Цели урока:
Выявить уровень осознания учащимися содержания пройденного.
Развивать рефлексивные способности учащихся.
Создавать условия для осмысления учащимися собственного опыта, для формирования потребности в осознании своего развития.
Оборудование: презентация
Дидактический материал (Самостоятельная работа, тесты, материал для работы в группе, стихотворения А.Демченко).
Ход урока
Этапы урока |
Цели этапа |
Описание этапа |
Содержание |
1.Самоопределение к деятельности |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Цель урока, тип урока; тематические рамки повторяемого содержания: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
Чтение и комментарий отрывка из стихотворения Б.Окуджавы Прием “закончи предложение”, “лишнее предложение” |
2.Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения |
Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в деятельности. |
Самостоятельное воспроизведение способов действий. Активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти. Проведение самостоятельной работы (индивидуальная деятельность учащихся) Самопроверка учащимися своей работы по готовому образцу с фиксацией результатов |
Самостоятельная работа №1, №2 с самопроверкой по эталону (слайды) |
3. Рефлексивная самоорганизация |
Построение проекта выхода из затруднения на основе рефлексивного анализа и формирование способности к его выполнению |
Учащиеся, допустившие ошибки: 1) На основе рефлексивного метода самостоятельно конструируют (или выбирают из имеющихся) алгоритм исправления ошибок. 2) На основе алгоритма исправления ошибок, выявляют и фиксируют место и причину (способы действий) ошибки. 3) На этой основе уточняют цель дальнейшей деятельности на уроке. 4) Исправляют свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. 5) Придумывают пример на способ действия, в котором допущена ошибка. Учащиеся, не допустившие ошибок: 1) Сравнивают свое решение с предложенным эталоном. 2) Выполняют задания творческого характера |
Исправляют свои ошибки, записывают в тетрадь правильные ответы, проговаривают вслух объяснения, приводят примеры на способ действия, в котором допущена ошибка.
Задание “Роль односоставных предложений в стихах” (Стихи А.Демченко |
4.Фиксирование изменений учебных способностей |
Согласованное фиксирование способов действий, в которых допущены ошибки. |
Учащиеся в группах фиксируют свои ошибки и указывают их причины. Уточняют соответствующие способы действий. Составляют согласованный перечень способов действий, в которых допущены ошибки. В своей группе формулируют содержательную тему урока. |
Работа в группах: Задания для работы в группах Самопроверка по эталону |
5.Обобщение затруднений во внешней речи |
Усвоение способов действий, вызвавших затруднения |
Обсуждение типовых затруднений Называются способы действий, которые вызвали затруднение. |
Проговорить формулировки определений |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Учащиеся, допустившие ошибки: 1) Выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. 2) Проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты. Учащиеся, не допустившие ошибок: 1) Выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу или эталону. |
Задания по группам, работают с теми же заданиями.
Задания творческого характера |
7.Включение в систему знаний и повторение |
Включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, установление между используемыми способами действий локальных связей, повторение и закрепление ранее изученного |
При положительном результате предыдущего этапа: учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Также решаются задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. |
Задания на подготовку к изучению следующей темы: “Неполное предложение” Анализ примеров. |
8.Рефлексия деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом |
Рефлексивный анализ своей деятельности, деятельности своей группы и класса в целом. |
Организуется рефлексия деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом. 2) Проводится самооценка учениками деятельности на уроке. 3) Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. 4) Учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели. 5) Планируется дальнейшая деятельность и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества, обеспечивающее подготовку мышления учащихся к деятельности на следующем уроке). |
Анализ “Рефлексивного листа” |
Приложение №1 Самостоятельная работа №1
А1. Найдите среди предложений односоставное: 1. Не плачь ты попусту. 2. Часам к двум пополудни началась гроза. 3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 4. Тротуары заливают асфальтом.
А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
1. Двусоставное 2. Определенно-личное 3. Безличное 4. Неопределенно-личное.
А3. Найдите безличное предложение.1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. 2. Газеты приносят утром. 3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. 4. Похолодало, светает поздно и темнеет рано.
А4. Найдите неопределенно-личное предложение. 1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. 2. В классе тепло. 3. Дарую тебе волю. 4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
А5. Найдите определенно-личное предложение. 1. Веет с поля ночная прохлада. 2. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 3. Дарую тебе волю. 4. Хорошо в зимнем лесу!
Самостоятельная работа №2
Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.
Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь на нем протекала размеренно. Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане. Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана. В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном. Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. Следующие два часа посвящались отдыху.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
Тест I вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту. б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин) г) С утра морозит.
2. Определите тип предложения: Ночь как год а) односоставное б)двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это...
а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение. а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу! в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения. Иду по зимнему поселку, и легко мне дыщится.
а).двусоставное; б) определенно-личное и безличное; в) безличное, г)назывное
д) неопределенно-личное.
6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
б) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
в) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. г) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)
Приложение № 3 Задание: найти односоставные предложения, определить тип. Какова роль односоставных предложений в поэтической речи?
Александр Демченко п.Демянск
Ветер. Что ж ты, ветер, листья рвешь, И не утихаешь? Что ж к земле деревья гнешь, Ветки им ломаешь? Кто тебя так рассердил? Неужели тучи? Гонишь их что было сил, Ишь, какой могучий! Или, может быть, река, Чем – то провинилась? О крутые берега Волнами забилась! Если, правда, ты силен – Разгони печали, Прогони тревоги вон, Чтоб не замечали! (2012г)
|
Облака. На зеленые просторы, На густой дремучий лес Облаков косматых горы Опустились вдруг с небес. Расползлись они туманом, И приблизились к холмам, Разметались по оврагам, По низинам и лугам. Разлеглись и отдыхают. Сколько можно им клубить? Надоело над землею В бесконечном небе плыть. Нужно им вздремнуть немножко, Вот досмотрят серый сон, И проявится дорожка, И к реке знакомый склон. (2012г)
|
Приложение №4
Рефлексивный лист ________________________________
Учебный материал |
Плюс (знаю) |
Минус (не знаю) |
Интересно |
В чем ошибки |
Определения (задание «продолжи предложение») |
|
|
|
|
Определенно –личные (теория) |
|
|
|
|
Неопределенно-личные (теория) |
|
|
|
|
Безличные (теория) |
|
|
|
|
Обобщенно – личные (теория) |
|
|
|
|
Назывные (теория) |
|
|
|
|
Тесты |
|
|
|
|
Текст (проза, поэзия) |
|
|
|
|
Применяю (составляю свой текст) |
|
|
|
|
Творческое задание |
|
|
|
|
Итоги урока (узнал, интересно, остались вопросы, испытал трудности…….) |
|