Цель: закрепление понятия о синонимических рядах, синонимии стилистической и синтаксической; работа над перефразированием как средством синонимии; определение роли синонимов в создании текстов описания и повествования.
Структура урока:
1. Анализ выполнения домашней работы.
2. Углубление знаний о видах синонимов, синонимических рядах.
3. Работа по совершенствованию культуры речи, обогащению словаря учащихся.
4. Работа по атрибутированию текста. Понятие «перифразы».
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Анализ выполнения домашней работы проводится выборочно.
II. Теоретический материал о синонимах, синонимических рядах, градации можно взять из учебника, дополнив его по усмотрению учителя.
Необходимо проанализировать с учащимися типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии, которые предлагаются на экзамене:
— укажите, в каком предложении вместо слова … нужно употребить слово ... (задание на разграничение паронимов);
— укажите значение слова ... в предложении;
— укажите предложение, в котором употреблены синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, диалектизмы и т. д.);
— укажите предложение, в котором употреблен фразеологизм;
— укажите, какое значение имеет фразеологизм (приводится перечень значений).
Приведенные задания проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, а также общий уровень развития учащихся, объем их словарного запаса. Обогащение лексикона учащихся — спланированная целенаправленная работа, в организации которой помогут материалы учебника.
Разделы «Лексика» и «Фразеология» представлены в учебнике достаточно подробно. Приводятся сведения о лексических, стилистических, синтаксических синонимах, антонимах. Есть целый ряд упражнений на развитие умений определять разницу в лексических значениях слов. Даны сведения о стилистических приемах (антитеза и оксюморон), в основе построения которых лежат антонимы. Также представляют интерес материал о происхождении и видах фразеологизмов, упражнения на группировку фразеологизмов по стилистическому признаку. Приводится по рядок лексико-фразеологического анализа текста.
Обращаем внимание учащихся на особенности создания такого приема художественной выразительности, как градация прием нагнетения синонимов с целью достижения эффекта наибольшей выразительности.
III. Работу по совершенствованию культуры речи, обогащению словаря учащихся можно построить на основе упражнений учебника.
Упражнение 55:
С каждым из существительных, приведенных в скобках, составьте словосочетания с согласующимся по смыслу прилагательным-паронимом.
Доверительный — доверчивый (человек, интонация, просьба, разговор).
Упражнение 57 (с. 35).
Найдите примеры употребления слов в переносном смысле; со словами серебряный, сердце составьте такие словосочетания, чтобы данные слова в них имели разные значения; подберите к слову могучий синонимический ряд; выпишите все сложные слова и произведите их словообразовательный разбор.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек... больше всего я люблю слово — Воля. Так было в детстве, так и теперь...
(К. Д. Бальмонт. Русский язык: Воля как основа творчества.)
Можно предложить учащимся следующее задание: написать миниатюру «Мое любимое слово».
Дополнительные задания:
1) Подобрать синонимический ряд к словосочетаниям:
холодный взгляд — бесстрастный, безучастный, равнодушный
холодный воздух — морозный, леденящий, студеный
2) Работа в парах: записать строки из стихотворений М. Ю. Лермонтова, заменив в них все слова синонимами.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
IV. Работа по атрибутированию текста. Понятие «перифразы».
Атрибутирование текста — узнавание по характерным для автора стилистическим приемам. Текст записывается под диктовку.
Погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня4.
Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы...
(М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.)
Задания, направленные на повторение орфографии и синтаксиса:
1) Выписать из текста три слова с любыми орфограммами, подобрать свои примеры на это же правило. (Можно сразу дать задание к словам озаряя, приближение, направо.)
2) Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
Теоретический материал о перифразе:
Перифраза — вторичная номинация; различают логические и образные перифразы.
При построении логических перифраз используются родовые понятия: знаменитый поэт, создатель русского литературного языка.
При построении образных перифраз используются тропы (метафоры, метонимия): русский Эзоп, солнце нашей поэзии.
Все перифразы (и образные, и логические) имеют ярко выраженный оценочный характер.
Задание: создаем статью словаря перифраз, посвященную М. Ю. Лермонтову.
Автор «Героя нашего времени»
Автор первого русского психологического романа
Мастер романтического пейзажа
Поэт-романтик
Преемник Пушкина
Поэт с трагической судьбой
Обращаем внимание на то, что подобранные перифразы являются с грамматической точки зрения приложениями, вспоминаем способы оформления на письме.
V. Домашнее задание:
1) Составить словарную статью о поэте или писателе, чье творчество изучается на уроках литературы.
2) Упражнение 47.