Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок русского языка "Учимся писать письма"

Цели: познакомить с бытовым жанром письменной речи – письмом, с его значением в жизни людей, со структурой текста письма, с правилами и вежливыми формами переписки;

учить наблюдению над обращением в тексте;

упражнять в составлении плана;

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: географическая карта России, макет корабля, бутылка с письмом, 2 конверта  с письмами,  конверт с образцом оформления, книга Ю. Кушака «Почтовая история», таблица «Схема текста письма», каждому ученику мини – таблица «Схема текста письма», памятка «Вежливые правила переписки» каждому ученику, карточки с домашним заданием для детей группы «Б», учебник   «Русский язык», - 3 класс (1 часть) под редакцией С.В.Иванова, А.О. Евдокимовой… 2000г.

 

Примечание: А- задания для учащихся с низкими учебными способностями.

                     Б- задания для учащихся со средними учебными способностями.

                     В- задания для учащихся с высокими учебными способностями.

 

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Сегодня на уроке мы отправимся в морское путешествие вот на этом корабле.

Помощник капитана, доложить о готовности корабля к отплытию!

2. Словарь.

- Ребята, наш корабль что – то держит. Мы забыли поднять якорь. Для того чтобы якорь был поднят, нужно записать словарные слова.

Словарь: привет, пока, здравствуй, до свидания, конверт, адрес, адресат.

- Кого называют адресатом?

- К какой общей теме можно отнести словарные слова?

- Поднять якорь! Отдать швартовый!

3.Минутка чистописания.

(Показываем на географической карте)

-Плывём по реке Остёр, она впадает в реку Сож, Сож – в Днепр. Наш корабль разрезает мелкие волны рек.

Днепр впадает в Чёрное море. Из Чёрного моря попадаем в Средиземное море. Ласково шепчутся волны.

 

         п

Плывём по Атлантическому океану, о борт корабля бьются большие волны.

 

 

по пи пе па

Вот мы плывём по морям Северного Ледовитого океана, стали встречаться льдины.

 

 

почта письмо почтальон

 

4. Работа над новым материалом.

-Сегодня на уроке мы будем:

а) знакомиться с новым жанром письменной речи – письмом.

б) будем учиться наблюдать над обращениями.

в) будем упражняться в составлении вопросного плана.

Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Почта»

Письмо само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти-

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть свет:

Ему не нужен билет,

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный

Пассажир.

- Для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф?

- Ребята, а как письма  находят своих адресатов?

Ученик 1:

    Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в мешки те письма, которые нужно доставить в определённое

место страны. Ускорить работу помогают машины – сортировщики, которые считывают с конверта не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу на конверте. Три первые цифры индекса обозначают область, город. Три другие почтовое отделение. Например: 216430. 216- Смоленская область, город Смоленск. 430- номер почтового отделения деревни Русское.

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте. Но ведь всякому путешественнику нужен билет. Билетом для письма является  почтовая марка. Почтовые марки были придуманы в Англии около 150 лет тому назад

(Демонстрация образца подписи конверта.)

- Какие правила переписки вы знаете?

(Ученики называют правила переписки.)

- Прочитайте памятку «Вежливые правила переписки»

(1 ученик читает вслух).

 

 

Памятка: «Вежливые правила переписки.»

 

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения письма и в вежливой форме.

Бумага и конверт должны быть безупречно чистым, бумага ровно обрезанной. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом во внутрь.

 

- На своём корабле мы тоже доставим почту от лесных жителей бурых медведей их братьям белым медведям на остров Медвежий.

- Послушайте письмо, которые написали бурые медведи и постарайтесь запомнить:

В) Как обращаются в письмах медведи?

А, Б) Как прощаются в письмах медведи?

«Белые мишки,

Бедные мишки!

О вашем страшном горе

Узнали мы из книжки.

Как сообщает пресса,

Живёте вы без леса,

Одни, на голой льдине,

Где вьюги да мороз,

Где мёда нет в помине.

Ромашек и стрекоз!

О, на этом месте мы горько плачем

И не можем писать в рифму…

Мы шлём с приветным словом

Вам пять больших конфет-

На каждой нарисован

Семейный наш портрет.

А также шлём посылку:

Солому на подстилку,

Вязанку хвойных веток,

Валенки для деток

И на последок-

Целую колоду-

Липового мёду!

         Ваши бурые родственники!»

-Как обращались, как прощались бурые медведи в письме?

 

5. Физкультминутка.

(Выполнение упр. 3 стр. 63)

Привет, Юлька. Здравствуйте мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович! Ну, пока! До свидания. Обнимаю вас.

А)- Можешь ли ты определить, к кому обращены письма – к родственникам или взрослым?

Что помогло тебе догадаться?

Б,В) Прочитай, как обращаются и как прощаются в письмах. Вспомни, как ты обращался в письмах и поздравлениях.

(Чтение правила стр. 63).

- Ребята, что плавает на волнах по морю?

- Давайте откроем бутылку и посмотрим, что за листок внутри (чтение письма из бутылки).

(Упр.2 стр. 62.)

Бутылочная почта.

Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде или на самолёте. Даже на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам посёлка.

         Но существует ещё один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям – океанам не один год, пока, наконец, не престанет к какому –нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.

         Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Учёные используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить наличие морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, ещё не известным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые могут противостоять течению.

         Люди очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть её тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой старинная бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.

-Задай к каждой части текста вопросы так, чтобы у тебя получился план.(Работа в парах (А-Б или А-В), составление плана).

План.

Как путешествуют письма?

Какой способ отправки писем существует?

Как учёные используют бутылочную почту?

О чём может рассказать бутылочная почта?

– Перед вами остров Медвежий, вот и наши адресаты. Подождём, пока они напишут ответ и обратно в путь.

6.Физкультминутка.

- Отправляемся в обратный путь. Послушайте ответ белых медведей, постарайтесь запомнить:

В) Как обращаются в письме белые медведи.

А,Б) Как они прощаются.

         «Бурые мишки,

         Добрые мишки, наши шоколадные

Сестрёнки и братишки.

Как видно на картинке-

У вас кругом ни льдинки,

Над вами днём и ночью

Скрипят, гудят леса,

Как порванные в клочья

На мачтах паруса!

О на этом месте мы горько плачем

И не можем писать в рифму…

Письмо мы пишем дома,

При звёздах, у окна.

Спасибо за солому –

Она была вкусна.

И валенки, и валенки

Без дела не лежат –

Мы сделали в них спаленки

Для наших медвежат.

Душистый мёд – ну так хорош!

Им что не склей – не оторвёшь.

И вот мы этим клеем

Сейчас письмо заклеим.

Мы высылаем пять мешков

Сосулек свежих и снежков,

Коньки, моржовые клыки,

Полярной станции флажки,

Мороженую рыбу,

Мороженого – глыбу

И целую бочку рыбьего жира!

                   Ваши белые родственники».

- Как обращались, как прощались в письме белые медведи?

- Путешествие наше подошло к концу. Становимся в порт и бросаем якорь.

-Ребята, обратите внимание на таблицу.

Сегодня мы познакомимся со схемой написания письма.

Схема текста письма.

 

1.Обращение.

(начальная фраза о состоянии переписки)

Дорогая Маришка!

Получила твоё письмо.

2. Основное содержание письма, сообщение о новостях.

Опишу тебе, как проходит жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живём мы весело: ходим в походы, играем, участвуем в соревнованиях. Вчера прошёл турнир по футболу.

3. Вопросы адресату.

Как живёшь ты? Какие у тебя новости? Как здоровье?

Благодарность. Просьбы. Приветы.

Спасибо за интересную книгу, которую ты мне передала. Передавай привет своей маме и Артёмке.

4.Прощание (подпись. Дата и место написания (можно в начале письма в правом верхнем углу)).

До свидания. Твоя подруга Людмила.10 августа 2002 года. Смоленск.

(Каждый  ученик получает мини – таблицу «Схема текста письма».)

7.Домашнее задание.

А) Упр. 4 стр.63 (устно)

Б) Выполни задание по карточке:

Учимся писать письма.

Для письма всегда используй _____________лист бумаги.

Письмо –это текст. Назови его части _________________________

___________________________________________________________.

Письмо складываем текстом ______________________.

Адрес нужно писать ________________.

Не забывай указать на конверте _______________________.

В)Напиши письмо бабушке и дедушке, используя схему текста письма.

8. Итог урока.

-Из чего состоит текст письма?

-Как можно обращаться в письмах?

-Как прощаются в письмах

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru