Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Родительское собрание в форме квеста «Спасение планеты Инфобез» по безопасности детей в сети интернет

 

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме информационной безопасности детей в сети интернет.

Задачи:

1. Проведение родительского собрания с использованием игрофицированной системы для обучения по основным вопросам безопасности детей в сети интернет.

2. Мотивирование родителей на дальнейшее изучение материала по информационной безопасности, обсуждение и практическое внедрение методов безопасного поведения в сети интернет.

3. Привлечение родителей к организации школьных мероприятий для детей на тему безопасности в сети интернет.

Замечание: Информационная безопасность и защита детей от нежелательной информации, кибер-преступников – сложная проблема, требующая комплексного подхода к своему решению. И одним родительским собранием ее не решить. Поэтому планируется на родительском собрании создать предпосылки к дальнейшему изучению данной темы родителями.

Описание проблемы, на решение которой направлено родительское собрание:

В каждой школе администрация и учителя обеспокоены проблемой безопасности детей в сети Интернет в связи с участившимися случаями негативных последствий общения детей в социальных сетях. Учителя понимают, что многое зависит от родителей, от их уровня знаний в этой области. Проблема в низком уровне информационной культуры многих пользователей, как родителей, так и детей, в области безопасности в сети Интернет. Родители часто не знают, какие опасности подстерегают их детей, не могут правильно реагировать на них. Наблюдается излишнее доверие и беспечное отношение родителей к нахождению детей в Интернете. Большинство родителей не умеют пользоваться функциями специализированных программ для безопасности своих детей. И в результате, возможны случаи суицида среди детей и подростков, которых спровоцировали в сети Интернет, чтение контента, не соответствующего возрасту (порнография, нецензурная лексика, проявление жестокости, распространение наркотиков, вовлечение в террористические и другие организации и т.п.), интернет-мошенничество, игромания и т.д. Родители не готовы самостоятельно обучаться по различным причинам (сильная занятость, компьютерная малограмотность, неумение работать в сети интернет, нежелание и др.)

Участники собрания: Родители школьников (мамы и папы). Среди них могут быть родители, не очень разбирающиеся в информационных технологиях, не горящих желанием учиться, плохо понимающие опасность, которая грозит детям. Тем не менее, все желают детям добра и всячески стараются их обезопасить от всех бед. И нужно организовать собрание так, чтобы такие родители осознали необходимость вникнуть в процессы, происходящие в интернете, чтобы не допустить неприятностей, которые могут случиться с их детьми. Есть родители, которые сами присутствуют в социальных сетях, и с удовольствием вовлекаются в мероприятия класса, тем более, если они направлены на благо их ребенка. Для таких родителей можно еще до классного часа организовать обсуждение в сетях, выявить проблемные места, на которых сделать акцент в процессе родительского собрания. А могут быть родители, которые отлично разбираются в проблематике данной темы. И их необходимо привлечь к организации данного собрания.

 

Ход собрания

Предварительно перед собранием проводится исследование:

Уважаемые родители! Помогите нам в работе над подготовкой родительского собрания, которое посвящено обеспечению безопасного нахождения детей в сети Интернет. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Какие, как вы считаете, опасности грозят детям в сети Интернет? Перечислите те, о которых Вы знаете.

Как вы считаете, нужно ли родителям заботиться о безопасности детей в Интернете?

Как вы считаете, достаточно ли у лично Вас знаний, для того, чтобы надежно обезопасить детей от нежелательного контента?

Были бы вы заинтересованы в дополнительной информации о способах обеспечения безопасного нахождения детей в сети Интернет?

Есть в доме компьютер, планшет, смартфон с доступом в Интернет?

Есть ли у вашего ребенка/детей возможность неконтролируемого просмотра сайтов в Интернете?

Общается ли ваш ребенок/дети в соцсетях (Вконтакте, Однокласники, и т.д.)? Пользуетесь ли вы сами возможностями интернета?

Отметьте пожалуйста, какими каналами коммуникаций в сети Интернет вы пользуетесь?

Однокласссники

Вконтакте

Фейсбук

Электронный дневник

Другое

Нет профиля ни в одной соцсети

 

Предварительно проводится эксперимент с группой родителей (по желанию). Родители проходят входное тестирование со следующими вопросами:

Согласится ли ваш ребенок прийти на встречу с незнакомым человеком, который пригласит его в социальной сети/в онлайн-игре и т.д.?

Сообщит ли ребенок какие-либо персональные данные или время, когда никого/взрослых нет дома незнакомому человеку в социальной сети/онлайн-игре и т.д.?

Выложит ли ребенок по просьбе незнакомца из сети фотографию своей квартиры и т.п.?

Отзовется ли ваш ребенок на просьбу мошенника, который с аккаунта друга, обратился, за материальной помощью? (ребенок не знает, что это мошенник, взломавший аккаунт друга)

Далее по согласию родителей с их детьми в социальной сети или онлайн-игре знакомится подставное лицо, начинает с ним общаться и пытается пригласить его на встречу/просит персональные данные его/родителей или фотографии квартиры и т.д. Подводится итог, родителям показываются скриншоты переписки с показательной информацией без личных данных, а на собрании озвучивается статистика. Таким образом родителям демонстрируется актуальность темы собрания.

Родителям предлагается игра, в которой присутствует сюжетная линия семьи: мама, папа, бабушка, сын (7 лет) и дочь (14-15 лет). Участникам родительского собрания предлагается выбрать одного из предложенных персонажей семьи (исходя не из половой принадлежности и возраста, а характеристики персонажа).

Папа - профессор-учёный, активный пользователь интернета (он там работает), получает удовольствия от своего влияния на все происходящее в семье, но не может все контролировать, так как сильно занят, но все же иногда с удовольствием оказывает помощь ближним своим.

Мама - смелый мужественный капитан, тоже активный пользователь интернета, но она там ищет информацию о том, что приготовить на ужин, какие платья в моде, заказывает покупки в интернет-магазинах, читает электронные книги.

Бабушка - добрая, открытая, она не умеют пользоваться компьютером, у нее нет интернета, но она открыта к изучению и обучению, потому что любит общаться и уверена, что в интернете это возможно.

Дедушка - суровый, но справедливый, считает, что интернет – это вред, лучше вживую общаться, и во дворе играть, чем просиживать за компьютером, не хочет интернет осваивать, и другим бы не советовал. Но если это нужно для дела, для того, чтобы не подвести внука, его класс, тогда придется учиться.

Сын – любит играть в компьютерные игры, зарабатывая там очки, проходя уровень за уровнем, стремится к новым достижениям.

Дочка - часто зависает в социальных сетях, любит общаться на разные темы с друзьями и просто знакомыми.

(По принципам игрофицированной системы каждый персонаж относится к определенному типу игроку: папа - киллер – получает удовольствие от своего влияния, иногда оказывает помощь ближним своим, мама - исследователь – получает удовольствие от самой игры, бабушка - социализатор – проявляет интерес к людям, беседе, внучка (дочка) – социализатор – любит общаться, дедушка - карьерист - участвует, чтобы не подвести внука, класс, внук (сын) – карьерист – набирает очки, стремиться вверх по карьерной лестнице). К каждому игроку организуется свой подход: папе подбираются задания, где он должен оказывать всем помощь, маме на исследование, бабушке и внучке на общение, взаимодействие, дедушке и внуку на достижение определенных целей, получение очков, бейджиков, медалей)

После выбора игроками ролей создается несколько команд (семей), в которых присутствуют игроки разного склада (папа, мама, бабушка или внучка, дедушка или внук). Могут получиться и неполные семьи, ничего страшного.

После создания команд участникам предлагается путешествие в экспедицию к планете “Инфобез” по сбору полезной информации о том, как защитить своих детей в интернете. Родители получают письмо. Жители планеты “Инфобез” просят о помощи. Планету захватил большой головаст амфибия - вирус (Амфирус). Жителям планеты грозит уничтожение. Странным образом исчезают жители планеты: паролики, чатики, аккаунтики, форумики. Надо помочь жителям освободить их от Амфируса.

Квест состоит из 4 этапов. Каждый этап посвящен определенной теме безопасности в интернете:

1 этап: Атака вирусов

Для того чтобы успешно отразить атаку, команде защитников необходимо установить программу-антивирус, способную справиться с очередной угрозой. Инструкцию команда получит после того, как ответит на вопрос, что может случиться, если на компьютере не установлена антивирусная программа?

Команды производят установку антивирусных программ по инструкции на свой компьютер (игра проходит в кабинете информатики, в котором все подготовлено для игры – компьютеры с удаленными антивирусными программами, программы, коды и т.д.).

После чего проходят тест «Вирусы и антивирусы», при этом могут воспользоваться поиском в интернете. В тесте имеются вопросы: Какие существуют вирусы? Что такое спам и вплывающие окна? Какие бывают антивирусные программы? Где их можно приобрести? И т.п.

По результатам теста игрокам приходит сообщение примерно такого содержания, если у команды были ошибки: «Внимание! Антивирус показал эффективность в N процентов. Злоумышленники прорвали оборону Бастиона! Система защиты на вашем участке уничтожена на Z процентов. Похищено Х млн. кредитов. До отражения следующей кибер-атаки осталось Q минут. Ведутся работы по восстановлению системы».

Командам, сумевшим отразить атаки, вручаются бейджики «Борец с вирусами», а лучшим игрокам медали «За отвагу в бою с компьютерными вирусами»

2 этап: Кибербастион (защита себя в интернете)

Задание; защитить Бастион – хранилище паролей в интернет-банке от кибер-атак хакеров и интернет преступников.

Родителям предлагается зарегистрироваться на форуме (это может быть форум на школьном сайте, персональном сайте учителя, в социальных сетях и т.д.), создав пароль, который не сможет взломать ни один хакер.

Участникам нужно добыть правила создания надежного пароля, выполнив задание:

Как называют людей (несколько названий), которые могут пробраться в ваш профиль и украсть вашу личную информацию. Как они это делают? Как они могут еще подпортить вам жизнь? Что нужно делать, чтобы этого не случилось? Где может произойти утечка информации? (Примерные ответы: Взломщики паролей, хакеры, мошенники, они всеми неправдами пробираются в ваш профиль и добывают вашу личную информацию, могут от вашего имени разослать вашим друзьям какие-либо гадости, заказать товары от вашего имени, снять деньги с вашего счета и т.д.)

После правильных ответов команде дается инструкция по регистрации на форуме и правила создания пароля. Участники регистрируются (может зарегистрироваться пока только один участник от команды)

Игроку сразу же приходится отбивать первую атаку - его ждет заполнение информации о себе, выбор аватара, присоединение к команде своего класса, установление с ними коммуникаций (есть внутренний чат и личные сообщения для взаимопомощи и решения групповых заданий) знакомство с возможностями системы.

На форуме тут же появляются подстрекатели (это те родители, которых учитель пригласил в помощники), пытающиеся выведать пароли и определенную информацию у вновь зарегистрированных обманным путем, они подстрекают их к определенным действиям.

Здесь же дан тест, который нужно выполнить, о том, как не дать мошенникам воспользоваться вашей личной информацией. Если команда набрала меньше 60%, то злоумышленники смогли проникнуть внутрь, завладеть паролями и похитить некоторую сумму денег (тем большую, чем меньше относительный результат команды). Если команда набрала больше 80% от своего максимума – значит, атаку удалось отбить без потерь. Более 90% - программа смогла отследить источник угрозы и банда была обезврежена. Игрокам приходят соответствующие сообщения: «Больше 60%,меньше 80% - атака отбита, до паролей преступники не добрались, но системе безопасности нанесен некоторый урон» (тем больший, чем меньше относительный результат команды) или «Внимание! Антивирус показал эффективность в N процентов. Атака злоумышленников отбита, и ничего похитить не удалось! Система защиты на вашем участке повреждена на Z процентов. До отражения следующей кибер-атаки осталось Q дней. Ведутся работы по восстановлению системы».

Также команды, справившиеся с атаками, получают соответствующие бейджи. Особые бейджи получают и команды, добившиеся выдающихся результатов.

3 этап «Торговый центр» (безопасность в социальных сетях)

Очередная атака началась!

Проигрываются проблемные ситуации: контакты с незнакомыми людьми в социальных сетях, «нежелательная информация», «подталкивание к суициду», троллинг, завлечение в деструктивные общества, «опасность лишения крупной суммы денег», «возможность проиграть» и прочие

Команды ищут выход из создавшейся ситуации.

За каждое удачное разрешение команде даются очки.

Снова тест, но теперь на тему безопасного поведения в социальных сетях. По результатам теста командам передается сообщение о том, удалось ли им отбить атаку торгового центра, и какие потери они понесли при этом.

Делают вывод: Родители должны активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения, и не отправлять его в «свободное плавание» по Интернету. Родители должны обязательно следить за контактами детей в Сети и знакомиться с сайтами, которые они посещают. Информирование ребёнка о возможностях и опасностях работы с ресурсами Интернет – важное правило. Родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что если он столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя, то обязательно должен сообщить об этом близким людям.

4 этап: «Детективное агентство» (Безопасный поиск. Доступ к информации негативного содержания)

В Интернете пользователю становится доступной любая информация, без ограничений. К сожалению, можно встретить и материалы негативного содержания: насилие, наркотики, порнография, экстремизм, агрессия. Оставить ребёнка один на один с компьютером в Интернете – это всё равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Важно также научить детей внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг, особенно путём отправки денег. Детей втягивают в азартные сетевые игры, подталкивают к неконтролируемым покупкам, скачиванию платной информации, совершению необдуманных поступков.  Интернет становится ресурсом управления нашими детьми.

Родителям предлагается найти информацию на тему «Нежелательные контакты в Интернете», но при этом зафиксировать, какая дополнительная информация открывалась (рекламные ролики, всплывающие окна, предложения неприличного характера и т.д.). Ответить на вопросы: как часто открывалась информация с нежелательным содержанием? Что делать, если ребенок при вас нечаянно вышел на страничку с неприличным содержанием? И др.

После выполнения данного задания в качестве бонуса родителям дается список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться их ребёнок, и инструкция по установке на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля».

Следующее задание: От нас тоже требуется соблюдение определенных правил. Каких? Командам дается задание создать ментальную карту на тему «Обязанности пользователей интернета» с помощью одного из предложенных сервисов интернет для создания ментальных карт. Особое внимание необходимо уделить соблюдению авторского права, за каждое нарушение которого команде даются штрафные очки.

Какими еще сервисами можно пользоваться в интернете, чтобы проводить там время с пользой? Команды ищут ответы. В качестве бонуса им дается перечни сервисов интернета.

Вывод по итогам родительского собрания

Повышение своего уровня компьютерной грамотности – одно из главных правил для родителей, которым небезразлична информационная безопасность их детей. Единство родительских и педагогических усилий поможет нам оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.

Итак, за прохождение каждого этапа командам начисляются очки и отмечается бейджиками команда, которая показала себя лучше на данном этапе. Кроме того в каждой команде выбирается лидер этапа, которому вручается медаль. Общий рейтинг команд выводится в таблице продвижения.

На каждом этапе есть несложные дополнительные задания, которые можно выполнить, если команда закончила прохождение этапа раньше. Можно поручить выполнение дополнительных заданий отдельным игрокам. За их выполнение присваиваются особые очки - “монетки”, которые можно потратить на подсказки или консультацию организатора игры по любым возникающим вопросам. Один раз за игру команда может воспользоваться бесплатной консультацией/подсказками.

По итогам прохождения игры на родительском собрании родителям можно вручить сертификат участника квеста «Безопасность детей в интернете» с обозначением всех личных и командных заслуг.

Информация для тех, кто знает принципы построение игрофицированной системы: Игроки в основном входят в Игру как Потребители, затем невозможность и необходимость внутренних командных коммуникаций подвигают их в позицию Нетворкера. Далее Игроки имеют возможность (и предпосылки) для реализации как Филантропы и Социализаторы.

Итак, что получают родители от участия в данной игрофицированной системе:

Получение знаний, позволяющих уберечь жизнь и здоровье ребенка от злоумышленников. Получение ЗУН владения программными средствами. Могут занять призовое место в рейтинге, получить высокий статус. По ходу продвижения в игре появляются дополнительные задания, выполнив которые, родители могут получить доступ к наборам полезных ссылок по различным тематикам. Сотрудничество в командах в процессе изучения материалов по безопасности.

Задействованы:

Эмоции - переживания за детей (при просмотре роликов и в ходе проведения эксперимента), радость от возможности защитить ребенка, удовлетворение от успешного продвижения по игре, азарт

Нарратив - сюжетная линия семьи

Прогресс - постоянный учет статистики, определение рейтинга

Взаимоотношения - работа в командах, совместная работа с детьми, классным руководителем, экспертом-консультантом.

В игре имеются:

Вызов - получить приз, достичь лидерства

Соревнование - на протяжении всей игры

Сотрудничество - выполнение заданий, распределение обязанностей, взаимопомощь

Взаимодействие с другими игроками, кооперация, совместное решение задач, соревнование с другими командами,

Обратная связь - постоянное обновление рейтинга, форум, консультации эксперта.

Накопление ресурсов - получаемые бейджики (а на каждом этапе они тематические - например, чатики, вирусики и т.п.) можно накапливать и уничтожать отрицательных персонажей (взломщиков, подстрекателей, мошенников) и т.д.; по желанию можно выполнять дополнительные задания и получать “монетки”, за которые покупается консультация эксперта;

Награды - бейджики, статусы, приз

Состояние, определяющее победу - получение статусов за прохождение уровня (определяется количеством очков и/или количеством уничтоженных отрицательных персонажей).

Используются фаны:

Вызов, сражение, возможность поражения и фрустрации, чувство триумфа.

Выход за рамки виртуальной реальности, создание проектов в реальности, ощущение полезности другим.

Совершенствование своих навыков, польза в реальном мире.

Родительское собрание – это первый этап игровой системы, на котором задействована, в основном, внешняя мотивация (бэйджи, статусы).

Далее планируется появление контента (видео интервью и/или онлайн-встречи со специалистом по IT безопасности), организованное в определенное время учителем через интернет.

Дается командное задание - разработка проекта (например. для передачи в федеральный экспертный совет по информационной безопасности), продуктом может быть список тезисов, инфографика и т.д. Можно предложить родителям смоделировать свои кейсы, которые могут быть предложены после экспертной проверки (обязательное условие) другим командам. По итогам можно в качестве реального выходного продукта издать методичку с этими кейсами.

Также к концу родительского собрания родителям предлагается провести анализ страничек детей в социальных сетях, который предполагает выяснить, в каких группах состоит их ребенок, какой контент в этих группах. При выявлении подозрительных моментов родителям предлагается действовать в соответствии с рекомендациям, полученным на данном родительском собрании.

Кроме того родителям предлагается подготовить большое мероприятие-праздник для своих детей по изученной теме, которое можно обсудить на созданном форуме. На этом форуме можно будет задавать друг другу любые вопросы. Высказывать свое мнение. Учитель может помочь подготовить с учениками видео-вопросы для родителей с каверзными ситуациями, с которыми они могут столкнуться в сети. А со стороны родителей можно провести мастер-класса для своих детей – передача своих знаний. Интересно могут пройти дебаты «за» и «против».

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru