Цели:
I. Учебно-познавательные:
Закрепить второстепенные члены предложения;
Повторить совершенные и несовершенные виды глагола.
II. Интеллектуально-развивающие:
Развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить в тексте нужный материал к сочинению;
Развивать творческий подход.
III. Воспитательная:
Прививать любовь к родной природе.
Учебный материал:
Текст «Ежик» (По Ю. Збанацкому)
Эпиграф:
«… только любовью,
держится и движется
жизнь».
И.С. Тургенев
Толковый словарь русского языка (С.Ю. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
Энциклопедия «Живой мир».
I.Организационная часть. Знакомство.
II. Выразительное чтение текста учителем,затем учащимися.
2. Словарная работа:
Встопорщенный еж – еж топорщит иглы
Копошился – медленно шевелился, делая что-нибудь.
Насупленные (брови) – нахмурить
Подрядился снабжать – взялся.
3. Определите тему текста.
- рассказывается о том, как ежик хозяйничал.
4. Определите тип текста: повествование.
5. Основная мысль текста: любовь к маленькому ежику. Автор восхищается трудолюбием ежика. Выражает любовь к живому миру.
6. Микротемы текста. Составление плана.
План: 1. Шорох в кустах.
2. Как ежик хозяйничал.
3. На следующий день.
7. Разбор предложения по членам. Перепишите 1-е предложение и разберите по членам.
На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. (Простое, повест., раскр., полное, невосклиц., двусост.).
8. Какие предложения употребляются в тексте простые или сложные? (Простые).
9. Почему автор употребляет именно простые предложения? Потому что хочет показать быструю смену действий.
10. Перепишите в тетрадь глаголы совершенного вида (что сделать?). II абзац.
- Пробежался, вышел, отправился, вернулся, направился, взглянул, пришел, подошел, фыркнул, пригласил полакомиться.
Вывод: Глаголы сов. Вида показывают быстрые, мгновенные действия.
11. Найдите в тексте метафоры.
Метафора – свойства одного предмета или явления переносятся на другие по сходству.
(зеленоватые) шарики – ягодки, семена.
(лесные) грушки – шишки.
Тайник – норка.
12. Почему автор употребляет в речи метафоры? (Метафоры делают речь яркой и образной).
13. Разбор слова по составу.
а) Глазками --- глаза
б) Почему автор пишет «глазками», а не «глазами»? В чем разница?.
У ежика маленькие глаза, его глаза красивые, …
к - уменьшительно-ласкательный суффикс.
Найдите в тексте обстоятельства места и времени.
Шагах в двух, совсем близко, немного погодя, скоро, долго, на рассвете, неподаоеку.
14. Как писатель добивается того, что мы как бы наблюдаем вместе с ним, чувствуем его внимательный взгляд и добрую улыбку? Приведите примеры с текста. (Неподалеку от меня, шагах в двух от меня, глядел на меня, взглянул на меня, подошел близко ко мне).
- Употребляется в тексте личное местоимение я.
15. Спишите в тетрадь вступление и заключение текста.
III. Домашнее задание. Написать сочинение по аналогии на тему «Бурундук».
IV. Заключение.