Цели урока:
I. Познавательный аспект
1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки:
закрепить умение выделять главное и придаточное предложения;
закрепить умение опознавать виды придаточных предложений;
закрепить умение опознавать средства связи между главным и придаточным предложениями;
закрепить умение правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
систематизировать полученные знания и навыки;
закрепить умение конструировать предложения по схемам;
закрепить умение пользоваться синонимическими конструкциями;
закрепить умение использовать в речи сложноподчинённое предложение как средство изобразительности.
2. Развитие общеучебных умений и навыков:
развивать учебно-организационные умения и навыки;
развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.
3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература).
II. Развивающий аспект
1. Развитие речи:
обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.
2. Развитие мышления:
развивать умение сравнивать структурные особенности обособлений;
развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
развивать образное мышление при написании сочинения.
3. Развитие двигательной сферы:
развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.
III. Воспитывающий аспект
Воспитывать самостоятельность как черту личности.
Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Продолжить учить доводить начатое до конца.
Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).
Учебные элементы |
Учебные материалы |
Руководство по усвоению учебного материала |
I УЭ-0 |
В процессе работы над модулем учащиеся должны I. Знать: виды придаточных предложений. Уметь: определять виды придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении; употреблять в речи СПП с разными видами придаточных предложений II. Развивать умение: анализировать, логически мыслить при выполнении заданий; работать самостоятельно; работать во времени; соотносить результаты своей работы с поставленными целями; аккуратно оформлять работу. |
1 минута (проговаривание совместно с учителем) |
УЭ-1 |
Входной контроль (опережающее задание): Тест 1. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным определительным: А) Он увидел, как в ворота въехала карета. 2. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным изъяснительным: А) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. 3. Укажите (выпишите букву) СПП с придаточным обстоятельственным: А) Родина слышит, родина знает, где в облаках её сын пролетает. Инструкция №1 1. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. |
Выполняется в тетради (дома накануне урока). Сверьте ответ с презентацией. |
II УЭ-2 |
Цель: актуализировать знания и умения по теме «СПП с придаточными определительными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным определительным: 1) Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Инструкция №2 Сверьте свой ответ с презентацией. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2 и приступайте к выполнению УЭ 3. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-3 |
Цель: актуализировать знания и умения по теме «СПП с придаточными изъяснительными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным изъяснительным: 1) Гринев долго не мог смириться с мыслью, что Маша осталась в мятежной слободе. Инструкция №3 Сверьте свой ответ с презентацией. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3 и приступайте к выполнению УЭ 4. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-4 |
Цель: актуализировать знания по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». Задание: выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным: 1) Легко вообразить, какое впечатление Алексей Берестов должен был произвести в кругу наших барышень. Инструкция 4 Сверьте свой ответ с презентацией. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 4 и приступайте к выполнению УЭ 5. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-5 |
Цель: актуализировать умения по теме «Постановка знаков препинания в СПП». Задание. В приведенных ниже предложениях подчеркните грамматические основы, обозначьте схематически границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания. 1) В пустыне (1) где один Евгений (2) мог оценить его дары (3) господ соседственных селений (4) ему не нравились пиры. Инструкция №5. Сверьте с презентацией. Приступайте к выполнению УЭ 6. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-6 |
Цель: контроль умения ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Подчеркните грамматические основы, определите схематически в предложениях границы главного и придаточного предложений, расставьте знаки препинания: А) Изображу ль в картине верной уединенный кабинет где мод воспитанник примерный одет раздет и вновь одет? Инструкция №6 Сдайте учителю на проверку. Приступайте к выполнению УЭ 7. |
Выполняется на отдельно распечатанном листке самостоятельно. |
III УЭ-7 |
Цель: закрепить умение конструировать предложения по схемам Составьте предложения по данным схемам. Определите тип придаточного предложения. 1. (Так как ...), [то ...]. Инструкция №7 Оценка: за составление предложения — по 1 баллу, за определение типа придаточного — по 1 баллу. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-8 |
Цель: закрепить умение пользоваться синонимическими конструкциями. Замените данные предложения соответствующими синонимическими конструкциями (сложные предложения замените на простые, а простые на сложные). Образец: 1) С некоторого времени свидания в роще были прекращены так как пошли дожди. – С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды. 2) Все бросились к месту приземления самолета. – Все бросились к месту, где приземлился самолет. 1) Неожиданные происшествия которые имели важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе благое потрясение. 2) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в симбирском трактире было глупо. 3) Подходя к комендантскому дому мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов. Инструкция №8 Оценка: за каждое переделанное предложение + 1 балл, за каждый пропущенный знак препинания – 1 балл. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-9 |
Систематизация материала. Найдите сложноподчинённые предложения. Определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки препинания. 1) Как только Владимир выехал за околицу в поле поднялась сильнейшая метель. Инструкция №9 Приступайте к выполнению УЭ-10. |
Выполняется в тетради самостоятельно. |
УЭ-10 |
Цель: закрепить умение применять знания в творческой ситуации. Опишите эпизод фильма от лица автора, добавив монологи Дубровского и Маши. Используйте конструкции СПП с разными видами придаточных («Дубровский» (эпизод попытки Дубровского увезти Машу после венчания с князем Верейским) – без звука). Инструкция №10. Сдайте на проверку учителю. Приступайте к УЭ-11. |
5 минут Самостоятельно. + прочтение 3 минуты |
УЭ-11 |
Выходной контроль. Тест I. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Вы согласитесь (1) мой читатель (2) что очень мило поступил (3) с печальной Таней наш приятель. 1) 1 2) 2 3).3 4) 1, 2 2. Ей снится (1) будто бы она (2) идет по снеговой поляне (3) печальной мглой окружена. 1) 1,3 2) 2,4 3) 3 4) 1 II. В каком варианте ответа придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом? 1) У Троекурова были свои сомнения, которые он тотчас и решился объяснить французу. Инструкция №11. Сдайте на проверку учителю. Приступайте к УЭ 12. |
4 минуты Сдайте на проверку учителю. |
УЭ-12 |
Итоги урока Цель: оценить уровень усвоения всей темы. Вернитесь к УЭ-0. |
1 минута |
УЭ-13 |
Домашнее задание. Выберите вариант домашнего задания в зависимости от количества набранных за урок баллов: |
1 минута |