Цель: Знакомство с формулой взаимоотношений по Литваку. Определение самооценки компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта.
Если мира нет в тебе, то мира
вокруг тебя быть не может.
Цель: Развитие творческой активности учащихся при самостоятельной выработке идеологии психологического понятия конфликт.
Материал к проведению занятия:
Карточки с афоризмами о конфликтах 3 комплекта. Листы А4 на каждого, фломастеры.
Цель: Знакомство с видами конфликтов, их сигналами, причинами, функциями. Формирование умения анализировать конфликтные ситуации, выявлять причины их возникновения.
Слово «конфликт» переводится как «столкновение» - это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны.
Цель: Знакомство со стратегиями «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор. Формирование способности делать правильный выбор в трудных жизненных ситуациях.
Рассмотрите картинку «Забор на пути у путника» и составьте по ней рассказ.
Цель: Дать понятие внутриличностному конфликту. Формировать умение анализировать.
«Я-концепцию»
Как мир меняется! И как я сам меняюсь,
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не Я один. Нас много. Я - живой.
Цель: Формирование навыка подхода к конфликтной ситуации по принципу «выиграть / выиграть». Развитие умения учитывать нужды каждого в конфликтных ситуациях.
Конфликтные привычки.
Цель: Формирование навыка творческого отношения к проблемной ситуации, умения извлекать из конфликтной ситуации положительные моменты.
Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в новые возможности. Он означает извлечение максимальной выгоды из данной ситуации.
Цель: Обратить внимание на выражения, способные охладить взаимоотношения. Формирование умения строить фразы, выражающие взаимопонимание и эмпатию.
Эмпатия - это способность понимать мотивы и чувства другого человека по ходу их проявления, способность к сопереживанию (взаимопонимание, контактируемость).
Цель: Знакомство с приемами общения, ведущие к сближению. Формирование навыка «активного слушания», и «Я- высказывания».
Что облегчает общение? Это, прежде всего эмпатия - способность понимать мотивы и чувства другого человека по ходу их проявления, способность к сопереживанию.
Цель: Формирование навыков бесконфликтного общения с родителями.
Нет такого человека, который бы в своей жизни не испытал на себе или не знал бы о так называемом конфликте «отцов и детей». К сожалению, практически в каждой семье происходят столкновения взглядов, интересов, потребностей между детьми и их родителями.
Цель: Дать понятие о причинах возникновения разрушительных, страдательных эмоций.
Теперь мы готовы, чтобы лучше разобраться в причинах эмоций. В том, почему мы выплескиваем гнев, злобу на других людей.
Представим наши эмоции в виде «кувшина».
Цель: Формирование навыка эмоциональной самозащиты.
Чувствовали ли вы себя когда-нибудь:
Под таким наплывом чувств, что ваша способность четко выражать свою мысль пропадала?
Настолько возмущены, что на ум приходили мысли вроде: «Я им покажу. Они больше никогда со мной так не поступят»
Цель: Формирование умения графически отражать все факторы конфликта для нахождения общей точки зрения.
Готовность к разрешению конфликта один из ключевых факторов, определяющих исход конфликта. Фактически в некоторых случаях одного этого уже достаточно - «где хотенье, там и умение». Однако эта готовность приходит к нам не просто, и вызвать ее у других так же нелегко.
Цель: Развитие умения анализировать конфликтные ситуации и вырабатывать возможные варианты выхода из них.
Вам предлагается проанализировать конфликтные ситуации, определить их вид, причину, стадию, проявление конфликтных привычек и выработать возможные пути выхода из конфликтной ситуации.
Цель: Подведение итогов курса.
Анкета.
Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта - поставьте цифру «3»; если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда - «2»; если редко или иногда - «1».