Цель урока: повторить сведения о строении словосочетаний, типах подчинительной связи в словосочетаниях, рассмотреть трудные случаи синтаксического анализа словосочетаний, закрепить умение определять типы подчинительной связи в словосочетаниях, употреблять правильные конструкции словосочетаний с управлением.
Тип урока: закрепление и контроль ЗУН.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
1. Беседа.
- Что такое словосочетание?
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: синее небо; гулять в парке; дружно работать.
- Назовите основные типы словосочетаний.
Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово (весёлый урок, читать газету, ярко светит), и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова (небо и земля; утром или вечером).
- Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
1) Сочетания самостоятельного слова со служебными: в лесу;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши;
3) подлежащее и сказуемое: Дождь идёт;
4) составные словоформы: более светлый, будет учиться.
- Какие типы подчинительной связи слов в словосочетаниях вы знаете? Приведите примеры.
Существуют три способа связи слов в подчинительных словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа. Как правило, главное слово – существительное, зависимое – прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. При изменении главного слова изменяется и зависимое слово. Например, солнечный день, солнечного дня.
Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. Как правило, главное слово – глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное. Зависимое – существительное, местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется. Например, слушать музыку, слушал музыку, слушаешь музыку и т.д.
Запомнить! В сочетании слов типа три дерева (с неодуш. сущ.) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетаниях типа три дочери (с одуш. сущ.) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.
Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно. Главное слово – глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное. Зависимое неизменяемая знаменательная часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Запомнить! Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием (его портфель, её книга, их цветы).
Их следует отличать от личных местоимений его, её, их, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением (увидел его, позвал её, окликнул их).
2. Выполнение тренировочных упражнений.
1) Определите способ связи и средства её выражения в словосочетаниях.
Большой дом, дом с крыльцом, построен давно, лисьи повадки, повадки лисы, ступать по-лисьи, читая книгу, читать лёжа, читающий ребёнок, мой учебник, учебник подруги, его учебник, их велосипед, увидел их, первая парта, две парты, умел летать, летать в небе, весьма плохо.
2) Придумайте по три словосочетания со словами грустный, отдых, решение, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
3) Выпишите ряд, в котором перечислены только словосочетания. Укажите тип связи между словами. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обозначьте орфограммы.
а) Я ск..кал верхом, верхом на лошадях, на нав..юче(н,нн)ых лошадях, ск..кал быстро.
б) Пред..явил пропуск, он пред..явил, пропуск на об..ект, на закрытый об..ект;
в) В целях без..опас..ности, по из..езже(н,нн)ым дорогам, по дорогам с рытвинами и ухабами.
4) Прочитайте текст и выполните задание.
1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 4. Леса моросили дождём облетевшей листвы. 5. Этот дождь шёл неделями. 6. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
- Из предложений 4-5 выпишите словосочетания со связью согласование.
- Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью управление.
- Из предложения 3 выпишите словосочетания со связью примыкание.
3. Трудные случаи управления.
Давайте рассмотрим примеры конструкций с управлением, где часто встречаются ошибки.
Как правильно употреблять: по приезду или по приезде, согласно приказа или согласно приказу, скучать по вас или скучать по вам, уверенность в победу или уверенность в победе?
1. Предлог по в значении “после чего-либо” требует от следующего за ним слова формы предложного падежа: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении.
2. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно требуют от существительного формы дательного падежа: благодаря помощи, согласно приказу, вопреки прогнозам, подобно взрыву.
3. Допустим только следующий вариант в построении беспредложных конструкций: скучать по ком? по вас; поражаться чему? упорству; воплотить во что? в реальность; уверенность в чём? в победе.
Обратите внимание также на следующие конструкции (раздать таблицы):
сходный с чем-либо обижен чем-либо обрадован чем-либо уделять внимание чему-либо базироваться на чём-либо рецензия на что-либо преимущество перед чем-либо (кем-либо) предупредить о чём-либо тормозить что-либо отличать что от чего рассержен чем-либо вера во что-либо удивлён чем-либо оплатить что-либо |
идентичный чему-либо обидеться на что-либо обрадоваться чему-либо обращать внимание на что-либо опираться на что-либо отзыв о чём-либо превосходство над чем-либо (кем-либо) предостеречь от чего-либо препятствовать чему-либо различать что и что рассердиться на что-либо уверенность в чём-либо удивляться чему-либо уплатить за что-либо |
4. Чаще всего встречаются предложения с однородными членами, в которых нарушена синтаксическая норма. Общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Я люблю и наслаждаюсь осенней природой. – Правильно: Люблю (что?) природу и наслаждаюсь (чем?) ею.
4. Выполнение тренировочных упражнений.
1) Определите правильный вариант написания и произношения.
По получении ответа или по получению ответа.
Мы скучаем по вам или мы скучаем по вас.
По окончанию спектакля или по окончании спектакля.
Выглядит подобно треугольника или выглядит подобно треугольнику.
В силу обстоятельств или в силу обстоятельстам.
По истечению срока или по истечении срока.
Тосковать по муже или тосковать по мужу.
2) Найдите нарушение синтаксической нормы в следующих конструкциях. Исправьте ошибки.
Бойцы верили и надеялись дожить до Победы.
Необходимо следить и контролировать каждый шаг сапёра.
Юноша стремился и был уверен в своём спортивном успехе.
Забота и любовь к детям отличают этого педагога.
Я рассказал и убедил слушателей в реальности всего произошедшего.
3) Согласуйте слова.
Беспокоиться/ тревожиться (сестра);
вера/ уверенность (победа);
вслушиваться/ прислушиваться (природа);
дать оценку/ оценить (игра);
жаловаться/обжаловать (решение);
препятствовать/ тормозить (развитие);
избегать/ уклоняться (ответ);
надеть/ одеть (дочь, пальто);
недоволен/ разочарован (результат);
предупреждать/ предостерегать (опасность);
сказать вопреки (желание);
гордиться (достижения);
оплатить/ заплатить (проезд);
рецензия/отзыв (книга);
благодаря/ из-за (неудача).
5. Выполните итоговый тест по теме
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
Падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;
разрисованная витрина, любящие родители, развешанные на стенах;
удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;
своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
Несогласованное определение, образованный юноша, удивлённо пробормотать;
прошедшее время, один человек, взглянуть на присутствующих;
покрытый снегом, любимый мною, когда-то знал;
двенадцатый карандаш, роскошный особняк, моё мнение.
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;
коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;
слушать его, по светлым коридорам, его ответ;
весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашёл среди цветов;
увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;
трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Сижу за столом, вижу их, этот номер;
вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;
передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;
казалось нам, выражением лица, испанская шаль;
перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес.
В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
Вкратце изобразить, работать молча, сомневаться в этом;
откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;
говорить невпопад, два рубля, любуясь собой;
сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.
В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну;
давно забытый, когда-то нашёл, на это место;
украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
стремиться туда, тихо летали, помнили их.
В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
Собрались вместе, шёпотом повторил, читавшего стихи;
проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;
вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;
вновь повторил, была там, не глядя на него.
Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
От этого сияния лица людей казались загорелыми.
Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.
Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.
Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.
Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
В тот день он показался мне особенно красивым.
В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
Согласно пословице, прикоснуться к горячей плите;
коснуться проблем, скучаю за тобой;
различать союзы, преимущество надо мной;
директор училища, заведующий аптеки.
В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
Критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали;
обвинять за растрату, отдел кадрами;
оплата за проезд, основываться на фактах;
отметить достоинства, скучаю по вас.
В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?
Испортить настроение, грустить по вас;
виднеющийся вдали, опираться на фактах;
указать на недостатки, не поддающийся на провокации;
предпринять меры, проявление сознательностей.
В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола?
Негодовать (против чего?) …;
руководить (кем? чем?) …;
тревожиться (о ком? о чём?) …;
содействовать (кому? чему?) …
В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола?
Возмущаться (чем?) …;
упрекать (в чём?) …;
беспокоиться (за что? за кого?) …;
порицать (за что?) …
Ключ к тесту
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ответ |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
От этого сияния |
№ |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
ответ |
Эту поступь |
Что-то сочиняли |
Искать то |
Пришла врасплох |
Особенно красивым |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Оценка |
Кол-во правильно |
5 (отлично) |
18-20 |
4 (хорошо) |
15-17 |
3 (удовлетворительно) |
12-14 |
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.