Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок русского языка в 10 классе "Словообразование знаменательных частей речи. Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами"

Цель: совершенствование умений объяснять взаимозависимость значения, морфемного строения и написания слова.

Структура урока:

1. Словарный диктант (зависимость морфемного строения и написания слова) по материалам упражнений 105 (написание чередующихся гласных в корне слов) и 113 (написание о/е после шипящих в корне слов).

2. Повторение изученного в курсе основной школы теоретического материала о морфемах и их функциях, основных способах словообразования. «Маленькие хитрости».

3. Проверочная работа по теме «Словообразование».

4. *Углубление знаний о словообразовательных средствах выразительности.

5. Совершенствование умений выполнять анализ морфемного строения слов.

6. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Словарный диктант.

В словах указать графически выбор написания, с каждым из слов составить словосочетание, определить вид связи.

 

Приложение, взращенный, поросль, росток, макать, зарница, прилагаю, отрасти, жердочка, капюшон, дешевый, расческа, шовинизм, шоссе, жонглер.

 

II. Повторение изученного в курсе основной школы теоретического материала о морфемах и их функциях.

Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова? Какие части слова выражают грамматическое значение?

Докажите, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова. Какие орфографические правила опираются на умение выделять морфемы в слове?

Повторение материала об основных способах словообразования (с использованием материалов индивидуального домашнего задания — презентации):

1) морфологический:

а) суффиксальный (дождь — дождинка, белый — беловатый, доказать — доказательство, куда — куда-либо);

б) приставочно-суффиксальный (кость — бескостный сытый — досыта);

в) приставочный (учить — выучить, вода — заводь, кто — никто);

г) бессуффиксный (синий синь, широкий — ширь) (существительные со значением абстрактного признака образуются от прилагательных); поливать — полив, взрывать — взрыв (существительные со значением абстрактного действия образуются от глаголов);

д) сложение (водоворот, сине-зеленый, три, сто — триста);

е) аббревиация (Министерство иностранных дел — МИД, сберегательный банк — Сбербанк);

2) морфолого-синтаксический (появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую):

а) переход имен прилагательных и причастий в имена существительные (раненый боец — принесли раненого);

б) переход имен числительных в имена прилагательные (первый звонок — первый ученик в классе);

в) переход причастий в имена прилагательные (рассеянные семена — рассеянный взгляд);

г) переход деепричастий в наречия, предлоги (стоя на одной ноге — ехать стоя; благодаря — деепричастие-предлог);

д) переход имен существительных в наречия (любоваться весной — вернуться весной);

3) лексико-синтаксический, т. е. сращение компонентов словосочетания в одно слово (сего дня — сегодня; быстро растворимый — быстрорастворимый);

4) лексико-семантический, т. е. возникновение омонимов путем распада многозначного слова (титан (1) — сильная, героическая личность, титан (2) — большой кипятильник для воды; набрать ягод — набрать текст).

Методическая находка «Маленькие хитрости» учителя русского языка и литературы Филь Валентины Николаевны из Краснодарского края помогает определить способ словообразования.

• Если слово имеет приставку не- и без не употребляется, то способ образования — приставочный.

• Если слово имеет приставки ни-, кое- только приставочный.

• Если в слове есть суффиксы -то, -либо, -нибудь — суффиксальный.

• Если перед тобой деепричастие — суффиксальный.

• Если наречие пишется через дефис и имеет приставку по- и суффиксы -ому-, -ему-, приставку по- и суффикс -и-, приставки во- (в-) и суффиксы -ых- (-их-), то оно образовано приставочно-суффиксальным способом.

• Если перед тобой существительное без суффикса, то способ образования либо бессуффиксный, либо приставочный.

 

III. Проверочная работа по теме «Словообразование

 

Задание 1

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) посадка                               в) соловушка

б) заморгавший                       г) складывая

 

Задание 2

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) заботливый                          в) вычеркнутый

б) настигший                           г) прилепляя

 

Задание 3

Найдите слово с нулевым окончанием.

а) издавна       б) читая       в) хорош         г) около

 

Задание 4

Найдите существительное с суффиксом -ность.

а) живность                  в) древность

б) человечность             г) притягательность

 

Задание 5

В каком слове есть суффикс -ниц- со значением «лица женского пола»?

а) граница                       в) сахарница

б) разница                       г) слушательница

 

Задание 6

Определите способ образования слова безрезультатный.

а) суффиксальный                               в) бессуффиксный

б) приставочно-суффиксальный         г) приставочный

 

Задание 7

Найдите слово, образованное бессуффиксным способом.

а) искренне                                          в) подогрев (воды)

б) шестой                                             г) пригорок

 

Задание 8

Найдите слово, образованное сложением (образование слова из сочетания слов).

а) микромир                                        в) спецкор

б) природно-хозяйственный                 г) МИД

 

Задание 9

Укажите правильное определение части речи выделенного в предложении слова: В целях его мне не разобраться.

а) имя существительное                       в) союз

б) предлог                                              г) наречие

 

Задание 10

Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении.

 

IV. *Словообразовательные средства выразительности.

К словообразовательным средствам выразительности относятся экспрессивные аффиксы, словообразовательные архаизмы, окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы), ложная этимология и др.

Так, благодаря уменьшительным и увеличительным суффиксам В. Лейкин создает совершенно неожиданных героев — Великанчика и Лилипутище в стихотворении «Встреча». Подобное сочетание корней и суффиксов, противоположных по семантике, можно назвать своего рода словообразовательным оксюмороном.

 

                     ВСТРЕЧА

За горушкой, за речушкой илистой,

Где до дому по тропе извилистой

Столько, да полстолько, да чуть-чуть еще,

Великанчик встретил Лилипутище.

Было Лилипутище немолодо,

Поросло густым зеленым волосом,

Выло Лилипутище от голода

Тонким заплетающимся голосом.

Выло так тревожаще и вяжуще,

Что на сердце отзывалось режуще.

Великанчик пожалел бедняжище,

Пригласил его в свое убежище...

 

В. Лунин на основе созвучия разных корней (парономазия) сближает слова ластиться и ластик, ассоциативно создавая ложную этимологию последнего слова. Усиливают выразительность стихотворения другие фонетически близкие слова с аллитерирующими [л] и [с].

 

                       ЛАСТИК

Ластится ластик к словам на листке,

Льнет к предложению, липнет к строке.

Все бы неплохо! Да ласка его

Не оставляет от них ничего.

 

V. Совершенствование умений выполнять анализ морфемного строения слов. Работа с материалом упражнений.

Типичные виды заданий, предлагаемых по теме «Словообразование» в ходе итоговой аттестации, выглядят так:

— Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?

— В каком слове есть суффикс -ч-? суффикс -к-?

— Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Рассмотрим возможности работы с использованием материалов упражнений из учебника.

 

Упражнение 102.

Одинаковы ли окончания по их грамматическому значению в следующих парах слов? Найдите слова, не имеющие окончания, и слова с нулевым окончанием.

 

Проанализируем пары предлагаемых слов: зодчий — синий; дороги встречи; лучше — поле.

Учащиеся должны понимать грамматическое значение окончания в паре дороги — встречи. Это значение существительного женского рода множественного числа имени тельного падежа 1-го склонения (дорога, встреча).

Важно отработать умение различать нулевое окончание и отсутствие окончания. Есть группы неизменяемых слов, т. е. тех, у которых нет окончания: несклоняемые имена существительные (метро, салями); простая сравнительная степень прилагательных (светлее, сильнее); междометия (ого, ах). В нашем упражнении это пара слов лучше — поле.

Затруднение может вызвать выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [й’] в других словоформах. Если [й’] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий — прохож-его, прохож-ему. Основа — прохож.

Слово зодчий (корм-ч-ий, лов-ч-ий) имеет окончание, грамматическое значение которого отличается от значения окончания в прилагательном синий.

 

Упражнение 109.

Прочитайте слова и обозначьте суффиксы. К выделенным словам подберите другие слова с таким же по значению суффиксом.

В учебнике приводятся примеры случаев, когда суффиксы, как и другие морфемы слова, могут быть синонимичными (геройский — героический, доброжелательство — доброжелательность) и омонимичными (домик — химик, мамин — гусиный, ткач — лежачий).

Рассмотрим некоторые слова из упражнения.

Студентка — студент-к-а; значение суффикса — обозначение лица женского пола (артистка, грузинка).

Березка — берез-к-а; уменьшительно-ласкательный суффикс (осинка, картинка).

Строитель — строи-тель; значение суффикса обозначение лица мужского пола по роду занятий (чита-тель).

 

Упражнение 111.

Определите значения данных слов и сравните их со значениями исходных слов. Можно ли выделить в них суффиксы, когда-то придававшие словам уменьшительное значение? Обозначьте части слова.

 

Булавка, булка, вилка, палатка, подушка, печка, спичка, тычинка...

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить значения суффикса -к-:

1) предмет для осуществления действия;

2) уменьшительно-ласкательное значение;

3) частица однородной массы;

4) вещество, возникшее в результате действия.

Булавк(а), булк(а), вилк(а), палатк(а), подушк(а), печ-к-(а). Только в слове печка можно выделить уменьшительно-ласкательный суффикс -к-.

 

VI. Домашнее задание: анализ стихотворения И. Северянина. (Тексты и задания распечатаны для каждого учащегося.)

 

         ЗОВУЩАЯСЯ ГРУСТЬЮ

Как женщина пожившая, но все же

Пленительная в устали своей,

Из алых листьев клена взбила ложе

Та, кто зовется Грустью у людей...

И прилегла — и грешно, и лукаво

Печалью страсти гаснущей влеча.

Необходим душе моей — как слава!

Изгиб ее осеннего плеча...

Петь о весне смолкаем мы с годами:

Чем ближе к старости, тем все ясней,

Что сердцу ближе весен с их садами

Несытая пустынность осеней...

 

Задания (подготовьте развернутый письменный ответ на вопросы):

1) В чем необычность названия стихотворения? Какой прием использует автор? (Перифразу.)

2) Какие изобразительные средства языка использованы для создания главного образа в стихотворении?

3) Как вы понимаете выражение несытая пустынность осеней? Объясните способ образования слов пустынность и осеней.

4) Как выражена антитеза в третьей строфе?

5) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать с помощью этого стихотворения?

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru