Цель: совершенствование умений написания наречий, рассмотрение функций наречий в тексте.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о наречиях. Работа с эпиграфом.
2. Совершенствование умений писать наречия. Проверочная работа.
3. Совершенствование умений выполнять речеведческий анализ текста.
4. Развитие умений использовать наречия в речи. Творческая работа.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Эпиграф к уроку — высказывание Лафатера: «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».
Даем характеристику предложения: сложноподчиненное предложение с придаточными условия и времени, подчинение параллельное.
Обращаем внимание на роль наречий, именно они являются ключевыми словами главной части предложения. Глаголы (спрашивать, слушать, отвечать, говорить) лишь определяют порядок действий при выполнении заданного условия (если хочешь быть умным).
Сравним со следующим предложением, определяя в нем роль наречия.
Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать.
(Демокрит.)
Намеренный повтор наречия хорошо акцентирует внимание не только на действиях (мыслить, говорить и поступать), но и на качестве этих действий. Мудрость именно в том, чтобы все делать хорошо.
Какова роль наречий в тексте? Каковы правила написания наречий? Эти вопросы станут предметом рассмотрения на уроке.
II. Совершенствование умений писать наречия. Теоретический материал о наречии представлен в учебнике.
Работа с омонимичными парами. Необходимо отметить возможность выбора написания по контексту:
Вдали — в дали; навстречу — на встречу; по-весеннему — по весеннему.
Комментированное письмо.
Задание: написать наречия слитно, раздельно или через дефис, вставить в местах пропусков суффиксы.
(На)бел_, (до)красн_, (без)устали, (по)своему, (по)немногу, туго_(на)туго, достаточн_, (за)светл_, (с)горяч_, (на)прав_, (с)лев_, (из)редк_, (из)давн_, (на)чист_, (с)начал_, скор_(на)скор_.
Некоторые учащиеся могут выполнять индивидуальные задания:
1) Продолжите ряд синонимов к данным наречиям:
а) благоразумно, рассудительно...
б) благозвучно, гармонично...
в) ненамеренно, случайно...
г) слишком, чересчур...
2) От данных прилагательных образуйте наречия. добавьте к ним частицу не. Составьте предложения так, что бы полученные слова писались: а) слитно; б) раздельно.
Глубокий, яркий, глупый, удивительный, тонкий, густой, тяжелый, сладкий.
П о д с к а з к а:
• Не пишется слитно с наречиями на -о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно их можно заменить синонимами без не (неудачно — безуспешно).
• Не пишется раздельно с наречиями на -о, если имеется или подразумевается противопоставление (не случайно он завел этот разговор; не ярко, а тускло).
• Не пишется раздельно с наречиями на -о, если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни, либо сочетание далеко не, вовсе не, отнюдь не (отнюдь не плохо).
Проверочная работа. Словарный диктант
Прочитав об изобретенном где-то методе обучения во сне, один десятиклассник положил под подушку листок со словами к диктанту и как ни в чем не бывало заснул. Он хотел увидеть золотую медаль, врученную ему за блестящие успехи, учителей, надеявшихся на него, съемки в программе «Гений нашего времени». Но его стали преследовать кошмары.
Бесчисленные наречия выстраивались в колонну по двое и по трое и шли под звуки невидимых трещоток. Предлоги бок о бок с союзами неумолимо надвигались. И он должен был в одиночку бороться со словами, которые так легкомысленно не учил! Как он жалел, что на уроке слушал вполуха, работал вполсилы, ни разу не вы учил назубок правило! Проснувшись, он дал себе обещание не рассчитывать на удачу, не тратить время впустую, а выучить слова во что бы то ни стало.
Записывается только второй абзац, в тексте подчеркиваются наречия.
III. Речеведческий анализ текста. Текст записывается под диктовку одновременно на доске и в тетрадях учащихся. Знаки препинания во втором предложении учитель поясняет. Выделяются наречия, объясняется их написание.
Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,
И вмиг все бесследно исчезнет, — и только вдали,
С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,
Незримо порвется струна от небес до земли.
(К. Д. Бальмонт.)
Задания к тексту:
1) Как построен фрагмент текста? На какие части можно его поделить? (Первая — ...все исчезнет; вторая — ...и только вдали).
2) Какие смысловые отношения между частями? (Части вступают между собой в отношения «причина — следствие».)
3) Как синтаксически оформлено деление текста? (Синтаксическое оформление деления частей — запятая, тире, модальная частица ограничения и только.)
4) Чем обусловлено использование инверсии во второй части текста? (Особенности построения второй части — использование инверсии, что позволяет выделить обстоятельство образа действия.)
5) Какую роль играют наречия в тексте? (Насыщенность фрагмента наречиями позволяет создать особую эмоциональность и образность.)
IV. Развитие умений использовать наречия в речи. Творческая работа.
Предлагаются два варианта работы; учитель либо использует один из них по своему усмотрению, либо, если это технически осуществимо, учащиеся выбирают из предложенных вариантов сами.
I вариант
Прочитайте текст, подчеркните наречия.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных фраз не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью...
(Б. Окуджава.)
Составьте текст поздравительного адреса открытки, включив наречия искренне, сердечно, глубоко, радостно, горячо, всегда, удивительно, светло.
II вариант
Подчеркните в предложении наречия.
Вчера здесь много и по-хорошему говорили о нем, но он почему-то остался по-прежнему недоволен.
Допустим, что перед нами — начало текста. Этот текст — описание? повествование? рассуждение? Сколько микротем можно выделить? Как они могут развиваться дальше?
1. о нем говорили — что именно, кто;
2. он не доволен — причины недовольства, описание не довольного.
Второй абзац должен быть развитием любой из микротем.
V. Домашнее задание: работа с текстом.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
(Ф. И. Тютчев.)
Задания к тексту:
1) Объясните написание слов неожиданно, воздвиглась, полнеба, виденье.
2) Укажите, какой частью речи являются подчеркнутые одной чертой слова. Аргументируйте ответ.
3) Подберите к выделенным курсивом словам синонимы, антонимы, омонимы, если это возможно.
4) От подчеркнутого в тексте глагола образуйте все возможные формы.
5) Объясните пунктограммы.