Цель: Формирование навыка подхода к конфликтной ситуации по принципу «выиграть / выиграть». Развитие умения учитывать нужды каждого в конфликтных ситуациях.
Конфликтные привычки.
Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, скатываясь к привычной нам цепи реакций. Мы можем считать их естественными, однако многие из этих естественных реакций на деле просто привычки, полученные в раннем детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одинаковым образом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких «конфликтных привычек»
Уход.
Если вы физически и эмоционально уходите от конфликта (возможно из страха) вы отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии событий.
Уход от конфликта может быть вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии.
Представим конфликт в виде двух «стаканов» (рис.1.). Каждый «стакан наполнен эмоциям и интересами» участников конфликта. Спокойное состояние мы сравниваем с пустым стаканом, а сильное волнение, обиду, гнев или радость - с полным или даже переполненным стаканом. Если конфликт не затрагивает ваших интересов, то ваш стакан, скорее всего, будет пуст, а стакан другого участника будет полон.
С другой стороны, ваш уход может вызвать вашего собеседника на преждевременную сдачу позиций, завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместной выработке решений. Уход может привести непомерному росту проблемы за время вашего отсутствия.
Все нижеперечисленные действия являются формами ухода. Подумайте о том, что происходит когда вы не согласны с кем-то. И посмотрит, применима ли к вам какая-либо из этих реакций:
Молчание
Демонстративное удаление
Обиженный уход
Затаенный гнев
Депрессия
Игнорирование обидчика
Едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной
Переход на «чисто деловые отношения»
Полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Все это применяется для того, чтобы заставить собеседника изменить его отношение к конфликту.
Подавление.
Мы отказываемся признать наличие конфликта в том случае, если мы пытаемся поддержать добрые отношения любой ценой.
Подавление может быть разумной тактикой, если разногласия могут привести к стрессу или если собеседник не готов пока выслушивать вас. Конфликты иногда сами разрешаются только из-за того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.
Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Собеседнику трудно понять, что происходит в вашей душе.
В конфликте…
Делаете ли вид, будто все в порядке?
Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло?
Миритесь с происходящим, дабы не нарушить покой?
Ругаете себя за вашу раздражительность?
Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели?
Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести?
Подавляете все ваши негативные эмоции?
Все эти стратегии отражают различные формы подавления.
Выиграть / проиграть.
Предпочтение тактики «выиграть / проиграть», нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Она отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем.
Эта тактика оказывается необходимой в том случае, если требуется навести порядок ради всеобщего благополучия. Например, учитель вынужден иногда показать свое превосходство перед учениками, для того чтобы навести порядок в классе на уроке. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков.
Проигравшая сторона может не поддержать решения, принятого вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать ее. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
Приходилось ли вам:
Стремиться доказать, что другой человек не прав?
Дуться пока они не передумают?
Перекричать их?
Применять физическое насилие?
Не принимать явного отказа?
Требовать безоговорочного послушания?
Перехитрить их?
Призвать на помощь союзников для поддержки?
Требовать, чтобы ваш собеседник согласился с вами ради сохранения отношений?
Компромисс.
Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Чаще всего эта тактика используется при необходимости что-либо поделить или распределить. Это кажется справедливым, и обычно раздел поровну какой-либо величины (вещи) разрешает конфликт.
Недостатки компромисса в том, что в процессе раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены. Кроме этого одна сторона может, например, раздуть свою позицию, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других вариантов решения, он может быть далеко не самым оптимальным исходом.
В конфликте - можете ли вы…
Поддерживать дружеские отношения?
Искать справедливого исхода?
Делить предмет желаний поровну?
Избегать самовластия и напоминаний о вашем первенстве?
Получить что-то и для себя?
Уступать немного ради поддержания отношений?
Уход, подавление, «выиграть / проиграть» и компромисс - четыре наиболее часто встречающиеся «конфликтные привычки». Быть под властью этих привычек - значит потерять гибкость и вызвать к жизни ненужные трудности. Это случается особенно тогда, когда мы пытаемся доказать свою правоту, вместо того, чтобы снизить тон, или когда мы делаем вид, что все в порядке, вместо поиска совместного решения.
В некоторых случаях они вполне приемлемы, но от нас требуется гибкость и умение для полноценного использования этих подходов.
Выиграть / выиграть. Когда выигрывает каждый.
Для многих наличие победителя автоматически означает наличие побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Преимущества подхода «выиграть / выиграть» заключаются в том, что вы находите более приемлемое решение и тем самым укрепляете и улучшаете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.
Что нужно, чтобы сработал подход «выиграть / выиграть»?
Для примера представим. Что два человека претендуют на один апельсин. Как поступить с ним? Разрезать его пополам? Потянуть жребий? Рассудить кому он нужнее? Когда мы сталкиваемся с проблемой, мы, естественно, ищем выход, иногда чересчур поспешно. Подход «выиграть / выиграть» требует, чтобы вы подробнее изучили ситуацию и варианты ее решения перед тем, как подумать об окончательном решении.
Шаг 1. Узнайте, почему они хотят того, чего хотят. Продумайте новые варианты решения. В примере с апельсином оказалось, что одному нужен сок, а второму нужна корочка для приправы.
Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте? Установите потребности, а не только цель. Различия в характере, целях и интересах постоянно создают различия в потребностях, но их можно найти только в процессе поиска.
Шаг 3. Каковы варианты решений? Где разногласия компенсируют друг друга? Не всегда решение спора оказывается таким очевидным как в примере с апельсином, нужно уметь находить разные решения проблемы.
Шаг 4. Сотрудничество. Плохой мир лучше хорошей ссоры. Можно, конечно, проанализировать разногласие в одиночку. Однако этот процесс будет гораздо эффективнее, если действовать совместно. Этим вы показываете. Что рассматриваете своего собеседника как партнера, а не как противника.
Полезные советы для поиска
Фразы, приглашающие к сотрудничеству.
«Я хочу справедливого исхода для нас обоих»
«Посмотрим, как мы оба можем получить то, чего хотим»
«Я пришел сюда, чтобы решить нашу проблему»
Упражнение:
Двое спорят - куда пойти в выходной день. Один предлагает пойти в библиотеку и подготовиться к зачету, другой предлагает сходить на тренировку на стадион. Чтобы успеть и на стадион и в библиотеку не хватает времени.
Какие возможные пути решения проблемы существуют? Применим ли в данном случае принцип «выиграть / выиграть»?