Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок-путешествие по русскому языку в 5 классе "Правописание букв А, О в корнях раст-, ращ-, рос-"

Цели:

Познакомить с условиями выбора букв а - о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Формировать умение находить и выделять орфограммы с чередованием а – о.

Закрепить навык правописания слов с корнями -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -раст -, -ращ-, -рос-.

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Словообразование. По пути нам будут встречаться трудности, а, может быть, и опасности. Но я думаю, что сообща мы их преодолеем. Для начала давайте выберем капитанов. (Команды выбирают).

II. Повторение изученного материала.

1. Учитель:

- Но чтобы пуститься в плавание, надо сначала вспомнить, что изучает словообразование.

Ответ ученика:

- Словообразование изучает состав слова и способы образования новых слов.

2. Учитель:

- А теперь в путь. Внимание всем! Справа по борту я вижу остров Повторения. Приготовьте перфокарты и листочки. Сейчас мы вспомним правописание гласных А-О в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Работа с перфокартой.

Предпол_гать

дол_жить

сл_жение

изл_жение

к_снусь

изл_гать

сл_гаемое

прик_снется

неприк_сновенный

прик_сновение

предл_жение

предпол_гаемый

отл_жить

прил_гать

распол_житься

прик_саться

к_сание

прил_гательное

Учитель:

- Расскажите о правописании гласных в корнях -кас-, -кос-, -лаг-, -лож-.

Ответ ученика.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель:

- Продолжим наше путешествие. Прямо по курсу – море Неразгаданных тайн. Ребята, сегодня нам с вами предстоит разгадать одну из загадок, таящихся на дне этого моря. Загадку о правописании гласных А-О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

Запись темы урока.

2. Исследовательская работа.

На экране слова: растут, растение, выращивать, выращенный, выросла, заросли.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

- Какие это слова? (Однокоренные.)

- Какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (Чередование согласных ст//щ//с.)

- Попробуйте сформулировать правило написания гласных А-О в корнях

-раст-, -ращ-, -рос-.

Ответ ученика.

3. Знакомство со словами-исключениями.

Учитель:

- Мы разгадали с вами загадку, которая таилась на дне моря Неразгаданных тайн.

А теперь продолжим наше путешествие. Слева по борту – берег Исключений.

Слова-исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

А чтобы их лучше запомнить, предлагаю выучить четверостишие:

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

4. Лексическая работа.

Отрасль – отдельная область деятельности, науки, производства.

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня; 2) отрезок ветки с почками для посадки; 3) перен. проявление начинающегося развития чего-нибудь.

Ростовщик – человек, который дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

(С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка. – М., 2000.)

Учащиеся составляют и записывают с этими словами словосочетания.

IV. Закрепление изученного.

Учитель:

- А путешествие наше продолжается. Впереди рифы. Чтобы корабль не попал на них, придется потрудиться.

1. Объяснительный диктант.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, знакомый ростовщик, зарастет сорняками.

Подчеркнуть изученную орфограмму.

Учитель:

- Что ж, хорошо, рифы нам удалось обойти. Но что это там за шум?!

Вбегают пираты.

Пираты (хором):

- Ага, попались!

Первый пират:

- Сейчас мы вас утопим.

Второй пират:

- Или в плен возьмем.

Учитель:

- Пираты, не трогайте ребят, пожалуйста. Они у нас умные, правила учат, пишут грамотно.

Первый пират:

- Умные, говорите? Пишут грамотно?

Второй пират:

- Что ж, а сейчас мы проверим, как они говорят. Мы принесли с собой скороговорки, пусть попробуют их произнести.

Первый пират:

- Ну-ка, кто быстрее и правильнее?

Учитель:

- Ну что, капитаны, выручайте свои команды. (Вручает карточки капитанам.)

2. Орфоэпическая минутка.

Подрастала – хвост растила, платье темное носила. Подросла – зеленой стала, хвост на весла променяла.

Подросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Капитаны выполняют задания.

Учитель:

- Вы довольны, пираты? Убедились, что ребята у нас молодцы?

Первый пират:

- Ладно-ладно, мы еще раз к вам придем.

Второй пират:

- Тогда уж точно всех в плен возьмем.

Первый пират:

- Или утопим.

Пираты уходят.

Учитель:

- Все обошлось благополучно. Продолжим наше путешествие. Справа по борту – земля. Высадившись на берег, вы сразу попадете в дремучий лес Выбирай-ка.

3. Выборочный диктант.

а) Распределить слова в два столбика, выделить орфограмму.

Один ученик выполняет задание у доски.

Р_стения, выр_сли, разр_стается, отр_слевой, р_стущий, подр_сли, дор_сти, зар_сли, р_сток, перер_сли, выр_щенный, Р_стов.

б) Разобрать по составу слова: растения, подросли, разрастается, росток.

4. Тест в формате ЕГЭ.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пол..жить, зар..сти, соприк..сается

р..сточек, к..снусь, прир..щение

прил..гательное, к..сательная, отр..сль

Р..стислав, ул..жить, выр..стить

А2. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

распол..жение, к..сой, пор..сль

упр..стить, прик..саться, сл..гаемое

водор..сли, к..сьба, вл..жение

предпол..жение, отр..сль, выр..щенный

Ключ к тесту: А1. 3. А2. 4.

Учитель:

- Выбравшись из зарослей дремучего леса Выбирай-ка, мы попали на берег реки Игровой.

5. Игра “Составь слово”.

Из слова выходить взять приставку.
Из слова заросли – корень.
Из слова сидел – последний суффикс.
Из слова кустарника – окончание. (Выросла.)

V. Подведение итогов.

Учитель:

- На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, что мы узнали нового сегодня на уроке.

VI. Домашнее задание.

Параграф ..., упражнение ... или составить словарный диктант с изученной орфограммой (по выбору учащихся).

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru