Цель: закрепление знаний об особенностях строения текста-описания, умений создавать текст-описание.
Структура урока:
1. Анализ домашнего задания с целью закрепления умений учащихся «слышать используемые говорящим языковые средства.
2. Совершенствование умений интерпретации текста. Разноаспектный анализ текста.
3. Зрительный диктант.
4. Закрепление знаний об особенностях строения текста-описания при выполнении речеведческого анализа текста.
5. Совершенствование умений написании н/нн в именах прилагательных и причастиях.
6. Совершенствование умений создавать текст заданного стиля и типа речи. Создание текста-описания.
Ход урока
I. Анализ домашнего задания.
Пересказ учащимися одного-двух эпизодов из произведения, изучаемого в данный момент на уроках литературы.
Задание классу: выписать из рассказов учащихся использованные ими языковые средства, определить их вид.
II. Совершенствование умений интерпретации текста. Разноаспектный анализ текста.
Текст записан на доске или спроецирован на экран.
ВЕЧЕР
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон.
Как шорох стаи журавлиной,
И в шуме листьев замер он.
Как море синее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, —
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
(Ф. И. Тютчев.)
Задания к тексту:
1) Указать слова с чередованием гласных в корне слов.
2) Определить, какой частью речи является слово как в тексте. (Сравнительный союз и эмоционально-экспрессивная частица.)
3) Подчеркнуть, используя два разных цвета, именные части речи и глаголы (работу выполняет один учащийся у доски).
4) Определить тему и художественные средства языка, используемые автором. (Сравнения, олицетворения.)
5) Определить тип текста.
III. Зрительный диктант (первые четыре строки стихотворения).
IV. Закрепление знаний об особенностях строения текста-описания. Теоретический материал берется из учебника.
Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка. К тексту в целом можно задать вопрос: каков объект?
Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды.
Связь между предложениями обычно параллельная. В первом предложении (абзаце, строфе) следует, как правило, представление объекта. Остальные предложения с первым связаны больше по смыслу, чем грамматически. В тексте-описании встречается много синонимов, местоимений и их форм.
Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и художественном.
Р е ч е в е д ч е с к и й р а з б о р стихотворения Б. Пастернака выполняем с опорой на план, размещенный на форзаце учебника; акцент делаем на пункты анализа, существенные для выявления особенностей данного текста, характерные для текста-описания. В сильном классе проводится самостоятельная работа.
Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд, как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой.
1) Тип — текста описание. Что является предметом описания?
2) Как направлен взгляд поэта? (В первой строфе задан объект описания, затем осуществляется выделение и описание отдельных предметов: тополя, лунного света, пруда, цветущих яблонь, и, как завершение картины, вновь следует описание сада, но уже «вписанного» в картину мира.)
3) Какие части речи преобладают в тексте? (Преобладание именных частей речи, использование причастий, причастных и сравнительных оборотов: как бронзовой золой жаровень, как в неслыханную веру, как явленная тайна.)
4) Какие изобразительные средства использует автор? (Использование слов в переносном значении, включение метафор.)
5) В чем особенность синтаксического строя текста? (Три предложения, два из них — простые (составляют 1-ю строфу); третье предложение — сложноподчиненное с однородным подчинением (образует 2-ю и 3-ю строфы).)
V. Совершенствование умений написания н/нн в именах прилагательных и причастиях.
Выписываем согласованные определения с определяемыми словами из текста — описания природы (пейзажа), содержащегося в упражнении 298.
Какие орфографические правила можно проиллюстрировать с помощью большинства выписанных причастий и прилагательных? (Примеры на правило «Правописание н/нн в различных частях речи»: овраги, усеянные редкими и низкими кустарниками; старинные планы; разметанные крыши; сарайчики с плетенными из хвороста стенами; деревянные церкви с наклонившимися крестами; разоренные кладбища.)
VI. Совершенствование умений создавать текст заданно го стиля и типа речи. Работа по анализу и созданию текста-описания.
— Перед вами текст-повествование с элементами описания — фрагмент рассказа Татьяны Толстой «Йорик». Подумайте, какие слова и сочетания слов использует автор, чтобы создать яркий образ. Восстановите верный порядок предложений.
Попробуйте создать яркий, запоминающийся образ предмета, который имеет свою историю в вашем доме.
На подоконнике моего детства стояла круглая _____ пыльного цвета, с черной надписью: «Дорсет. Свиная тушенка».
Жестяная банка служила ______ для всех одиноких пуговиц.
Вот оторвется пуговка от манжеты, укатится под кровать, и — все: шарь — не шарь, тыкай — не тыкай веником, пропала навеки.
Тогда вытрясали на стол содержимое «Дорсета», перебирали его одним пальцем, как ______, в поисках пары, но, конечно, никогда ничего нужного не находили.
Поколебавшись, отпарывали, так уж и быть, и вторую пуговичку, бросали ______ в общую кучу, и в галантерее покупали полдюжины пуговиц новых, завернутых в вощеную, мутно-чайного цвета бумажку.
А в т о р с к и й в а р и а н т
На подоконнике моего детства стояла круглая жестянка пыльного цвета, с черной надписью: «Дорсет. Свиная тушенка». Жестяная банка служила братской могилой для всех одиноких пуговиц. Вот оторвется пуговка от манжеты, укатится под кровать, и — все: шарь — не шарь, тыкай — не тыкай веником, пропала навеки. Тогда вытрясали на стол содержимое «Дорсета», перебирали его одним пальцем, как гречку, в поисках пары, но, конечно, никогда ничего нужного не находили. Поколебавшись, отпарывали, так уж и быть, и вторую пуговичку, бросали сиротку в общую кучу, и в галантерее покупали полдюжины пуговиц новых, завернутых в вощеную, мутно-чайного цвета бумажку.
(Т. Толстая.)
VII. Домашнее задание:
1) Работа с текстом-описанием (упражнение 299, задания 1-6).
2) Дополнительно: при возникновении у учащихся трудностей в ходе выполнения задания по определению закономерностей написания н/нн — упражнения 194, 195.