Цели:
закрепить знания об обобщающих словах, отработать навык узнавания их в тексте, умение выделять интонационно;
отрабатывать навык постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
развивать и обогащать монологическую речь школьников;
воспитывать прилежание, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе;
содействовать формированию устойчивого интереса к русскому языку.
Оборудование: таблица «обобщающие слова при однородных членах предложения», карточки, перфокарты, графические схемы предложений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устная синтаксическая зарядка
Прослушайте предложения и определите их типы.
Открываем календарь. Начинается январь.
Январь. Начало года. Морозец на дворе.
Хорошая погода бывает в январе. Рассвело. Снег лежит полотном.
3. На доске:
Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами среди полей, вокруг холмов.
Задание: прочитайте выразительно. Кто автор этих строчек? Какие средствавыразительности языка используются в данных предложениях? Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Назовите однородные члены. Какая связь между ними? Сколько рядов однородных членов можно выделить?
Какие члены предложения называются однородными? (рассказать правило)
4. Проверка домашнего задания
– Приведите примеры из упражнения ..., объясните знаки препинания.
Первая группа объясняет свое творческое задание и рассказывает правило о предложениях, в которых не ставится запятая между однородными членами.
Вторая группа учащихся объясняет свое творческое задание и рассказывает о постановке знаков препинания между однородными членами
– Есть ли вопросы по домашнему заданию?
5. Слово учителя
– Сегодня на уроке мы вспомним, какие слова называются обобщающими, научимся узнавать их в тексте, отработаем навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, при которых есть обобщающие слова.
Задание 1. К ряду однородных членов подберите обобщающее слово:
Север, юг, запад, восток – …
Имя существительное, местоимение, глагол, наречие – …
Поэты, прозаики, драматурги – …
– Кто попытается дать определение? Какие слова называются обобщающими?
(Слушаем ответы учащихся, затем учитель дает определение обобщающему слову.)
– Обобщающим называется слово с более широким, обобщенным значением. Лексическое значение обобщающего слова раскрывается, конкретизируется рядом однородных слов-понятий. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого). Графически обобщающее слово обозначается так (показываю).
6. Работа с учебником
Распределите предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Выделите графически обобщающее слово, расставьте знаки препинания.Кто сможет объяснить постановку знаков препинания в этих предложениях? Какой схеме соответствуют эти предложения? Посмотрите на схемы, которые лежат у вас на партах, поднимите ту, которая соответствует прочитанному предложению.
Прочитайте правило в учебнике на с.125 .Что еще вы могли бы рассказать о знаках препинания при обобщающих словах?
7. Закрепление нового материала
Запишем предложение:
Белым снегом было покрыто все: дорога, крыши домов, деревья, кусты.
Объясните знаки препинания. Составьте у доски схему этого предложения. Перестройте предложение, чтобы обобщающее слово стояло после однородных членов.
Работа с текстами, предложениями, иллюстрациями. У каждого ученика на парте схема, предложения и текст. Найдите в тексте предложение, которое соответствует вашей схеме, объясните знаки препинания. Найдите предложение, соответствующее вашей схеме. Объясните знаки препинания.
Дифференцированная работа по закреплению.
Первая группа составляет связный рассказ по иллюстрациям, используя предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.
Вторая группа работает с перфокартами, карточками.
Третья группа работает над упражнением 272 (у доски один ученик)
Проверяем работы. Учащиеся первой группы читают свои рассказы. Дети анализируют прочитанные тексты, делают замечания, поправки. После высказываний учащихся учитель подводит итог. Учащиеся второй и третьей группы сдают свои работы на проверку.
Воспитательный момент. Ребята, вы обратили внимание на то, что сегодня мы работаем с предложениями о природе. Мне хочется, чтобы вы научились видеть красоту окружающей нас природы. Если вы научитесь восхищаться необыкновенному цветку, веточке, букашке, пению птиц, то я уверена, вы научитесь любить и беречь природу.
8. Домашнее задание: первая группа составит по два предложения на каждый пункт правила. Вторая группа выполнит упражнение 270. (Задание к упражнению прочитывается и объясняется ).
9. Итог урока. Оценки
Дополнительное задание: в поле, в лесу, птицы, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой, звери. Разбейте на группы данные слова, подберите к ним обобщающие слова. Придумайте предложения.