Цели:
проверка знаний учащихся по фонетике и лексике;
формирование языковой компетенции учащихся;
развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
воспитание любви к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка: формирование состава команд; выбор названия, подготовка приветствия.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной предметной недели гуманитарного цикла.
Конкурсные задания нашего КВНа проверят ваши знания по русскому языку.
(слайд 1)
2. Представление жюри
3. Конкурсная программа
(слайд 2)
Учитель:
Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!
1) Представление команд
Учитель:
Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены-
Начинаем состязание!
Первым пунктом –
«Фонетическая разминка».
Думайте правильно
И отвечайте без запинки!
2) «Фонетическая разминка» (слайд 3, 4, 5).
3) Вопросы для фонетического блиц-опроса:
Что мы слышим в начале урока? (звук [у])
В каком слове пять о? (о-пять)
Что стоит посреди земли? (звук [м])
Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)
Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
4) Конкурс капитанов
Учитель:
Господа конкурсанты, к барьеру!
Предстоит необычная схватка:
Вы должны, не задумываясь, быстро
Дать ответы на мои загадки.
5) «Лексический бой»
Задание: Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка (Игла).
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо (Клей).
Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы).
Обвершка строения или крыша (Кровля).
Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки (Зрачок).
Нарушение равновесия в жизненных отправлениях (Болезнь).
Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень).
Куча, толпа насекомых (Рой).
Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево (Куст).
Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды (Ворота).
Учитель:
Внимание! Внимание!
Ждёт вас новое испытание.
Ох, и трудное предстоит вам задание!
Пассивных сейчас быть не должно–
Помните: «Один за всех, и все за одного!»
6) Составление рассказа
За 7 минут составить текст, в котором все слова начинаются на букву «К». Начало текста: «Когда Катя...»
Учитель:
7) Трудно ребус разгадать,
Надо ум свой напрягать.
От неудач не вешайте нос,
Задам болельщикам вопрос.
8) «Шуточный вопрос» болельщикам (Правильного варианта среди данных нет).
Учитель:
Продолжается схватка между вами.
Прочтите, что написано словами.
9) Прочитайте высказывание
Учитель:
А сейчас все вместе мы
Отправимся в путешествие.
Поменяйте буквы местами,
Города узнаете сами.
Учитель:
Закончен КВН…
Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать
И лидеров назвать.
Заключительное слово учителя:
Наш КВН закончен,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы,
Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята,
Счастливого пути!
Критерии оценки
1) Конкурс приветствие - до 5 баллов
Эмблема – до 5 баллов
2) Конкурс «Фонетическая разминка»
А)Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Объём, счастье, местный, Майя, читаю, южная, поездка, ноль, поэт, честный
Б) Сколько звуков [ц] в предложении?
Два цветочка в цветнике разрастаются, листочками переплетаются, солнышку улыбаются (5)
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого: 5 баллов.
3) Фонетический блиц-опрос – 1 балл за каждый правильный ответ, итого: 3 балла.
4) Конкурс капитанов
За фразеологизм - 1 балл, за значение – 1 балл, всего 2балла.
5) Конкурс «Лексический бой»
1. Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка (Игла).
2. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо (Клей).
3. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы).
4. Обвершка строения или крыша (Кровля).
5. Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки (Зрачок).
6. Нарушение равновесия в жизненных отправлениях (Болезнь).
7. Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень).
8. Куча, толпа насекомых (Рой).
9. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево (Куст).
10. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды (Ворота).
За каждый правильный ответ – 1 балл
6) Составление рассказа – до 10 баллов
7) Ребусы (1 балл за каждый правильный ответ, итого – 9 баллов)
Ответы:
Аист, ворон, бабочка, баранка, булка, вагон, век, хомяк, щука.
8) Конкурс болельщиков «Шуточный вопрос»
(Правильного варианта среди данных нет.) - 1 балл
9) Конкурс «Прочитайте высказывание» - 1 балл
1. Любите наш могучий язык! 2. Хорошо знай грамматику
10) Города
Ответы: Ростов, Вологда, Кострома, Полтава
По 1 баллу за каждый правильный ответ
Лист жюри
конкурс |
баллы |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1. приветствие (название, девиз, сценка, эмблема) |
10 |
|
|
|
2. Фонетическая разминка |
5 |
|
|
|
3. Фонетический блиц-опрос
|
3 |
|
|
|
4. Конкурс капитанов
|
2 |
|
|
|
5. Лексический бой По 1 баллу за каждый правильный ответ |
до 9 |
|
|
|
6. Составление рассказа |
10 |
|
|
|
7. Ребусы По 1 баллу за каждый правильный ответ |
9 |
|
|
|
8. Конкурс болельщиков |
1 |
|
|
|
9. Высказывание |
1 |
|
|
|
10.Города |
4 |
|
|
|
Итого 54