Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.
1.2. Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем – ПМПк) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 960 г. Москвы и создается в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
1.3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
1.4. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения детей с трудностями школьной, социальной адаптации и обучения. Деятельность ПМПк направлена на решение задач своевременного выявления детей с подобными проблемами и обеспечения им квалифицированной помощи специалистами разного профиля, исходя из индивидуальных особенностей развития школьника.
1.5. ПМПк в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими действующими законами в сфере образования, защиты прав детей, а также Уставом образовательного учреждения.
1.6. Порядок открытия и ликвидации, условия материально-технического обеспечения, финансирования деятельности ПМПк, а также контроля за его работой определяются образовательным учреждением, структурным подразделением которого является консилиум.
Раздел 2. Цели и задачи
2.1. Целью ПМПк является обеспечение сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
2.2. В задачи консилиума входят:
– Консолидация усилий специалистов различного профиля для оказания квалифицированной помощи учащимся и их родителям.
– Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии, трудностей обучения и адаптации.
– Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования с целью организации коррекционного процесса обучения и реабилитационного воздействия в соответствии с уровнем индивидуальных возможностей и особенностей учащегося.
– Системный анализ данных психолого-педагогического и медико-социального изучения ребенка с выработкой комплексного заключения.
– Определение уровня и выявление индивидуальных особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, мышления, работоспособности и др.), изучение индивидуального профиля эмоционально-волевого и личностного развития.
– Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя по оптимизации учебно-воспитательной работы в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении.
– Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушений и адаптации учащихся.
– Выбор оптимальных образовательных программ, методов и приемов обучения, коррекционной и развивающей работы, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от его состояния здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности и социализированности в окружающей среде.
– Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка, моделирование программ комплексной помощи.
– Отслеживание динамики психофизического развития детей.
– Подготовка документации и направление на обследование в окружную (городскую) ПМПК детей, не усваивающих учебную программу, реализуемую в данном образовательном учреждении, и нуждающихся в другом виде коррекционного обучения.
– Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
– Организация школьного здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.
– Организация взаимодействия специалистов в рамках учреждения и за его пределами.
– Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
– Организация профессионального сотрудничества и взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, правовыми и социальными органами.
Раздел 3. Структура
3.1. ПМПк создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. Консилиум имеет основной и подвижный состав. В основной состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), опытные учителя, логопед, дефектолог, психолог, медицинский работник, социальный педагог. В подвижный состав консилиума входят специалисты и педагоги, не включенные в основной, но проводящие коррекционную работу и обучение детей, материалы динамического наблюдения которых анализируются на текущем заседании консилиума.
3.2. При отсутствии в школе специалистов основного состава консилиума возможным является их привлечение на договорной основе.
3.3. Ответственность за организацию и результаты деятельности ПМПк несет руководитель образовательного учреждения.
Раздел 4. Организация работы
4.1. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с планом проведения заседаний консилиума и реализации его решений.
4.2. Организация работы специалистов ПМПк строится на принципах междисциплинарного взаимодействия и предполагает консолидацию их усилий в определении и решении проблем ребенка. Работа специалистов выстраивается поэтапно:
Диагностико-консультативный этап – происходит комплексный сбор сведений о ребенке, проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет специальную форму, в которой представляет информацию о развитии ребенка (представление на учащегося).
Организационно-методический этап – проводится заседание консилиума с целью определения рекомендуемой формы обучения, формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития, индивидуальных образовательных маршрутов. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы и ее направлениях, предварительно комплектуются группы, составляются программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В каждом отдельном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов.
Коррекционно-развивающий этап – организуется коррекционно-развивающая работа с учащимися, при планировании которой учитывается суммарная нагрузка на ребенка. Можно выделить следующие ее направления: коррекционная работа с эмоционально-волевой и личностной сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферами ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями.
Контрольный этап – проводится текущая диагностика и промежуточные заседания консилиумов с целью отслеживания динамики развития учащихся. На промежуточном консилиуме обсуждаются результаты динамического изучения ребенка, корригируются программы коррекционных занятий, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе (изменение образовательного маршрута). Затем занятия по коррекционным программам продолжаются уже с учетом внесенных изменений, а также проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
Итоговый этап – по итогам года проводится завершающее заседание консилиума, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа, а в случае необходимости принимается решение об изменении образовательного маршрута.
4.3. Основными направлениями деятельности консилиума являются:
– выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся;
– формирование у работников образовательного учреждения адекватной оценки педагогических явлений и школьных проблем детей и подростков;
– комплексное воздействие на личность ребенка;
– консультативная помощь семье в вопросах коррекционн-оразвивающего воспитания и обучения;
– социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
– охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья школьников.
4.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе сотрудников образовательного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком.
4.5. Обследование проводится лично каждым специалистом ПМПк с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется профильное заключение и разрабатываются рекомендации.
4.6. На заседании ПМПк обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику уровня психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризует успешность усвоения программного материала и намечает основные направления специализированной помощи, обобщает частные рекомендации специалистов. Заключение ПМПк носит рекомендательный характер. Протокол и коллегиальное заключение ПМПк подписываются председателем и всеми членами ПМПк.
4.7. Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме.
4.8. В случае необходимости обследования ребенка в лечебных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссиях, бюро медико-социальной экспертизы копии заключений и рекомендаций специалистов ПМПк выдаются только родителям (законным представителям).
4.9. На заседание консилиума специалистами оформляется следующая документация: педагогическое, дефектологическое, логопедическое, психологическое представления на ребенка, предоставляются письменные работы ребенка (рабочие тетради, контрольные работы, срезы знаний), сведения о его текущей успеваемости.
4.10. На период реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист (куратор), который отслеживает своевременность и правильность оказания ему психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка и выступает с инициативой повторных обсуждений на заседаниях ПМПк.
4.11. Специалисты обеспечивают комплексную помощь учащимся в динамике образовательного процесса, обеспечивая целостность решения образовательных, коррекционных, развивающих и воспитательных задач.
4.12. При необходимости углубленной диагностики, разрешения спорных вопросов, изменения образовательного маршрута (как в пределах учреждения, так и в случае изменения вида образовательного учреждения) специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в окружную (городскую) психолого-медико-педагогическую комиссию и оформляют соответствующую документацию на ребенка.
4.13. Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием детей с особыми потребностями. Плановые консилиумы проводятся не реже одного в четверть.
4.14. Консилиум осуществляет свою деятельность во взаимодействии с городской (окружной) психолого-медико-педагогической комиссией.
4.15. Специалистами консилиума ведется следующая документация:
– протоколы заседаний консилиума;
– протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста);
– представления на учащихся;
– карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программу комплексного развития);
– аналитические материалы.
Раздел 5. Порядок проведения заседаний консилиума
5.1. По своей организации заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые заседания проводятся для постановки и уточнения проблем ребенка (с выработкой заключения), определения условий обучения и планирования стратегии психолого-педагогического сопровождения, определения индивидуального образовательного маршрута и составления программ комплексной помощи, оценки динамики коррекционного процесса, обучения и развития ребенка. Плановые заседания консилиума проводятся не реже двух раз в год для каждого учащегося, сопровождаемого специалистами.
Внеплановые заседания проводятся по обоснованному запросу специалистов, педагога или администрации в тех случаях, когда требуется коллегиальное решение по вновь возникшему вопросу и корректировка программ комплексной помощи. Задачами внеплановых заседаний являются: решение вопроса о принятии дополнительных мер по выявленным обстоятельствам, внесение изменений в программу комплексной помощи в случае ее неэффективности.
5.2. В отдельных случаях заседания консилиума могут иметь расширенный состав. Расширенные заседания ПМПк проводятся при необходимости привлечения к работе дополнительных специалистов (в рамках или за рамками учреждения), администрации, родителей.
5.3. Заседание консилиума проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – лица, его заменяющего.
5.4. Ведущий специалист дает обобщенную информацию о ребенке. Проводится комплексный анализ представлений специалистов с выработкой заключения. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, сопровождающих ребенка.
5.5. Протокол заседания консилиума оформляется не позднее чем через два дня после его проведения и подписывается ведущим специалистом, председателем консилиума, секретарем.
Раздел 6. Обязанности и права членов ПМПк
6.1. Специалисты ПМПк имеют право:
– вносить свои предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов у учащихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды;
– вносить свои предложения по совершенствованию деятельности консилиума;
– рекомендовать выбор образовательного маршрута ребенка;
– выбирать и использовать коррекционные приемы и методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.
6.2. Специалисты ПМПк обязаны:
– не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития ребенка сведения об изменениях, произошедших в его состоянии в процессе реализации рекомендаций;
– руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
– сохранять конфиденциальность сведений;
– защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).