Цель: систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений конспектирования.
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах.
2. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования.
3. Повторение орфографии. Правописание приставок.
4. Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа. Что объединяет следующие имена и понятия? Какие понятия не связаны ни с одним из имен?
Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст, Сизиф, Эзоп.
Труд, язык, каша, кинжал, ложе, столбы, пята, меч.
«Аукцион фразеологизмов. Кто приведет больше примеров фразеологизмов со словом ум? (Браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит...)
II. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования.
Озвучивание подготовленных учащимися сообщений по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов». Учащимся предлагается делать записи по ходу выступлений.
III. Повторение орфографии. Правописание приставок.
Прочитать текст, дать оценку лексическим совпадениям. На каких словах можно сделать логический акцент?
Чтению текста предшествует подбор определений к словосочетанию российские пространства. Какие определения преобладают: со знаком «+» или «—»? Необходимо обратить внимание на использование определений с приставками пре-, без-(бес-).
Беспечны, безучастны, беспризорны,
российские безмерные пространства,
бескрайно и безвыходно просторны,
безмолвны, безнадежны и бесстрастны.
(Игорь Губерман.)
Анализ текста.
1) Лексический строй текста. Можно организовать самостоятельную работу учащихся со словарем: либо значения слов выясняются в ходе беседы, либо учащиеся заранее получают карточки с выписками из толкового словаря.
Пространство —
1. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.
2. Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами.
3. Промежуток между чем-н., место, где что-н. помещается.
Беспечный беззаботный, легкомысленный.
Безучастный — не проявляющий или не выражающий участия к кому-чему-н.
Беспризорный —
1. Лишенный присмотра.
2. Бездомный, живущий на улице.
Бесстрастный — не подверженный страстям, холодный и спокойный.
Безвыходный —
1. полн. форма. О пребывании где-н.: безотлучный, постоянный.
2. Такой, при котором нет выхода, исхода.
Безмолвный —
1. То же, что молчаливый.
2. перен. Не нарушаемый звуками, тихий.
Безнадежный —
1. Не дающий надежд на улучшение, выражающий отсутствие надежды.
2. перен., полн. форма. Неисправимый, полнейший.
2) Морфологический строй текста — «безглагольность». Это обусловлено, возможно, стремлением подчеркнуть неподвижность, неизменяемость, отсутствие действия.
3) Синтаксическая особенность построения четверостишия одно предложение с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.
4) Определение идеи произведения.
IV. Домашнее задание:
1) Подобрать 30—40 слов по теме «Правописание приставок» (пре-/при-, без-/бес-, не-).
2) Упражнение 87.