку.)
(Мальчик ходит вдоль строя, руки за спиной.)
Ну что ж, друзья! Сейчас вы уходите на каникулы. Напоминаю, встречаемся 1 сентября. Всем быть подстриженными, отутюженными. Вообщем, как положено. Все свободны. Проконтролировать! (К директору.)
Все участники уходят со сцены, входит секретарь.
Секретарь: Встать! Суд идет! Входит судья.
Судья: Народный суд средней школы рассмотрел уголовное дело № 1.
Установлено, что все обвиняемые совершали преступные деяния. На основании вышеизложенного Суд постановил:
– отменить высшую меру наказания;
– заменить ее каторжными работами в средней школе пожизненно;
– произнести хором, а затем выучить наизусть и свято руководствоваться следующей торжественной клятвой Учителей!
На сцену входят два ученика. В руках у них написанная крупными буквами клятва. Учителя встают и читают её хором.
– Никогда не опаздывать на урок более чем на 30 минут!
– Клянусь!
– Ставить заслуженные пятерки, и только пятерки!
– Клянусь!
– Не задавать домашних заданий на каникулы и выходные дни!
– Клянусь!
– Не вызывать родителей особо отличившихся учеников в школу!
– Клянусь!
– Не утруждать себя хождением в школу по выходным и праздничным дням!
– Клянусь!
– Проводить вечера вне школы, отдыхая с семьей!
– Клянусь!
– Клянусь выполнять данные обещания!
Судья: Решение окончательное и обжалованию не подлежит!
Секретарь: Суд окончен. Прошу всех сесть. На сцену выходят все участники праздника.
1-й участник:
Славим мы учителей,
Милых и хороших!
2-й участник:
Будем петь, а вы, друзья,
Хлопайте в ладоши.
Ребята исполняют песню на мелодию «Я люблю тебя, жизнь!»
Я учиться люблю,
Что само по себе и не ново.
Нашу школу люблю!
Повторяю я снова и снова!
Мой учитель, всегда
Ты шагаешь с работы устало,
Все мы любим тебя,
Хоть хлопот доставляем немало!
В звоне каждого дня,
Мой учитель, тебе нет покоя.
Школа все для тебя –
И мы знаем, что это такое!
Мы с тобою пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
А другие придут –
Все опять повторится сначала!
Ах, как годы летят,
Мы грустим, седину замечая.
Нет за это наград –
У тебя ведь работа такая!
Мой учитель, прими
В светлых звуках осеннего гимна
Объясненье в любви,
И я знаю, что это взаимно!
Васильева Е. Ю.