Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок русского языка в 9 классе "Работа над сжатым изложением "Память""

Цель урока: подготовка учащихся к ГИА.

Задачи урока:

образовательные:

работа с текстом, его частичный лингвистический анализ;

подготовка к написанию сжатого изложения;

развивающие:

развивать умения выделять главное, обобщать, сокращать текст;

развивать умения логически излагать свои мысли;

развивать умения аргументировать, доказывать;

воспитательные:

воспитание любви к Родине; предкам;

воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа над текстом.

1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником. (Текст у учащихся и на экране без деления на абзацы).

Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки, так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое: школа, институт, работа. А старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.

Человеческая память – творческий процесс: запоминается то, что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество. При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии, улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе. Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.

Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится

в его личной памяти и в памяти окружающих. Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Подобно тому как личная память человека формирует его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)

2. Работа над стилем текста.

- К какому стилю относится данный текст?

- Назовите признаки публицистического стиля.

Публицистический стиль

Цель

Сфера употребления

Стилевые черты

Языковые средства

Публицистический стиль

Цель: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, внушение ему определённых взглядов, идей.

Сфера употребления: газеты, журналы, радио и телевидение, митинги, собрания.

Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность.

Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) тропы: эпитет, сравнение;

в) лексические повторы;

г) вводные слова, причастные, деепричастные обороты, сложные предложения

3. Определение типа речи.

- К какому типу речи относится текст?

- По каким признакам вы определили?

4. Задания ГИА

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.

Б) Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

В) Память не нужна для накапливания доброго опыта,

2) Объясните значение слов: ненавязчиво, безответственный

- Подберите синонимы к этим словам.

3) В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

А) совестливое отношение

Б) накопления ценностей

В) недобрый поступок

Г) нравственный долг

- Проанализируйте каждое словосочетание.

4) Замените словосочетания синонимичными со связью согласование:

культура человека, развивается творчество

5. Деление текста на части (У учащихся текст без деления на абзацы).

- Найдите границы абзацев.

(Проверить с текстом на слайде)

6. Запись плана текста.

- Пункты плана должны включать ключевые слова. Поэтому, прежде чем составить план, необходимо определить их.

Чтение по абзацам и выделение ключевых слов:

Микротемы

Память и знание прошлого делают наш мир интересным и значительным, без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.

Человеческая память творческий процесс: путем памяти накапливается опыт жизни, формируется духовный мир человека, поэтому так важно воспитываться в атмосфере памяти.

Память противостоит уничтожающей силе времени: каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Личная память формирует совестливое отношение человека к окружающим, а историческая память формирует нравственную жизнь народа, поэтому наш долг – хранить память об истории Отечества.

7. Определение темы и идеи текста.

- Чтобы написать изложение, надо знать тему и идею текста.

- Где отражена тема? (В заголовке и в первом предложении).

- Какова идея текста? Где она может быть сформулирована? (В задании А).

8. Работа над синтаксисом.

- Найдите предложения с однородными членами.

- Найдите сложные предложения, охарактеризуйте их.

- Определите количество грамматических основ в последнем предложении.

9. Повторение способов сжатия текста.

Способы сжатия текста (Слайды)

Содержательные

Разделение информации на главную и второстепенную

Свертывание исходной информации за счет обобщения

Объединение.

Слияние нескольких предложений в одно.

2. Замена:

однородных членов обобщающим словом;

СПП простым предложением;

фрагментов предложения указательным, определительным, отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Удаление части речи.

Исключение повторов, фрагментов предложения, одного или нескольких синонимов.

10. Практическая работа. Сокращение текста.

11. Проверка. Зачитывание проработанных, сокращенных текстов.

III. Домашнее задание:

Сочинение-рассуждение

Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Структура сочинения: (слайд)

Тезис – основное положение, которое нужно доказать

Аргументы – это факты (из жизни, из литературы, из истории), ссылки на авторитеты, суждения (пословицы, поговорки, крылатые слова)

Вывод

IV. Оценка ответов.

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда помнили о важности воспитания в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (Просмотр слайдов под музыку)

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru