Цель: закрепление знаний о строении основной текстовой единицы; развитие умения определять тип и стиль речи по абзацному зачину.
Структура урока:
1. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с правописанием гласных в корне слов.
2. Закрепление знаний о строении и функции абзаца в текстах разных типов речи.
3. Совершенствование умений анализировать абзацное членение текста. Практическая работа.
4. *Расширение представления об абзаце как средстве эмоционального воздействия.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с правописанием гласных в корне слов.
Диктант по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Текст должен быть небольшим, но насыщенным и пунктограммами, и орфограммами. Работа не более чем на 10—12 минут. В качестве дополнительного задания — графически объяснить выбор гласной в корне.
Лучи солнца озаряли нежным светом комнату подростка: касались огарка свечи, промокших вчера и высохших за ночь кроссовок, замерших настенных часов, учебника, открытого на странице «Имя прилагательное».
Ростислав, загорелый, с накаченной мускулатурой, с удовольствием завтракал, макая булку в сметану.
Широкие равнины и неизведанные дали звали его. Вскоре, перескочив через выровненный газон, он пробежал мимо сидящих на лавочке соседей почтенного возраста.
II. Закрепление знаний о строении и функции абзаца.
Определение, предлагаемое авторами учебника, не должно быть абсолютно незнакомым учащимся. Следует обратить особое внимание на строение абзаца:
• абзацный зачин — основная фраза (обычно первое предложение);
• комментирующая часть — разъяснение, комментарий того, о чем говорится в первом предложении.
Если текст разбит на абзацы верно, то должна сохраниться его однородность, связность, целостность при выделении абзацных зачинов:
Абзацный зачин 1-го абзаца
+
Абзацный зачин 2-го абзаца
+
Абзацный зачин 3-го абзаца
Предлагаем проверить, воспринимается ли логическая связь между основными фразами абзацев, выписанных из упражнения 346.
Упражнение, с которым предстоит работать, взято из раздела учебника «Особенности научно-популярного подстиля речи». Всегда есть возможность обратиться к нему еще раз, чтобы осуществить предлагаемые авторами наблюдения над особенностями стиля. Также есть возможность совершенствовать умения в написании числительных — это одна из проблем качества речи.
Учащиеся выписывают абзацные зачины текста упражнения 346, убеждаются в том, что сохраняется логика и однородность, связность текста.
Почти 11% всей земной суши скрыто под блестящим ледяным панцирем.
Ледники по своему объему составляют примерно 80% всего льда на Земле.
Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде — свыше 5000 м. Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью.
Ныне земные льды ведут себя «агрессивно».
III. Практическая работа, проверяющая умение анализировать абзацное членение текста.
— Перед вами первое предложение первого абзаца текста рассказа Т. Толстой «Самая любимая»: По ночам Ленинград продувает весна. Попробуем спрогнозировать: а) стиль речи, к которому принадлежит текст; б) тип текста; в) тему текста; г) возможности развертывания темы.
Стиль речи — научный, публицистический, художественный, разговорный, официально-деловой...
Признаки художественного стиля прослеживаются уже в первом предложении — метафора продувает весна. Обратим внимание на лексическое значение слова продувать.
Продувать —
1. См. продуть — прочистить струей воздуха. Продуть самовар. Кого-что — обдать ветром, вызвав охлаждение. Малыша продуло.
2. кого-что. О потоке воздуха: дуть насквозь, обдувать со всех сторон. Ветер приятно дует.
Обратим внимание на ритмическую организацию предложения. Здесь трехстопный размер — анапест.
Тип текста — описание, повествование, рассуждение.
Предлагаем работу организовать так:
— совместное определение параметров сравнения (первая колонка);
— работа по группам (рядам): заполнение заданной колонки с привлечением материала учебника;
— обсуждение результатов работы.
|
Описание
|
Повествование
|
Рассуждение
|
Задача, которую ставит автор |
Представление словесной картины, предмета описания |
Рассказ, сообщение о событии в его временной последовательности |
Словесное изложение, разъяснение, подтверждение мысли |
Строение текста, роль первого предложения |
• Общее представление о предмете • Отдельные признаки предмета • Авторская оценка, вывод |
• Завязка (начало события) • Кульминация • Развязка |
• Тезис • Доказательство (аргументы, сопровождаемые примерами) • Вывод (или заключение) |
Особенности лексики, синтаксиса |
Преобладание именных частей речи, использование предложений разной структуры |
Преобладание глаголов, обстоятельственных слов |
Употребление слов, обозначающих отвлеченные понятия, обособленных оборотов; использование различных типов бессоюзной и союзной связи |
Тема текста.
Обратим внимание на порядок слов в предложении. В большинстве предложений мысль говорящего следует от известного, данного, к ядру высказывания, т. е. к новому. Предполагаемая тема — «весна».
Возможности тематического развертывания темы.
Попробуем задать вопросы к данному предложению. Вопрос обстоятельства образа действия — к а к? Тогда вопрос ко всему предложению — п о ч е м у?
Прогнозируем, записываем, как может выглядеть второе предложение этого текста. Учащиеся выбирают для продолжения любой тип текста, читаются 2—3 варианта написанного.
Читаем абзац. Определяем точность прогнозирования.
По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стекла чердаков, вздымают бессильные сырые рукава белья, сохнущего между стропил; ветры бросаются грудью оземь, взвиваются вновь и уносятся, мча запахи гранита и пробуждающихся листьев, в ночное море, чтобы где-то на далеком корабле, среди волн, под бегучей морской звездой бессонный путешественник, пересекающий ночь, поднял голову, вдохнул налетевший воздух и подумал: земля.
(Т. Толстая.)
Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л д л я у ч и т е л я:
Специальные синтаксические средства используются и для оформления концовки абзаца. В этой функции широко употребляется союз и в своем значении заключения. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и т. д. В любом случае изменяется синтаксический облик концовки по сравнению с предшествующим текстом.
В целом большие по своему объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, в большей мере свойственны повествованию напряженному, лирически-взволнованному.
Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором.
Огромную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно-публицистического и официально-делового стилей границы абзацев в целом будут совпадать с границами ССЦ. В художественном тексте абзацным отступом подчеркивается смысл отдельного предложения, а также в одном абзаце могут объединяться мысли, подчиненные единой главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится в некоторой мере авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.
IV. *Расширение представления об абзаце как средстве эмоционального воздействия.
Абзац не всегда характеризуется смысловой завершенностью, часто выступает как средство повышения эмоционального воздействия на читателей, т. е. как средство, способствующее наиболее полному восприятию информации. Так, используя абзацный отступ и различные синтаксические конструкции, автор имеет возможность выразить, а мы, в свою очередь, воспринять значимость того или иного «кусочка» мысли в развитии микротемы.
Очень интересны в плане анализа миниатюры М. М. Пришвина.
Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая сонная муха и полетит дальше;
когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется;
когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивленные птички, с зелеными крылышками;
когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках;
когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, и когда, наконец, войдешь в березовую рощу, и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сены —
тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека в его первой любви, определяющей всю его жизнь.
Композиционное построение необычно: шесть абзацев равны одному предложению. Каждый абзац — микротема: сопоставляются факты, события, осознаваемые автором как однородные по значимости. Здесь нет смены планов повествования, с каждым абзацем идет лишь приращение смысла. В абзацах используются сходные глагольные формы, синтаксический параллелизм. Интересные эпитеты и особый ритм фразы сближают прозу со стихом.
V. Домашнее задание (по выбору):
1) Написать текст по модели. Принцип построения миниатюры М. Пришвина принимается за определенный образец для создания учащимися собственного текста.
2) Упражнение 291.