Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок русского языка в 5 классе "Односоставные предложения"

Цели урока:

Выявить уровень осознания учащимися содержания пройденного.

Развивать рефлексивные способности учащихся.

Создавать условия для осмысления учащимися собственного опыта, для формирования потребности в осознании своего развития.

Оборудование: презентация

Дидактический материал (Самостоятельная работа, тесты, материал для работы в группе, стихотворения А.Демченко).

Ход урока

Этапы урока

Цели этапа

Описание этапа

Содержание

1.Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Цель урока, тип урока; тематические рамки повторяемого содержания: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Чтение и комментарий отрывка из стихотворения Б.Окуджавы

Прием “закончи предложение”,

“лишнее предложение”

2.Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения

Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в деятельности.

Самостоятельное воспроизведение способов действий.

Активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти.

Проведение самостоятельной работы (индивидуальная деятельность учащихся)

Самопроверка учащимися своей работы по готовому образцу с фиксацией результатов

Самостоятельная работа №1, №2

с самопроверкой по эталону (слайды)

3. Рефлексивная самоорганизация

Построение проекта выхода из затруднения на основе рефлексивного анализа и формирование способности к его выполнению

Учащиеся, допустившие ошибки:

1) На основе рефлексивного метода самостоятельно конструируют (или выбирают из имеющихся) алгоритм исправления ошибок.

2) На основе алгоритма исправления ошибок, выявляют и фиксируют место и причину (способы действий) ошибки.

3) На этой основе уточняют цель дальнейшей деятельности на уроке.

4) Исправляют свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

5) Придумывают пример на способ действия, в котором допущена ошибка.

Учащиеся, не допустившие ошибок:

1) Сравнивают свое решение с предложенным эталоном.

2) Выполняют задания творческого характера

Исправляют свои ошибки, записывают в тетрадь правильные ответы, проговаривают вслух объяснения, приводят примеры на способ действия, в котором допущена ошибка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание “Роль односоставных предложений в стихах” (Стихи А.Демченко

4.Фиксирование изменений учебных способностей

Согласованное фиксирование способов действий, в которых допущены ошибки.

Учащиеся в группах фиксируют свои ошибки и указывают их причины.

Уточняют соответствующие способы действий.

Составляют согласованный перечень способов действий, в которых допущены ошибки.

В своей группе формулируют содержательную тему урока.

Работа в группах:

Задания для работы в группах

Самопроверка по эталону

5.Обобщение затруднений во внешней речи

Усвоение способов действий, вызвавших затруднения

Обсуждение типовых затруднений

Называются способы действий, которые вызвали затруднение.

Проговорить формулировки определений

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Учащиеся, допустившие ошибки:

1) Выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

2) Проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты.

Учащиеся, не допустившие ошибок:

1) Выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу или эталону.

 

Задания по группам, работают с теми же заданиями.

 

 

 

 

 

Задания творческого характера

7.Включение в систему знаний и повторение

Включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, установление между используемыми способами действий локальных связей, повторение и закрепление ранее изученного

При положительном результате предыдущего этапа: учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Также решаются задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Задания на подготовку к изучению следующей темы: “Неполное предложение”

Анализ примеров.

8.Рефлексия деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом

Рефлексивный анализ своей деятельности, деятельности своей группы и класса в целом.

Организуется рефлексия деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом.

2) Проводится самооценка учениками деятельности на уроке.

3) Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

4) Учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

5) Планируется дальнейшая деятельность и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества, обеспечивающее подготовку мышления учащихся к деятельности на следующем уроке).

Анализ “Рефлексивного листа”

Приложение №1             Самостоятельная работа №1

А1. Найдите среди предложений односоставное: 1. Не плачь ты попусту.     2. Часам к двум пополудни началась гроза.   3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. 4. Тротуары заливают асфальтом.

А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное   2. Определенно-личное   3. Безличное 4. Неопределенно-личное.

А3. Найдите безличное предложение.1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло. 2. Газеты приносят утром.   3. Ему   подвели                       белого коня, украшенного богатой сбруей.   4. Похолодало, светает поздно и темнеет рано.

А4. Найдите неопределенно-личное предложение.     1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.   2. В классе тепло.   3. Дарую тебе волю.     4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

А5. Найдите определенно-личное предложение. 1. Веет с поля ночная прохлада. 2. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 3. Дарую тебе волю.       4. Хорошо в зимнем лесу!

Самостоятельная работа №2

Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.

Был конец ноября.   До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. Но плыли вполне благополучно.     Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.     Жизнь на нем протекала размеренно.   Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане.   Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.   До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана.     В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.     Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.   Следующие два часа посвящались отдыху.  

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Тест I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.     б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)   г) С утра морозит.

2. Определите тип предложения: Ночь как год а) односоставное б)двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным? Определенно-личные предложения – это...

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.   а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!   в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения.     Иду по зимнему поселку, и легко мне дыщится.        

а).двусоставное; б) определенно-личное и безличное;   в) безличное, г)назывное

д) неопределенно-личное.

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена?

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
б) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
в) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев. г) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

Приложение № 3 Задание: найти односоставные предложения, определить тип. Какова   роль   односоставных   предложений в поэтической речи?

Александр Демченко   п.Демянск

Ветер.

Что ж ты, ветер, листья рвешь,

И не утихаешь?

Что ж к земле деревья гнешь,

Ветки им   ломаешь?

Кто тебя так   рассердил?

Неужели тучи?

Гонишь их что   было сил,

Ишь, какой могучий!

Или, может быть, река,

Чем – то провинилась?

О крутые   берега

Волнами забилась!

Если, правда,   ты силен –

Разгони печали,

Прогони тревоги   вон,

Чтоб не   замечали! (2012г)

 

Облака.

На зеленые   просторы,

На густой дремучий лес

Облаков косматых горы

Опустились вдруг   с небес.

Расползлись они   туманом,

И приблизились к холмам,

Разметались по оврагам,

По низинам и   лугам.

Разлеглись и   отдыхают.

Сколько можно   им клубить?

Надоело над   землею

В бесконечном   небе плыть.

Нужно им   вздремнуть немножко,

Вот досмотрят   серый сон,

И проявится   дорожка,

И к реке знакомый склон. (2012г)

 

 

Приложение №4

 

Рефлексивный   лист         ________________________________

Учебный материал

Плюс

(знаю)

Минус

(не знаю)

Интересно

В чем ошибки

Определения (задание «продолжи предложение»)

 

 

 

 

Определенно –личные (теория)

 

 

 

 

Неопределенно-личные (теория)

 

 

 

 

Безличные (теория)

 

 

 

 

Обобщенно – личные (теория)

 

 

 

 

Назывные (теория)

 

 

 

 

Тесты

 

 

 

 

Текст (проза, поэзия)

 

 

 

 

Применяю (составляю свой текст)

 

 

 

 

Творческое задание

 

 

 

 

Итоги   урока (узнал, интересно, остались вопросы,   испытал трудности…….)

 

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru