Обратиться к системе обучения, заявленной в теме работы, меня заставили две фразы, сказанные в разное время разными учениками.
“Сергей Юрьевич, сколько будет стоить написать сочинение на “пятёрку”?
“Три, три, три… Сергей Юрьевич, у меня дневник скоро будет, как решето – весь в дырочку!”
Первая фраза была сказана одним из моих первых выпускников, семь лет тому назад, вторая с горечью в глазах и дрожанием в голосе нынешним пятиклассником.
Стратегия инновационного обучения, имеющая целью развитие личности учащихся, предполагает изменение мотивационно-смысловой установки учителя и учащихся, ориентированность на совместную поисковую деятельность, изменение характера учебных задач (выдвижение на первый план эвристических задач), разнообразие форм и методов, обогащающих мотивы учения и расширяющих мотивационную сферу личности учащихся.
Изменение содержания образования невозможно без изменения форм организации учебного процесса, деятельности учителя.
Наиболее актуальными становятся такие формы организации учебной деятельности, которые способствуют формированию универсальных умений, свободному самовыражению, способности по-новому реагировать на происходящее и созданию собственного продукта творчества.
Уважаемые коллеги, часто мы, учителя русского языка, сталкиваемся с проблемой: как, затратив как можно меньше драгоценного времени на уроке, проверить знание и понимание обучающимися теории русского языка. Сейчас это очень актуальный вопрос, потому что, с одной стороны, не является открытием взаимосвязь теории с практикой, с другой стороны – знание и понимание теоретических понятий, формулировок правил необходимы, иначе школьники не поймут задания на экзамене.
Несмотря на то, что на уроках русского языка мы, предметники, работаем над развитием и языковой (лингвистической компетенции), эту статью я посвящаю речевому мастерству людей.
С самого своего рождения люди овладевают речью. Вначале произносят отдельные слова, потом короткие предложения и даже тексты. Продолжают и контролируют эту кропотливую работу родители, затем воспитатели и, конечно же, учителя.
Особенностью современной методики развития связной речи школьников является обращение к тексту как к коммуникативной единице. Исследователь Н. С. Валгина характеризует текст как “последовательность знаковых единиц, …информационное пространство, как речевое произведение”. Н.А.Ипполитова рассматривает текст как основную коммуникативную единицу и выделяет основные его признаки: “цельность, связность, тематическое единство, композиционную оформленность и др.”. Текст в качестве дидактического материала используется нами на этапе формирования коммуникативных умений учащихся 5 – 9 классов для реализации практических целей обучения школьников.
I. Экскурс в прошлое
Отчий край, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно и слово «Родина». Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают его с семьёй, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально значимой деятельности. Без знания своего собственного региона невозможны выбор и осуществление человеком культуросообразного образа жизни.
Важной составляющей процесса развития творчества учащихся является художественное речетворчество, под которым понимается деятельность по восприятию и продуцированию художественных текстов. Она основана на развитии специальных способностей, позволяющих воспринимать и создавать художественные тексты в соответствии с их спецификой, а также жизненным и речевым опытом личности.
Само понятие “художественные речетворческие способности” не является новым в теории и практике обучения.
Считается, что, если учитель обеспечивает усвоение программного материала, системных связей между языковыми явлениями, значит, он формирует взгляды учащихся на мир; если он подбирает интересные тексты, значит, воспитывает интерес к учению; ввел произведения искусства в урок – осуществляет эстетическое воспитание. Все это действительно так. Указанные направления в реализации воспитательной функции уроков русского языка при умелом подходе к делу вполне оправдывают себя и давно используются в практике. Но направления эти не исчерпывают воспитательных возможностей уроков русского языка.
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что на рубеже 21 века человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания. Главное в образовательном процессе - это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания.
Одной из целей изучения русского языка в основной школе, заявленных в примерной программе основного общего образования по русскому языку ФГОС второго поколения является воспитание уважения к родному языку, сознательному отношению к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально - эстетических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
В переводе с французского слова “синквейн” означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от учащихся находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. “Синквейн” - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки событий и явлений, выражение своей позиции, взгляды на событие, предмет.
От педагога требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребенка. Научить его определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.
Данные задачи помогает осуществлять технология модульного обучения.
Использование метода в практике обучения любому предмету способствует всестороннему развитию ребенка. Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка.
Написание сочинения на ЕГЭ требует специальной целенаправленной подготовки. У каждого учителя своя система занятий. Но какой бы методикой не пользовался педагог, работа по подготовке и созданию сочинения должна включать в себя три составляющие:
выявление, осмысление и интерпретация смысловой информации текста;
определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения.
“Недоучить - неправильно, переучить – несовременно”. Это утверждено заставляет задуматься о системе подготовки к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку. Общеизвестно, что сочинение – наиболее сложная часть экзаменационной работы. Как научить выпускника за короткий отрезок времени, отведенный на экзамене, создать самостоятельное сочинение? Сочинение дает возможность проверить различные умения учащегося: понимать и интерпретировать содержание исходного текста; анализировать форму исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного; последовательно излагать собственные мысли; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Работая в школе, особенно в сельской, которая имеет свои специфические трудности, обусловленные социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка, сталкиваешься со многими проблемами, в частности с низкой орфографической грамотностью, с неумением учащимися связно и логично строить высказывание. Эти проблемы волнуют учителей, тем более что русский язык - один из предметов, который нужно сдать и в 9 и в 11 классах. Особенно острой проблема стала, когда учащиеся стали сдавать экзамен в форме ЕГЭ, заменяющий собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. И решение этой проблемы видится в использовании на уроках словесности лингвистического анализа текста.
Эти слова американский педагог произнес в начале XX века. Но разве не актуальны они и для школы XXI века? Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся.
Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенка;
В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России появляется новый образ – эффективный, комфортный метод обучения, а вместе с ним всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения.
Урок в современной школе: Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.
Современная молодежь – это будущее нашей страны, следовательно, подрастающее поколение должно соответствовать времени и требованиям общества. Но с развитием экономики возрастают и требования для успешной и конкурентоспособной личности. Чтобы быть успешным и развиваться в ногу со временем нужно быть, прежде всего, здоровым.
Чтобы достичь успеха в преподавании любого предмета, учителю нужно отработать определенные методы и приемы. У каждого они свои. В своей практике я использую проблемный, объяснительно-иллюстративный, модульный методы, но в основу беру метод дифференцированного обучения, т.к. считаю, что одним из путей повышения качества обучения школьников русскому языку является дифференцированный подход к учащимся, т.е. учет индивидуальных различий учеников в усвоении учебного материала.
В работе рассмотрена ассоциативная форма обучения грамоте на примере использования различных жанров афоризмов. Для возникновения надежных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы (от греческого – “афоризмос” - краткое изречение), т.е. мудрые цитаты, выраженные в лаконичной и зачастую парадоксальной или забавной форме.