Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Занятие по профориентации в 10-11 классах "Кувшин наших эмоций"

 

Цель: Дать понятие о причинах возникновения разрушительных, страдательных эмоций.

Теперь мы готовы, чтобы лучше разобраться в причинах эмоций. В том, почему мы выплескиваем гнев, злобу на других людей.

Представим наши эмоции в виде «кувшина».

Гнев

Злоба

Агрессия

Боль

Обида

Страх

Потребности в:

любви - свободе

внимании - независимости

ласке - самоопределении

успехе - развитии

понимании - самосовершенствовании

уважении - самоуважении

познании - реализации собственного

признании потенциала

Базисные стремления:

Я - хороший

Я - любим

Я - могу

Я - ЕСМЬ!

И начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они - постоянные причины конфликтов. Порой материальных разрушений и даже войн. Они проявляются, к сожалению, знакомыми всем оскорблениями, обзываниями, ссорами и драками, наказаниями, действиями «назло» и т.п.

Поместим гнев, злобу и агрессию в самой вершине «кувшина». Всем хорошо известно выражение «чаша терпения переполнена». Случился какой-либо инцидент и чувства вырвались наружу. Но оказывается гнев - чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. На кувшине они составляют второй слой и называются сострадательными. В них присутствует большая или меньшая доля сострадания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно молчат и скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему - не знаю!»).

Скрывать чувство обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!». Кстати, это «Безобидный «, на первый взгляд, совет - начало пути, по которому, если идти без оглядки, можно дойти до принципа «око за око».

А отчего возникают «сострадательные» чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды - в неудовлетворении потребностей. Возвращаясь к теме первого занятия нашего курса, вспомним, что каждый человек рождается с определенными потребностями: биологическими (сон, пища, тепло, безопасность и пр.) и социальные (потребность в общении). Сегодня мы рассмотрим подробнее социальные потребности. Человеку нужно, чтобы его любили, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен, чтобы у него был успех, чтоб он мог себя реализовать и уважать и т.д. и если органические потребности более или менее человечество научилось удовлетворять, то психологическое благополучие (не говоря уже о счастье) гарантировать каждому он не может. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения между людьми данного общества.

К сожалению, из всего большого списка социальных потребностей всегда найдется какая-нибудь нереализованная потребность.

Есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть! И нижний слой, скорее всего самый важный - он отражает отношение к самому себе, заключение о себе. Понятно, что отношение к себе могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. Но есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Его называют по-разному: восприятие себя, образ себя, оценкой себя, а чаще - самооценкой. И от нее очень сильно зависит жизнь и даже судьба человека.

Упражнение:

Приведите примеры конфликтных ситуаций и попробуйте определить причины его возникновения. Проанализируйте каждый «слой кувшина» выраженных эмоций.

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru