Задача урока. Уметь объяснять понятия: власть, государство, общественные науки, общество, коллектив.
В этом параграфе мы начнём знакомиться с общественными науками. Вы даже не представляете, насколько они интересны и важны. С их помощью люди пытаются понять, как лучше организовать свою жизнь в коллективе, в обществе, в государстве. Как сделать, чтобы не было войн, террористических актов, чтобы уважались права и свободы всех людей.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: человек, личность, человеческое достоинство.
Вот как повествуется о создании человека в Библии в первой книге Ветхого Завета «Бытие»:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Задача урока. Уметь объяснять понятие: внутренний мир человека.
Вот перед вами человек. Вы видите, какого он роста, какие у него глаза, волосы, полный он или худой… Всё это – «внешние» признаки человека.
А что же представляют собой «внутренние»?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: доброжелательность, терпимость, толерантность.
Многие наши соотечественники впервые побывали за границей в конце 80–90-х гг. XX в., когда стало легко выехать за рубежи родины. Много нового и непривычного ожидало их в европейских странах. Основное, что сразу бросилось в глаза, – удивительная чистота в городах, прекрасное состояние памятников старины, строений, дорог, их ухоженность.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: равнодушие, благотворительность.
Расскажем одну историю. Шли по дороге два мальчика, Серёжа и Саша, разговаривали. Саша говорит Серёже: «А я вчера чашку разбил, но бабушке об этом не сказал. Пусть она на нашего кота Чака подумает». Серёжа призадумался и ответил: «А если Чак в следующий раз сам чашку разобьёт, что ему тогда делать?»
I. Темы для дискуссий, проектной деятельности
1. Что такое, по вашему мнению, значит жить в коллективе? Приведите конкретные примеры из своей жизни.
2*. Почему необходимо развитие общественных наук? Поясните свой ответ на примере каких-нибудь двух наук.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: семья, брак.
Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на Земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. Позавидовал им какой-то недобрый дух и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую – мужчиной. С тех пор бродят по свету эти разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: народ, культура.
Когда вокруг множество людей бестолково суетятся, снуют туда-сюда, что-то пытаются делать, что мы обычно говорим? «Перестаньте мелькать перед глазами, в конце-то концов, на самом деле!» Это звучит грубовато. Люди образованные в этом случае скажут: «Вавилонское столпотворение какое-то!»
Задача урока. Уметь объяснять понятия: обычаи, традиции, привычка.
На Востоке существует древний обычай идти за советом к старшим, с уважением относиться к их мнению, почитать их.
Приведём одну историю. В Дагестане был праздник в одном из горных аулов. К семье Гаджиевых приехал дорогой гость – их сын Махмут. Молодой человек окончил медицинский институт, и ему предстояло выбрать место работы.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: здоровье, физкультура, спорт.
Писатели-фантасты пишут много книг о том, как люди будут жить в будущем. Конечно, их волнует вопрос: как будет выглядеть человек будущего? И некоторые изображают этого человека очень несимпатичным. У него крупная голова яйцевидной формы, потому что очень увеличился мозг.
I. Темы для дискуссий, проектной деятельности
1. В чём состоят функции семьи? Приведите примеры из жизни.
2. Возможен ли такой вариант, чтобы на Земле существовали лишь один язык и одна национальная культура?
3*. Почему в странах Запада меньше сохраняются обычаи, чем на Востоке? Приведите примеры, воспользовавшись дополнительной литературой и ресурсами Интернета.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: гражданин, гражданственность.
Прежде чем мы узнаем, кого называют гражданином, давайте послушаем историю про «осторожного карасика».
Жил-был осторожный карасик. Жил, уютно прячась в тине, где его с трудом находили даже сородичи, не говоря уже о страшных щуках и окунях.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: гражданин мира (космополит), ностальгия.
Возникает такой вопрос: «Привязан ли гражданин только к одной стране (имеет гражданство, права, обозначенные в конституции своей страны, и т. д.)?» А может ли быть по-другому? Например, человек родился в Польше, учился и работал в Германии, а живёт на старости лет в Греции. Он – гражданин Польши, Германии или Греции?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: гражданство, права человека.
Мы уже встретились со словом «гражданство». Выясним, что же это такое. Так, все, кто ездит за границу, заполняют необходимые документы. Там надо, кроме всего прочего, указать своё гражданство. Вы, наверное, слышали, как про кого-нибудь говорят: «У него российское гражданство»; или: «Он получил американское гражданство»; или: «А у Иванова двойное гражданство – российское и канадское».
Задача урока. Уметь объяснять понятия: мораль, моральный выбор, право, правовые и моральные нормы.
Много лет назад вышел на экраны страны фильм «Берегись автомобиля», который всем очень понравился. Главный его герой – симпатичный человек по фамилии Деточкин. Когда-то он работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в организацию, занимавшуюся страхованием.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: закон, нормативно-правовой акт.
Есть старая китайская сказка «Совесть». В ней рассказывается о том, как, едва родившись, Совесть пошла по земле. Если она заходила к человеку ночью, он терял сон, переживая свои неблаговидные поступки. Некоторые люди под влиянием Совести раскаивались в зломыслии и бездушии.
I. Темы для дискуссий, проектной деятельности
1. Что в вашем понимании значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Сравните содержание понятия «гражданин» в наше время и в Древнем Риме.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: законопослушное поведение, культура, правовая культура общества и человека, правосознание.
Вспомните определение понятия «гражданственность», в нём есть важный момент, требующий дополнительных пояснений, – это правовая культура. Давайте разберёмся, что же это такое.
Начнём с культуры в целом. Мы часто употребляем это слово, но вряд ли кто-то всерьёз задумывался о его значении. Посмотрим в словаре.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: гражданское право, договор, предпринимательство, рыночная экономика, участники рынка.
Вы, наверное, слышали, что современную российскую экономику называют рыночной. Как вы думаете, кто является участниками отношений в условиях рыночной экономики? Это производители, продавцы и покупатели.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: брак, опекун, семейное право, усыновление (удочерение).
Рассмотрим случай из жизни. У Романа не было отца. Вообще-то он где-то существовал. «Лёгкой жизни ищет», – часто повторяла мама. Семью отец бросил давно. Роман смутно помнил, как когда-то они втроём гуляли по парку и папа купил ему воздушный шарик… А мама… Что же мама? Профессии у неё не было, переходила с работы на работу, хотела побольше зарабатывать, чтобы сына «поднять».
Задача урока. Уметь объяснять понятия: административное право, административное правонарушение и административное наказание.
Давайте представим себе ситуацию: прекрасный летний вечер, жара уже спала, дует лёгкий ветерок. Так и тянет выйти на улицу, прогуляться в парке. Но что это? Из парка доносятся нестройные звуки поющих голосов, истошные крики, женский визг. Подойдём и посмотрим, что же там происходит.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: потребитель, права потребителей.
Мы уже говорили о поведении в общественных местах. А магазин – это общественное место. В нём так же, как и на улице, в автобусе, электричке, в кино и театре, нельзя сорить, портить вещи, сквернословить, грубить окружающим… Но магазин – особое общественное место.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: преступление, уголовное право.
Мы уже говорили с вами о человеческом достоинстве. Жизнь показывает, что при желании каждый способен воспитать в себе положительные моральные качества – доброту, порядочность, доброжелательное отношение к людям, честность и многое другое. Тогда он становится нравственным человеком. И все его помыслы, чувства, движения души соответствуют высоким моральным заповедям.
I. Темы для дискуссий, проектной деятельности
1. Как связаны моральные и правовые нормы?
2. Что влияет на правосознание человека и общества?
3*. Что такое аморальное поведение? В чём оно выражается? Приведите примеры из жизни.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: демократическое государство, правовое государство, унитарное государство, федерация.
Современное официальное название нашего государства – Российская Федерация (Россия), что записано в статье 1 Конституции Российской Федерации. До 1991 г. Российская Федерация, тогда именовавшаяся Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), входила в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР) наравне с другими четырнадцатью союзными республиками. После распада СССР все республики получили независимость.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: монархия, республика, парламент.
Как мы уже выяснили, существуют государства с разными формами правления – монархии и республики.
Глава монархии – монарх – король или королева. Король во главе страны находится пожизненно, его корону наследует кто-то из родственников, чаще – сын. Такая монархия называется абсолютной.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: президент, избирательное право.
В России Президент – главное лицо государственной власти. По Конституции РФ он является главой государства. Президент не входит ни в парламент, ни в правительство, ни в судебную власть. Но он призван согласовывать действия всех этих ветвей власти, устранять разногласия, помогать им выполнять свои обязанности.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.
В демократической республике, каковой является Россия, государственная власть не едина, не монолитна. В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в нашей стране делится на три ветви.
Задача урока. Уметь объяснять понятия: местное самоуправление, местные органы власти, мэр.
Наша общая большая Родина – это Россия. Когда мы приезжаем в другую страну, то именно Россию мы называем, если нас спрашивают: «Откуда вы?» Вряд ли француз или австралиец поймёт нас, если на такой вопрос мы ответим: «Из посёлка Первомайский» или «Из Оренбурга». Они просто не знают таких населённых пунктов. А Россию – Российскую Федерацию знают все.