Цель: обобщение знаний о жанре аннотации (определение ее обязательных и факультативных элементов; закрепление умения использовать характерные для жанра языковые средства при создании аннотации).
Структура урока:
1. Актуализация знаний учащихся по теме в ходе работы с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина.
2. Совершенствование умений использовать в собственной речи лексическое богатство языка. Работа по обогащению словаря учащихся.
3. Повторение изученного об аннотации в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала. Анализ текстов аннотаций.
4. Развитие умения создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного. Создание аннотации на произведение, изучаемое на уроке литературы.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся по теме в ходе работы с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина.
Фрагмент стихотворения записан на доске или спроецирован на экран.
— Кому принадлежат эти строки?
«РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ»
Но слава заменила вам
Мечтанья тайного отрады:
Вы разошлися по рукам,
Меж тем как пыльные громады
Лежалой прозы и стихов
Напрасно ждут себе чтецов
И ветреной ее награды...
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет...
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
В наш язык прочно вошло слово бестселлер (англ. bestseller от best — лучший + sell — продаваться) — особенно ходкая книга, ходкий товар.
— Чем вы руководствуетесь при выборе книги? (Советом друга, стремлением узнать краткое содержание.)
Помощь в выборе может оказать аннотация.
II. Работа по обогащению словаря учащихся.
Просмотр презентации «Заглянем в словарь», подготовленной учащимися дома. Ученики записывают по одному словосочетанию с каждым предложенным в задании словом.
III. Повторение изученного об аннотации в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткое изложение содержания книги, статьи, дающее иногда их оценку.
Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов:
1) Библиографическое описание:
• автор произведения;
• где и когда оно издано;
• количество страниц;
• кому адресовано издание (адресность).
2) Факультативные элементы:
• жанр произведения;
• главные действующие лица;
• время, место действия;
• краткое содержание.
Аннотация является своего рода рекламой, которая должна заинтересовать читателя, передать суть произведения.
3) Компоненты содержания аннотации (могут присутствовать не в полном объеме):
• сведения об авторе и его творчестве;
• характеристика структуры произведения;
• характеристика периода истории, которому посвящено произведение;
• краткий пересказ фабулы, композиции;
• место произведения в ряду подобных;
• оценка произведения критиками;
• область знания, с которой связано содержание произведения;
• цели автора;
• что узнает читатель, ознакомившись с произведением.
4) Перечень языковых средств, которые обеспечивают раскрытие содержания каждого из названных компонентов.
При изложении сведений об авторе — работает в области..., ему принадлежат..., первая его книга вышла в свет (напечатана, издана)..., им написано..., в творчестве привлекает....
При оценке произведения — автор сумел показать (рассказать, осветить, раскрыть), талантливо и правдиво (ярко, образно, убедительно, достоверно, исторически точно), основные достоинства книги заключаются в том....
Анализ текстов аннотаций.
Как сочетаются библиографическое описание и факультативные элементы?
Как характеристика книги сочетается с ее оценкой?
В чем языковые особенности текста?
В чем особенность синтаксических конструкций?
Какую аннотацию интереснее читать и почему?
1. В сборник Татьяны Толстой «День» входят рассказы и фельетоны разных лет (1990—2001), печатавшиеся в русской и иностранной периодике. Часть первая, «Частная годовщина», включает лирические эссе; часть вторая, «Ложка для картоф.», — фельетоны. Третью часть, «Русский мир», составляют сочинения разных жанров, объединенные общей темой.
2. Козьма Прутков — вымышленный писатель. Этот об раз был создан в ХIХ веке Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми. В жизнеописании Пруткова охарактеризованы служебная и литературная деятельность; черты его личности — самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренного писателя. Это не литературный псевдоним, а комический тип — характерная фигура своего времени.
Работа с аннотациями, написанными учителем о романс Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Определение составляющих компонентов, возможностей изменения.
А. Книги этого автора всегда занимательны. Это истории об обычных людях, которые работают, путешествуют, при этом открывая в себе то лучшее, что дано им от рождения — способность к сильным чувствам. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Б. История этой книги началась с загадочной пропажи рукописи, которая через несколько дней вдруг обнаружилась на столе у издателя. Продолжилась самоубийством на мосту. И хотя «содержание этой повести — любовь, главное лицо — женщина», для многих мужчин эта книга стала «учебником жизни». Вы хотели бы изменить этот мир? Тогда эта книга для вас!
Отмечаем выражение адресности в аннотациях А и Б. Выбор эмоционально окрашенных синтаксических конструкций в аннотации Б, риторический вопрос, стремление включить потенциального читателя в диалог (кто же не хочет изменить мир?).
Дополнительные вопросы для обсуждения: нуждается ли классика в аннотации? Какова рекламная функция аннотации? Аннотация как один из способов сокращении текста.
IV. Развитие умения создавать связное высказывание выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного написание аннотации на произведение, изучаемое на уроке литературы.
V. Домашнее задание:
1) Составить план рецензии (по упражнению ...).
2) Подготовиться к словарному диктанту (используя материалы этого же упражнения).