Праздничное оформление школы, ее коридоров, классов, зала и фойе решается на усмотрение художников-оформителей и актива каждой школы. Написана афиша праздничного вечера с его программой. Разосланы пригласительные персональные билеты гостям вечера – у каждой школы они свои и приглашаются по усмотрению администрации и художественного совета, занимающегося проведением торжества и его подготовкой.
В день праздника работает специальная праздничная почта. Это ребята из средних классов, которые с утра разносят и вручают учителям поздравительные послания от администрации, учеников, коллег и сотрудников.
Зал школы празднично украшен. На заднике сцены прикреплено большое красочное поздравление с Днем учителя. Под ним размещен экран, на котором будут проецироваться в нужный момент слайды с портретами учителей или видеокадры. Установлены микрофоны для Ведущих и выступающих, небольшой столик для Ведущих с одной стороны и столик со стульями для администрации и гостей школы – с другой стороны сцены. Размещены цветы.
Звучит веселая музыка перед началом вечера, затем звенят три звонка, как в театре, приглашающие всех зрителей и участников занять свои места в зале. На фоне тихо звучащей инструментальной музыки на сцену выходят Ведущие . Звучит песня (пока без слов, а потом и со словами) Юрия Антонова «Под крышей дома твоего». Песня стихает постепенно, и вступают Ведущие. Ведущими могут быть недавние выпускники школы.
Ведущий: Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Ведущая: Чем снова встретиться здесь с вами
Под крышей дома своего,
Ведущие (вместе): Под крышей дома своего...
Звучит вокализ песни. Ведущие тихо подпевают, взявшись за руки и слегка покачиваясь в такт музыке.
Ведущая: Школа вообще, а наша школа, в частности, давно уже считается местом, где человек проводит большую часть своего времени.
Ведущий: По количеству проведенного здесь времени, да и по очень многим другим причинам школа смело может претендовать на звание родного дома для многих здесь присутствующих.
Далее можно иллюстрировать слова ведущих соответствующими кадрами, создать дополнительный видеоряд, а также сопровождать подходящей по характеру музыкой.
Ведущая: Да мы и так уже, сами того не замечая, вводим в свою речь терминологию со словом «дом».
Ведущий: В школе очень много учебников и книг – и за это мы зовем ее порой «Домом книги».
Ведущая: В школе невозможно обойтись без множества деловых бумаг, а на них стоят печати, печати, печати... так что порой школу называют «Домом печати».
Ведущий: В будни и, особенно в праздники, наши девочки демонстрируют такие умопомрачительные модели своего гардероба, что школу справедливо называют «Домом высокой моды».
Ведущая: А наши юноши-спортсмены, перетренировавшись не один раз называли школу «Дзю-домом».
Ведущий: Когда опаздываешь на урок, то почему-то, споткнувшись обо все столы и стулья, так и хочется назвать школу «Домом мебели».
Ведущая: А те, у кого поздний вечер плавно перешел в раннее утро, умудряются отсыпаться на уроках и школу ласково зовут «Домом отдыха».
Ведущий: Кошка, которая всех нас встречает по утрам, недовольно жмурится, потому что уверена, что это «Кошкин дом». (Имитирует кошачьи повадки.)
На экране продолжаются кадры с мебелью, с кошкой, со спящими школьниками и тому подобное.
Ведущая: А если бы школа сама могла говорить, то мы наверняка бы услышали, что и она своих обитателей называет в том же стиле, по-домашнему.
Ведущий: «Маленькой хозяйкой большого дома» она называет… (кого-то от администрации: директора или завуча, или зав. хозяйственной частью. Идут слайды с портретами этих людей).
Ведущая: Мужчин, которые очень много делают для школы, она называет своими «надомниками» (слайды-портреты мужчин школы).
Ведущий: Своих женщин, которые так много здесь работают, что проводят в школе почти все свое время, она называет своими «домработницами» (идут слайды).
Ведущая: Плиту в столовой называет «домной». Ведь она кормит столько народа.
Ведущий: Работники кухни, женщины, работающие в поте лица – ее «доменщицы».
Ведущая: Работницы хозяйственной части – для нее «домохозяйки».
Ведущий: Ночных сторожей и охрану она ласково называет своими «домовыми».
Ведущая: А за то, что у них чуткие уши, она порой добавляет почтительное звание им «домушники».
Ведущий: Школа очень радуется и печалится за всех нас. И, если кто-то неудачно влюбился, то школа называет себя длинно, но интеллигентно: «Дом, где разбиваются сердца».
Ведущая: А в целом, наша школа всегда и во всем сопереживает всем, кто здесь сосуществует, сотрапезничает, соавторствует, сотворчествует.
Кинокадры подаются в ускоренном режиме. Взрослые и дети торопятся, бегут, жестикулируют.
Ведущая: Зачем спешить за чудесами?
Ведь нет чудесней ничего,
Ведущий: Чем каждый день встречаться с вами
Под крышей дома своего.
Ведущий и Ведущая (вместе):
Под крышей дома своего.
Поют под музыку вокализ песни Антонова. Песня звучит громче, зал тоже подпевает.
Ведущий: Итак, в нашем родном содоме...
Ведущая (укоризненно поправляет его): В нашем родном доме сегодня праздник!
Ведущий и Ведущая (вместе): День учителя!
Звучит классическая музыка, настраивающая на особый, торжественный лад всех присутствующих. Под звуки этой музыки на экране возникают лица старейших учителей школы.
Ведущая: Учитель – нестареющее слово!
Свежо всегда и будет вечно ново!
Пока Земля кружится во Вселенной,
Профессия учителя нетленна!
Громче звучит музыка.
Ведущий: День учителя – это праздник особенный, потому что его сегодня празднует каждый человек, кем бы он ни был: шахтером, врачом, музыкантом, экономистом, летчиком, программистом, президентом страны. Но, прежде всего, он чей-то бывший ученик!
Ведущая: Каждый помнит своих любимых учителей всю жизнь, а, значит, никто сегодня не останется равнодушным! Сколько сегодня в памяти оживет добрых лиц, сколько зазвучит родных голосов!
Ведущий: И пусть сегодня город не расцвечен,
Пусть не гремят фанфары и салюты, –
В душе особой радостью отмечен,
Он дорог всем бесспорно, абсолютно.
Ведущий и Ведущая (вместе): День учителя!
Ведущая: Дорогие наши учителя, примите самые искренние поздравления с праздником и от нас.
Ведущий: И от всех бывших, настоящих и будущих ваших учеников! Звучит мелодия песни «Школьные годы» или любая фонограмма песни про школу.
Ведущая: Примите сердечные поздравления от рыжих и блондинов, Ведущий: Брюнетов и сложноцветных,
Ведущая: Вихрастых и причесанных,
Ведущий: Послушных и, мягко говоря, не очень...,
Ведущая: Отличников и, мягко говоря, не очень...
Ведущий и Ведущая (вместе): Но зато очень-очень вас любящих!
Громче звучит музыка. Ребята разных классов дарят цветы сидящим на специальных местах учителям. В это время на сцену поднимаются к микрофонам младшие дети школы. Идет приветственный текст первоклассников.
Ведущий: Приветствуем в классе всегда вас привычно,
В молчании дружном стоя у парт.
Сегодня с приветствием необычным
На сцену шагнуть каждый был очень рад!
Ведущая: Приветствовать молча сегодня не можем.
К тому же и сцена – она ведь не класс!
Сегодняшний день – День учителя – он же
Касается все-таки близко и нас!
Ведущий: Ну, как же без нас вы останетесь в праздник,
Коль в будни вы с нами — в учебе, в труде?
В нас ваши печали и в нас ваша радость,
Мы в мыслях, тетрадях, журналах – везде!
Ведущая: Мы с первого дня, ощутив вашу ласку,
Нечаянно «мама», вдруг, можем сказать,
А, впрочем, ведущих начальные классы,
И в штате всех «мамами» лучше писать.
Ведущий: Сегодня вам многие скажут здесь: «Слава!»
Вас многие будут сейчас поздравлять!
А мы, первоклассники, полное право
Имеем здесь первыми вам пожелать:
Ведущий и Ведущая (все вместе, громко): Здоровья! Счастья! Хороших учеников!
На сцену поднимаются директор, завучи и учителя начальных классов, которые ведут уроки у выступающих ребят.
Директор школы (благодарит малышей и вместе с завучами вручает им памятные подарки).
Дети уходят. Директор обращается с поздравительным словом ко всему коллективу. Можно провести и награждение, и другие официальные акты. Затем директор дает слово гостям школы.
Гости школы – представители департамента, бывшие учителя и ученики, родители и другие приглашенные лица. Желательно этот момент не перегружать, не превращать праздничный вечер в официальное производственное собрание. Можно обойтись без официальных речей. Но это в каждой школе решается по-своему.
Ведущий (после выступлений директора и гостей школы):
Давайте подведем черту
Речам торжественным, весомым,
Ведущая: И интонацию сменяем ту
На тон шутливый и веселый!
Звучит веселая музыка.
Ведущий: Каждый учитель учит по-своему. У каждого учителя есть свой секреты, свой облик, свой портрет...
Ведущая: Приглашаем присутствующих на этом празднике, проследовать с нами в воображаемую галерею портретов. Представьте себе огромный мраморный зал с золотыми лепными украшениями, где проходит выставка портретов учителей. Ведущее, главное место в этой галерее, конечно же, отведено экспозиции с портретами преподавателей нашей школы №...!
Ведущий: Итак, дорогие друзья, вам предлагается стать экскурсантами галереи, а опытные экскурсоводы, искусствоведы и художники от разных классов нашей школы будут посвящать вас в тайны создания каждого портрета и знакомить с внутренним миром людей, запечатленных на бессмертных полотнах!
На экране – слайды учителей, о которых пойдет речь, или видеокадры, или просто следует текст, в словах которого уже будет постепенно узнаваться человек, о котором идет речь, что тоже воспринимается с интересом аудиторией.
Первый экскурсовод (из группы ребят от класса, в котором преподает директор школы или просто ученики любого класса. Текст примерный, по аналогии с которым составляется «портрет» директора своей школы).
Уважаемые экскурсанты, в нашей галерее по праву одно из ведущих мест занимает портрет красивой женщины, доброго, неунывающего человека! Сколько жизненного опыта скрывается за приветливым прищуром карих (голубых) глаз! Сложенные руки, кажется, отдыхают после тяжелого труда – ведь не так-то просто много лет год за годом, день за днем подписывать приказы, журналы, заявления, отчеты, планы и многое, многое другое, без чего не обходится ни одна минута рабочего времени нашего ... директора!
Конечно же, вы правильно решили, что перед вами портрет нашей (или нашего – называется имя отчество директора школы). Примите наше праздничное поздравление, дорогая... Специально для вас в программу вечера включена любимая песня (или какой-то другой номер школьной художественной самодеятельности, который наиболее подходит к этому человеку по его интересам, увлечениям и тому подобное).
Номер художественной самодеятельности.
Второй экскурсовод (другая группа ребят): Вот здесь, почти в самом начале галереи мы поместили групповой портрет, на котором изображены люди, с кого, по сути дела, начинается само понятие «школа» для каждого человека...
Взгляните на эти милые женские лица. При всем их внешнем несходстве и разнице в возрасте, их объединяет проникновенный взгляд: так нежно, заботливо, по-матерински, могут смотреть на мир и на окружающее только... Вы угадали: учителя начальных классов! И вы, конечно же, с удовольствием узнаете на этих портретах наших... (перечисляются учителя начальных классов данной школы). Для вас, дорогие наши «школьные мамы», ученики ... класса подготовили…
Идет номер художественной самодеятельности школы.
Третий экскурсовод (из другой группы ребят): А на этом групповом портрете перед вами предстают люди, которые тоже составляют как бы общность – это наши филологи, учителя русского языка и литературы! Романтической дымкой овеян их взгляд, а, может, это и не дымка, а просто усталость от нечеловечески трудного дела: проверять тетрадки, исправлять ошибки! Дорогие наши (называются учителя), мы вам очень сочувствуем и постараемся облегчить вашу участь хоть небольшим снижением количества ошибок! А пока пусть немного отвлечет вас от горестных размышлений вот этот номер!
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Второй экскурсовод: А на этом портрете сходство нескольких человек обнаруживается не во взгляде, а в натруженных руках. Как мастерски художник изобразил бесконечную усталость каждой жилочки на каждой руке! Несомненно, здесь изображены (называются учителя математики). Сколько ошибок, сколько разных неточностей приходится исправлять этим рукам! А уж сколько ими выставлено заслуженных нами двоек! Поистине титанический труд, который достоин наших бесконечных благодарностей! И вот в качестве одной из них мы предлагаем вам, дорогие наши (называются учителя и объявляется номер).
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Первый экскурсовод (из другой группы ребят): А вот перед вами групповой портрет мужчин нашей школы. Вот мы видим человека, чьей силе и ловкости позавидовали бы и древнегреческие герои. Наш учитель физкультуры (называют) под стать им.
А вот человек, чье лицо не старят ни годы, ни опыт. От его умных глаз никуда не скрыться, они и с портрета видят нас насквозь! (Называется учитель.)
Третий экскурсовод: Вы, конечно, узнаете волевой подбородок и лучистые глаза нашего (называют учителя). Кажется, что портрет сейчас оживет. Так мастерски изобразил художник нашего (называют учителя).
Первый экскурсовод: Но давайте не будем о грустном! Итак, праздник продолжается и для наших дорогих мужчин-преподавателей мы подготовили номер художественной самодеятельности.
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Второй экскурсовод: Мы понимаем, почему вы остановились именно перед этим портретом – и мастерство художника, и красота оригинала не вызывает сомнений! Это портрет не Моны Лизы и не Мадонны Рафаэля – это наша (называется учительница). Ее образ запечатлен кистью художников (такого-то класса). Но, несмотря на их искусство, мы должны все дружно признать, что в Жизни наша (имя учителя) прекраснее! В ее честь звучит (называется номер исполнителей).
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Третий экскурсовод: Этих людей (указывает на портреты) объединяет глубокая любовь к природе, к процессам в ней происходящим. У всех у них проницательный взгляд, в нем доброта и понимание. Как светится каждая черточка их привычных нам лиц. Где еще вы увидите такие глаза? А гордая посадка головы! А юная смешливость и шаловливость в изгибах губ! Ну, конечно же, здесь изображены наши (называются учителя биологии, природоведения, химии физики, географии и другие).
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Первый экскурсовод: А на этом полотне изображены люди, о чем-то оживленно беседующие. Но, если внимательно присмотреться, то видно, что тема их разговора не связана с сегодняшним днем. Их тревожат дела давно минувших дней... (называет историков и других учителей.)
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Третий экскурсовод: И на этом портрете изображена группа беседующих людей. Они увлечены, лица вдохновенны, глаза блестят, у многих выразительная мимика... Ну, конечно же, это наши (называет учителей иностранных языков). Им мы адресуем это выступление!
Идет номер школьной художественной самодеятельности.
Второй экскурсовод: А вот портреты наших муз, милых, талантливых| людей школы. (называет учителя живописи, хореографии, музыки). Свой талант они доказывают на деле сами!
Учителя музыки и хореографии могут выступить сами.
Первый экскурсовод: На этом портрете изображены молодые преподаватели школы в момент репетиции. Фрагмент этой работы они включили и в| нашу программу. Сценка называется «Молодой педагог».
Сценка решена в стиле КВН. С одной стороны кулисы выходит Молодой педагог, а с другой – все остальные участники сценки. Все тихо поют.
Все (поют вместе):
Ты проснешься на рассвете,
Побежишь навстречу детям
В школу утренней зарей...
Как прекрасен этот мир, посмотри...
Как прекрасен этот мир,
Как прекрасен этот мир, посмотри,
Как прекра-а-а-а-а-а.
Раздается громкий крик одного из участников, который играет ребенка – «А-а-а-а!».
Педагог (в полудреме): Иванова, ты почему кричишь? Да так громко? Наверное, хочет спать.
Иванова: А почему он щиплется?!
Педагог: Михайлов, ты почему щиплешься?
Михайлов: А почему она царапается?!
Педагог: Иванова, почему царапаешься?
Иванова: А почему он за косу дергает?!
Педагог: Михайлов, ты почему за косу дергаешь?
Михайлов: А почему она толкается?!
Педагог: Ты почему толкаешься?
Иванова: А почему он смотрит...
Педагог: Ты почему смотришь? А? Не слышу...
Михайлов молчит, смотрит на Иванову.
Педагог: Так, завтра оба с родителями в школу! (Идет дальше и видит в проходе лежащего ученика.) Львов, ты почему лежишь?
Лёвушкин: Я не Львов, а Лёвушкин! (В полудреме поет, учитель заслушивается.)
Потому я все лежу,
Потому что сон гляжу...
Все лежу и лежу,
И гляжу его, гляжу...
Педагог (ритмично вместе с песенкой покачивается и тоже полудремлет.):И что ты там во сне видишь?
Лёвушкин (продолжает самозабвенно петь):
Вот учитель наш идет,
у
Сел на белый пароход
И поплыл, и поплыл,
И совсем от нас уплыл,
И поплыл, и поплыл,
И совсем от нас уплыл...
Педагог (покачивается сильнее и начинает спросонья подпевать):
И поплыл, и поплыл,
И совсем от вас уплыл...
(Замечтался, улыбается во сне... Вдруг очнулся.) Так! Приплыли!
Лёвушкин: Уже? Куда?
Педагог: Сюда! За поведение – два! Придешь с родителями! (Идет дальше. Слышит плач.) Ань, ты что плачешь?
Аня: Он меня унизил!
Педагог: Кто?
Аня: Вадим!
Педагог: Что он с тобой сделал?
Аня: Я же говорю – унизил!
Педагог: Как? Больно?
Аня: Нет.
Педагог: А чего же ты плачешь?
Аня: Я же говорю – он меня унизил.
Педагог: Как? Чем?
Аня: Словами!
Педагог: Какими?
Аня: Он сказал, что у меня низкий уровень музыкального вкуса, если я не понимаю музыку Вагнера!
Педагог: Так... Вадим, придешь завтра с родителями и с этим... Вагнером... Итак, продолжаем урок!
Все (поют вместе):
И продолжается урок,
И за звонком звенит звонок,
И груду дел под потолок
Осилит за день педагог,
А поздно вечером...
Педагог (поет речитативом от усталости): ■
Я педагог, я педагог,
Плетусь домой, не чуя ног,
И мне не до подружки,
Добраться б до подушки...
Все (вместе):
Ах, жизнь его, жестянка!
А ну ее в болото!
Педагог: А мне летать...
Все (вместе): Ему летать...
Педагог: Но иногда, вдруг, мне летать...
Все (вместе): Ему летать...
Педагог: Охота!
Все (вместе): А если смертельно уставшему человеку все равно хочется летать, то значит он...
Педагог: Завтра опять пойдет в школу!
Все (поют):
Он проснется утром рано,
Побежит навстречу к детям
В школу утренней зарей!
Как прекрасен этот мир, посмотри...
Продолжают напевать и уходят.
Ведущий: Выпускники школы – это особенные люди, особенные гости. Это итог работы всех учителей, это родное детище, бесценный продукт сотворчества всего коллектива. Признание и добрые слова выпускников имеют особую ценность для сердца каждого учителя! И вот они перед нами – наши дорогие выпускники!
На сцену выходят выпускники.
Первый выпускник:
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем снова встретиться здесь с вами
Под крышей дома своего...
Второй выпускник: Дорогие наши учителя, как хочется сказать вам необыкновенные слова, и подарить что-то необычное! Если бы мы могли, то подарили бы каждому из вас (поют) «Миллион, миллион, миллион алых роз...» Но и такая благодарность несоразмерима с великим богатством, которым одарили вы нас. Вы подарили нам знания, веру в свои силы, веру в чистоту и доброту человеческих отношений, веру в идеалы добра и справедливости, уважение к профессионализму и трудолюбию.
Мы уверены, что каждый, кто учится у вас, будет тоже похожим на вас; щедрым, умеющим ценить человеческое тепло и любовь. Ведь вы так щедро дарите ее своим ученикам!
Исполняют какую-либо песню или другой номер. Дарят учителям цветы и уходят со сцены.
Ведущий: Вот и подошла к концу не только экскурсия по галерее портретов наших преподавателей, но...
Ведущая: Но и наш праздничный вечер!
Ведущий: Еще раз, с праздником, дорогие друзья!
Ведущая: Приятного вам отдыха и развлечений!
Если у вечера есть продолжение: праздничный обед, угощение, игры, викторины, танцевальная, развлекательная программа, то ведущие делают объявление о дальнейшей программе и приглашают зрителей посетить все, что подготовлено организаторами торжества.