Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок развития речи в 6 классе "Добрым людям на загляденье". Описание предмета

 

Время: 1 урок – 40 минут.

Методическая цель: установление связей между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов.

Цели урока:

– создавать тексты определённого типа речи – описание предмета;


– развивать устную и письменную речь;
– закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства; 
– учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор;
– воспитывать нравственные качества личности и умение чувствовать красоту слова.

Тип урока: развитие речи.

Технологии: педагогика сотрудничества, исследование, проблемное обучение, ЭОР, метапредметность.

Форма урока: комбинированная

Виды деятельности: индивидуальные сообщения, заочная экскурсия, работа со словарём, работа с текстом, диктант, самопроверка, взаимопроверка, элементы ролевой игры, работа над ошибками.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, рисунки детей хохломских изделий, предметы хохломской посуды, словари, эпиграф.

Предварительная подготовка:

– учителем изобразительного искусства готовится выставка детских рисунков по теме "Хохломская живопись”; 
– дети готовят сообщения: "История хохломского искусства”, "Наиболее распространённые изделия хохломских художников”, "Заочная экскурсия на фабрику "Хохломской художник”;
– учитель готовит презентацию к уроку;
– с помощью детей и учителя изобразительного искусства подбираются хохломские изделия, оформляется выставка.

Содержание урока

1. Слово учителя:

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

(В. Боков) 

– Как вы понимаете слова поэта?

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Определите, пожалуйста, тему урока. <Слайд №3 >

– На каких уроках вы уже знакомились с хохломской живописью?

– Сформулируйте цели урока. 

– Какие типы речи вам известны?

– Охарактеризуйте каждый из них.

Учитель:

– Добрым людям на загляденье вот уже почти пять веков развивается народный промысел – хохлома.

2. Словарная работа

О лексических значениях слов рассказывают 2 ученика, которые получили предварительное индивидуальное задание. 

Промысел, -сла, м. – 1.Добывание, добыча, охота на кого-нибудь. Отправиться на п. тюленя 2. Занятие охотой, добычей зверя, птицы и т.п. Охотничий п. 3. Мелкое ремесленное производство, обычно подсобное хозяйство при основном, сельскохозяйственном. Художественные промыслы. 4.мн. Промышленное предприятие добывающего типа. Нефтяные промыслы.

Учитель:

– Это слово многозначное. Какое лексическое значение слова промысел соответствует теме нашего урока?

Хохлома – 1. Изделие, которое делают мастера. 2. Народный промысел. 3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому (изделия).

3. Слово учителя:

– Много существует легенд, в которых народ по-разному объясняет появление хохломы, удивительной, сказочной, рукотворной красоты. А как же бало на самом деле?

Рассказ об истории появления Хохломы. Сообщение делает 1-ая группа учеников (3-4 ученика), которая получила опережающее задание. 

План сообщения.

1. Первые документальные упоминания о селе Хохлома.

2. Первые упоминания о деревянной золочёной посуде.

4. Работа с текстом. 

Издавн… делали и ра…писывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но з…вут её (не)кулигинской, (не)сёминской, а хохломской. И вот почему.

Катят гружё(н,нн)ые подводы, везут деревя(н,нн)ые изделия в торговое село Хохлома сёминские и кулигинские м…стера.

Кричат зазывалы на ярмарке:

– Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?

– Откуда посуда?

– К вам пр…ехала сама золотая Хохлома!

Вот и по сей день ра…писную посуду хохломской з…вут.

Задания:

– переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически орфограммы;

– объяснить знаки препинания в тексте;

– объясните значение слов: зазывалы, ярмарка, окрошка.

– Почему о хохломской посуде говорят "золотая”?

5. Словарная работа

Братина – посуда-горшок с росписью большого алого цветка. В нём подавались щи или каша на всю семью.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоит из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывает другую. Распространены были в монастыре. Оттуда и пословица: "Всяк старец имей свой ставец”.

Баклуша – кусок дерева, который разделяли на несколько кусков по количеству заготовок для ложек. Отсюда: "Бить баклуши”, т.е. выполнять лёгкую работу.

Учитель:

– Обратимся к выставке ваших рисунков. На каком рисунке изображена братина? На каком ставец?

6. Слово учителя:

– Чтобы лучше представит себе, как из баклуши рождалось деревянное золото, совершим заочную экскурсию на фабрику "Хохломской художник”.

Группа учеников – экскурсоводов (4 ученика) рассказывают поочерёдно о цехах.

Основное содержание экскурсии:

в токарном – из деревянных брусков точат посуду, придают ей нужную форму;

в механическом – разрезают, обстругивают, заглаживают, сверлят в деталях отверстия и пазы для будущих соединений;

в отделочном – изделия лудят, готовят к украшению росписью;

в художественном – расписывают, украшают орнаментами.

7. Сообщение ученицы:

"Наиболее распространённые хохломские изделия”. Сообщение сопровождается показом хохломских изделий.

8. Слово учителя:

– Рассмотрим, что изображали мастера на своих изделиях. (Землянику, малину, рябину, смородину, узоры из цветов, трав). 

– Как называется живописное, графическое украшение, состоящее из геометрических и растительных элементов?

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение и сочетание геометрических, растительных или животных элементов.

Растительный орнамент – орнамент с изображением растений или их элементов.

Ритмический орнамент (узор) – рисунок, подчинённый равномерному чередованию каких-нибудь элементов.

Кудрины – золотые завитки на конце травки. 

9.1. Диктант.

Травка – гибкий орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединённый в ритмический узор. Травка то растёт мелкими кустиками, то, соединяясь, образует древко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента.

9.2. Взаимопроверка

9.3. Работа над ошибками

9.4. Работа с текстом:

– определить тип и стиль речи

– определить тему

– какие выразительные средства языка использует автор, описывая орнамент-травку?

10.1. Подготовка к описанию хохломской чаши. 

Рассматриваем, что изображено на чаше. (Травка, листок, завиток, стебель, ягоды, узоры). Определяем основную мысль сочинения. (Красота предмета).

10.2. Опорная лексика

Подбираем слова (глаголы, прилагательные) для описания чаши. 

10.3. Обсуждение вариантов начала сочинения.

11. Рефлексия. 

11. Домашнее задание. 

Написать сочинение-миниатюру "Добрым людям на загляденье”.

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru