Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Зимний поход и «Курильские мужики»

znachПрисутствие чужестранцев во вверенной ему области насторожило Владимира Атласова и заставило его ускорить подготовку экспедиции на Камчатку.

Он выступил в зимний поход на оленях в начале 1697 года. Отряд Атласова численностью в 125 человек состоял (примерно поровну) из русских и юкагиров. Пройдя по восточному берегу Пенжинской губы до устья одной из рек, впадающих в Олюторский залив Берингова моря, приказчик обложил ясаком местных коряков.

Группу во главе с Морозко-Старицыным атаман послал на юг вдоль Тихоокеанского берега Камчатки, а сам вернулся на западный берег и стал тоже спускаться к югу. На реке Палане изменники юкагиры побили нескольких казаков и нанесли шесть ран Атласову. Экспедиции пришлось бы совсем худо, не поспеши на помощь с восточного берега верный Морозко-Старицын.

Соединившись, отряд двинулся вверх по Тигилю до Срединного хребта, перевалил его и проник на реку Камчатку в районе Ключевской Сопки. Вот что писал Атласов о камчадалах, с которыми он здесь впервые встретился: «Одежду носят соболью, и лисью, и оленью, а пушат то платье собаками. А юрты у них зимние земляные, а летние на столбах вышиною от земли сажени по три, намощено досками и покрыто еловым корьём, а ходят в те юрты по лестницам. И юрты от юрт поблизку, а в одном месте юрт ста по два и по три и по четыре. А питаются рыбою и зверем; а едят рыбу сырую, мёрзлую. А в зиму рыбу запасают сырую: кладут в ямы и засыпают землёю, и та рыба изноет. И тое рыбу вынимая, кладут в колоды, наливают водою, и разжегши каменья, кладут в те колоды и воду нагревают, и ту рыбу с той водой размешивают, и пьют. А от тое рыбы исходит смрадный дух… А ружья у них – луки усовые китовые, стрелы каменные и костяные, а железа у них не родится».

Местные камчадалы, считая вооружённых людей отряда Атласова представителями власти, пожаловались на «других камчадалов», враждебных по отношению к ним: «Они приходят к нам, грабят и убивают наших людей». Предводитель аборигенов выразил готовность вместе с русскими пойти на них и «смирить, чтобы они жили в совете». Атласов посчитал необходимым провести такую акцию – тем более, что эти «другие» отказались давать ясак. Казаки, юкагиры и «свои камчадалы» сели в струги и поплыли вниз по реке Камчатке. По её берегам путники видели много крупных туземных поселений. Через три дня объединённые русско-туземные силы подошли к «острогам» камчадалов, насчитывавшим более 400 юрт. «И он-де Володимер с служилыми людьми их, камчадалов, громили и небольших людей побили и посады их выжгли».

Казак, посланный Атласовым на разведку, насчитал за 150 км пути от устья реки Еловки до моря 160 острогов, в каждом из которых до 200 человек проживают в одной, реже двух зимних юртах. «Летние юрты около острогов на столбах – у всякого человека своя юрта». Долина нижней Камчатки в то время была населена столь густо, что расстояние от одного «посада» до другого не превышало и версты. Из этого наблюдения Атласова следует, что население в низовьях Камчатки составляло около 25 тысяч человек.

В этих же записях сообщается и географическая информация: «А от устья идти верх по Камчатке-реке неделю, есть гора – подобна хлебному скирду, велика и гораздо высока, а другая близ её ж – подобна сенному стогу и высока гораздо: из нее днём идет дым, а ночью искры и зарево». Отсюда впервые стало известно о двух крупнейших вулканах Камчатки – Ключевской Сопке и Толбачике, а также вообще об огнедышащих горах полуострова.

Когда Атласов, описав низовья реки Камчатки, вернулся к месту начала плавания, выяснилось, что коряки угнали всех оленей отряда. Посланная разведка обнаружила следы похитителей, ведущие через Срединный хребет. Отряд начал преследовать угонщиков и настиг их у самого Охотского моря. «И бились день и ночь, и… их коряков человек ста с полторы убили, и олени отбили, и тем питались. А иные коряки разбежались по лесам». Снова повернув на юг, Атласов шесть недель шёл вдоль западного берега Камчатки, собирая с камчадалов ясак «ласкою и приветом».

Пройдя дальше на юг, русские встретили первых «курильских мужиков» – айнов. Казаки взяли один их острог и в ответ на требование платить ясак получили отказ. Сначала они по обыкновению решили наказать непокорных «и курилов человек шестьдесят, которые были в остроге и противились – побили всех», но чуть позже выяснилось, что кара была незаслуженной. Дело в том, что айнам просто нечем давать ясак – никакой живности они не держат, а соболей и лисиц не промышляют, поскольку здесь их пушнину некому продавать. Больше казаки не трогали этих мирных туземцев, поразивших пришельцев своим видом. Айны – очень своеобразный народ. Рядом с коряками и юкагирами, имеющими на лице довольно скудную растительность, айны выделяются необыкновенной волосатостью. Русские казаки, привычно гордящиеся окладистыми бородами, не ожидали, что кто-то может их в этом превзойти.

Не дойдя всего 100 км от южной оконечности Камчатки, отряд Атласова вернулся в Анадырский острог, а оттуда поздней весной 1700 года в Якутск. За пять походных лет Владимир Атласов проделал путь, равный расстоянию от Петербурга до Японского моря, то есть более 11 тысяч километров.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru