Данный сценарий можно применить не только для вечера отдыха, но и ко Дню учителя. Желательно использовать такой прием, как концерт по заявкам, для чего надо заранее узнать музыкальные пристрастия учителей. Рекомендуем также предложить педагогам самим принять участие в концертной программе.
В рамках праздника можно подвести итоги конкурса на лучшее школьное сочинение на тему «Мой учитель».
На сцене двое ведущих – ОН и ОНА.
Он: Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня в нашем зале собрались люди, профессия которых имеет много синонимов: педагог, преподаватель, учитель, наставник, воспитатель. Итак, корпоративную вечеринку, посвященную Дню учителя, можно считать открытой!
Она: Кстати, ты не назвал еще один синоним – ментор.
Он: Ментор? Но так чаще говорят не вообще об учителе, а об учителе назойливом, надоедливом. Среди наших гостей таких нет.
Она: Ты глубоко ошибаешься, дав такое определение этому слову. Оно, кстати, происходит от имени собственного. Был у древнегреческого героя Одиссея друг, человек мудрый, рассудительный. Звали его Ментор. Когда Одиссей отправился на Троянскую войну, он поручил Ментору заботу о своем малолетнем сыне Телемаке. Телемак вырос умным, смелым и находчивым юношей, что является неоспоримым доказательством педагогических способностей его наставника. А имя Ментор со временем стало нарицательным. Вот такая история.
Он: Да, интересная. Дорогие друзья, а каких выдающихся педагогов в истории человечества, кроме уже названного Ментора, вы знаете?
Проводится аукцион на знание имен и фамилий людей, оставивших значительный след в истории педагогики (см. Приложение). Победителем становится тот, кто последним назвал знаменитого педагога.
Она: Только что были названы имена великих педагогов всех времен и народов. Нашему району (школе) тоже есть кем гордиться. Слово для приветствия школьных тружеников предоставляется_____________.
Выступление административного лица.
Он: Наш вечер отдыха продолжается. Сегодня в клуб пришли учителя, которые обучают детей самым разным школьным дисциплинам: математике, физике, химии, физкультуре, иностранному языку... Кстати, а преподаватели русского языка в зале есть? Очень хорошо! Моя племянница (она учится в 1-м классе) решила у меня проконсультироваться, как правильно написать: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? (Ответы зала.) Как и я, вы попались на ту же удочку! Ответ прост: у рыбы есть зубы. Конечно, это была шутка. А сейчас мы предлагаем всем присутствующим попытать счастья в конкурсе эрудитов.
Вопросы конкурса
• Как назывался древнерусский свод правил общественной и домашней жизни? Первая редакция относится к концу XV века. (Домострой.)
• Учебник для первоначального обучения грамоте. (Букварь.)
• Древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем. Получила свое название от храма Аполлона Ликейского, вблизи которого находилась. (Лицей.)
• Тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. (Диктант.)
• Форма самостоятельной работы учащихся, организуется учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке. (Домашнее задание.)
• Установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. (Каникулы.)
Всем участникам, правильно ответившим на вопросы, выдаются жетоны, на которых написано слово «зачет». Этот принцип будет действовать на протяжении всех конкурсных заданий.
Он: Что ж, все участники нашего конкурса проявили себя настоящими знатоками педагогической теории. Пора от интеллектуальной разминки перейти к танцевальной.
Танцевальная пауза.
Она: В последние годы средства массовой информации пестрят различными рекламными объявлениями, в которых профессиональные гадалки, маги и экстрасенсы обещают прояснить ваше настоящее и предсказать будущее. Вот и я, пройдя заочно школу практической магии, проведу здесь и сейчас свой первый сеанс.
Эта корона способствует концентрации энергии каждого из присутствующих и даст возможность если уж не будущее предсказать, то, по крайней мере, узнать мысли и желания, которые одолевают вас в настоящее время.
Ведущая подходит к учителю физкультуры и надевает ему на голову корону. Звукооператор включает заранее подготовленную фонограмму. Звучит куплет песни «Герои спорта» – муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова:
Будет небесам жарко.
Сложат о героях песни...
В спорте надо жить ярко,
Надо побеждать честно!
Уважаемый физрук мечтает о новых победах наших учеников в спортивных соревнованиях.
Те же самые действия проводятся с преподавателями других дисциплин, для каждого звучит близкая по теме песня и, если потребуется, комментарий ведущей (см. Приложение).
Он: Уважаемые гости, а сейчас мы с вами проведем очередную интеллектуальную разминку. Ваша задача – выбрать правильный ответ на поставленный вопрос. А начнем с вас, уважаемая____________. Кому как не преподавателю иностранного языка адресовать следующий вопрос. Как правильно произносить слово:
– прецендент;
– пренцедент;
– пренцендент;
– прецедент.
Она: А теперь на прочность знаний мы испытаем историка ___________.
Кто автор текста международного пролетарского гимна «Интернационал»:
– К. Маркс;
– К. Либкнехт;
– Э. Потье;
– Г. Кржижановский.
Он: На вопрос из области морали я попрошу ответить заведующую учебной частью_____________. Одна из десяти библейских заповедей гласит:
– не дерись;
– не укради;
– не умничай;
– уйди от греха подальше.
Она: Мой вопрос адресуется преподавателю биологии. Чем женщина отличается от мужчины:
– всем;
– ничем;
– они дуры, а мы нет;
– они дураки, а мы нет;
– у мужчин не бывает детей;
– как это не бывает?
Вы, конечно, поняли, что этот вопрос не имеет одного конкретного ответа. А вот следующий вопрос более серьезный. Он из области поэзии и, естественно, отвечать на него предстоит преподавателю литературы. Ответьте, пожалуйста, кто автор известных всем чуть ли не с пеленок строк: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...»:
– А. Пушкин;
– И. Никитин;
– Н. Некрасов;
– С. Есенин;
– слова народные.
Он: Нашему уважаемому математику адресуется следующий вопрос. Кто изобрел логарифмы:
– Эварист Галуа;
– Карл Гаусс;
– Джон Непер;
– Николай Лобачевский.
Она: Продолжаем наш вечер отдыха танцевальной разминкой. А открывает ее «белый танец»!
Танцевальная пауза.
Он: «Вовочка, – говорит учитель, – расскажи о путешествии Колумба». – «Значит, так... Колумб не знал, куда он приплыл... А когда вернулся домой, то не знал, откуда». Этот анекдот о Вовочке я рассказал не случайно.
Она: Неужели мы будем проводить конкурс анекдотов?
Он: Насчет конкурса ты попала в точку. Но только не анекдотов, а пословиц под девизом «Ученье – свет, а неученье – тьма». Пример предлагаю подать тебе.
Она (призадумалась): «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь».
Проводится конкурс пословиц (см. Приложение).
Он: С народной мудростью вы знакомы неплохо. А как дела обстоят со смекалкой? Предлагаю вашему вниманию загадки:
– Без языка, а сказывается. (Грамота.)
– Поле бело, поле серо, кто сеет, тот разумеет. (Печать.)
– Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
– Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдет, там заметку кладет. (Карандаш.)
– Черные, кривые, от рожденья все немые. (Буквы.)
– Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
– Грамоты не знаю, а век пишу. (Ручка.)
– Не дерево - с листьями, не шуба – сшита. (Книга.)
– Семя плоско, поле гладко. Кто умеет, тот и сеет. (Бумага, буквы, пишущий.)
– По черной земле белый заяц пробегает. (Классная доска, мел.)
– Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, в морях воды нет. (Географическая карта.)
Она: Сразу видно, что не простой коллектив, а педагогический собрался сегодня в этом зале. Любая загадка для них не проблема, все отгадали!
Он: Наш вечер отдыха стремительно приближается к концу, и многие из вас заслуженно получили «зачеты» по таким «предметам», как юмор, смекалка, эрудиция, находчивость, розыгрыш. Неуспевающих у нас нет. Тем не менее, мы должны, как полагается в любом учебном процессе, наградить самых успевающих похвальными грамотами.
Ведущие определяют двух-трех участников конкурсов, у которых оказалось наибольшее количество жетонов, вручают им шуточные похвальные грамоты или призы.
Она: Друзья, вот и настало время расставания. Желаю вам самых талантливых и прилежных учеников!
Он: А я хочу пожелать вам, чтобы, открывая дневники своих подопечных, вы ставили там только хорошие и отличные отметки, а родителей приглашали в школу исключительно для того, чтобы порадовать их успехами детей.
Она: Творческих достижений вам! И горения в вашем благородном деле!
Финальная музыка.
Приложение
Конкурс «Великие педагоги мира»
Аристотель (384 – 322 до н.э.). Древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Воспитатель царя Александра Македонского.
Кампанелла Томмазо (1568 – 1639 гг.). Итальянский философ и поэт, автор утопии «Город солнца». Автор оригинальной системы воспитания и обучения соляриев (от сл. «солнце»).
Коменский Ян Амос (1592 – 1670 гг.). Чешский мыслитель-гуманист, педагог и писатель. Основоположник дидактического метода.
Магницкий Леонтий Филиппович (1669 – 1739 гг.). Математик, педагог. С 1701 г. и до конца жизни преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве. «Арифметика» Магницкого (1703) до середины XVIII века была основным учебником математики в России.
Янкович Федор Иванович (1741 – 1814 гг.). Сербский и русский педагог, последователь Коменского. Участвовал в разработке плана школьных реформ, автор учебников и руководств для народных училищ. Создал в Петербурге учительскую семинарию с народным училищем при ней, стал ее директором.
Песталоцци Иоганн Генрих (1745 – 1827 гг.). Швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения, в которой связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основатель школ для бедняков, приюта для сирот.
Лобачевский Николай Иванович (1792 – 1856 гг.). Математик, создатель неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета, где преподавал математику, физику, астрономию.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870 гг.). Основоположник научной педагогики в России, автор ряда трудов по вопросам воспитания и образования. Главную цель воспитания видел в духовном развитии человека, которое достигается при опоре на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
Шацкий Станислав Теофилович (1878—l934 гг.). Организатор первых клубов для детей рабочих, первой опытной станции по народному образованию, детской трудовой колонии. Труды по формированию детского коллектива.
Корчак Януш (1878 – 1942 гг.). Польский писатель, педагог, врач. Книги: «Король Матиуш», «Как любить детей» и др. Будучи известным врачом, отказался от личной карьеры и личной жизни, чтобы всего себя посвятить чужим детям. Преданность отца – детям, преданность ученого – науке и преданность писателя – литературе были для Корчака одно и то же: счастье, которое знают только педагоги. Когда 200 его воспитанников фашисты отправили в лагерь смерти Треблинку, старому доктору предложили остаться, но он пошел со своими детьми.
Медынский Евгений Николаевич (1885 – 1957 гг.). В 1918 – 1920 гг. преподавал в Нижегородском институте народного образования. Труды по истории педагогики и школы.
Макаренко Антон Семенович (1888 – 1939 гг.). Советский педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии, соединил обучение с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и др.
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970 гг.). Советский педагог, член-корр. АПН. Труды по теории и методике воспитания детей. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».
Конкурс пословиц «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Корень ученья горек, да плод его сладок.
К мягкому воску печать, к молодому человеку – ученье.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Век живи, век учись.
Чему смолоду не научишься, того и под старость не будешь знать.
По ученику и об учителе судят.
Любит тот, кто учит.
Лучше много знать, чем много иметь.
Намучишься – научишься.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Повторять да учить – ум точить.
Хорошо того учить, кто слушает.
Ученье – лучшее богатство.
Яйца курицу не учат.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Веревка крепка повивкой, а человек – знанием.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Знания не кошель: за плечами не носить.
Идти в науку – терпеть муку.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
До смерти учись, до гроба исправляйся.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Перо пишет, а ум водит.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Повторение – мать учения.
Учи других – и сам поймешь.
Ученье – красота, а неученье – сухота.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Ученье – атаман, а неученье – комар.
Грамота не болезнь – годы не уносит.
Ученье – всем пристанище.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Азбуки не знает, а читать садится.
Читает – летает, да ничего не понимает.
Чужим умом век не проживешь.
Песни для педагогов на «Сеансе магии»
Учительнице пения – «Золушка», сл. и муз. И. Резника:
Хоть поверьте,
Хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался
На серебряном коне!
И встречали нас танцоры,
Барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижеров
И один седой скрипач!
Учителю астрономии – романс П. Булахова «Гори, гори, моя звезда»:
Гори, гори, моя звезда,
Гори, звезда приветная,
Ты у меня одна заветная,
Других не будет никогда...
Учителю биологии – «Яблони в цвету», муз. Е.Мартынова, сл. И. Резника:
Яблони в цвету за мною мчатся,
Яблони в цвету зимою снятся.
Вновь издалека плывут в виденьях
Белые снега цветов весенних.
Учителю истории – «По старинке», муз. В. Рубашевского, сл. Р. Казаковой:
Надоели все новинки –
Погуляем по старинке:
Будут русские пельмени,
Будут песни до утра,
По старинке, по старинке
Чинно кружатся пластинки,
И никто сказать не хочет,
Что домой уже пора.
Учителю математики – «Три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева:
Зима раскрыла снежные объятья,
И до весны все дремлет тут,
Только елки в треугольных платьях,
Только елки в треугольных платьях
Мне навстречу все бегут, бегут, бегут...
Учителю литературы – «Мастер и Маргарита», муз. И. Николаева, сл. Н. Зиновьева:
Мастер и Маргарита
Жили в Москве былой,
Мастер и Маргарита –
Тайна в легенде той!
Мастер и Маргарита,
Век наступил иной,
Но Мастер и Маргарита –
В каждой любви земной!
Учителю географии – «Песня Красной Шапочки», муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова:
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то конечно,
То наверно, верно, верно,
То возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Директору школы – «Моей душе покоя нет», муз. А. Петрова, сл. Р. Бернса:
Моей душе покоя нет.
Весь день я жду кого-то,
Без сна встречаю я рассвет –
И все из-за кого-то...
Со мною нет кого-то,
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то,
Чтобы найти кого-то,
Могу весь мир я обойти.
Соколова Н.