Цель: проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основную мысль текста).
Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализов, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
К каждому варианту текста мы предлагаем: а) задания по разбору текста, направленные на проверку знаний по орфографии, пунктуации, лексике, морфологии; б) примерный план лингвистического анализа текста. Кроме (или вместо) предложенных планов, учитель может использовать план, который предлагают авторы учебника.
Задания к тексту:
1) Объясните орфограммы.
2) Укажите, какой частью речи являются подчеркнутые одной чертой слова. Аргументируйте ответ.
3) Подберите к выделенным курсивом словам синонимы, антонимы, омонимы, если это возможно.
4) От подчеркнутого одной чертой глагола образуйте все возможные формы.
5) Объясните пунктограммы.
Примерный план лингвистического анализа
1. Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы, очевидное их отсутствие).
2. Лексический строй текста (синонимы, синонимические ряды, антонимы).
3. Морфологический строй текста (какие части речи преобладают, чем это может быть обусловлено; соотношение видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия).
4. Синтаксическая организация (структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений).
5. Использование средств художественной изобразительности (употребление слов в переносном значении, метафор, стилистически окрашенной лексики — просторе чий, разговорных или книжных выражений).
6. Особенности языка автора (авторские неологизмы, опорные (ключевые) слова).
7. Роль аллюзий, цитат (интертекстуальность фрагмента, произведения).
8. Единство и взаимодействие всех компонентов текста.
I в а р и а н т
Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на́ плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза...
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна...
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.
(А. Блок.)
II в а р и а н т
Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного,
Но если можно бы сначала
Жизнь эту вымолить у Бога,
Хотелось бы, чтоб было снова
Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного.
(Давид Самойлов.)
III в а р и а н т
Между печалью и ничем
мы выбрали печаль.
И спросит кто-нибудь «зачем?»,
а кто-то скажет «жаль».
И то ли чернь, а то ли знать,
смеясь, махнет рукой.
А нам не время объяснять
и думать про покой.
И нам идти, идти, идти,
пока стучат сердца,
и знать, что нету у пути
ни меры, ни конца...
Когда к нам ангелы прильнут,
лаская тишиной,
мы лишь на несколько минут
забудемся душой.
И снова — за листы поэм,
за кисти, за рояль, —
между печалью и ничем
избравшие печаль.
(Борис Чичибабин.)
IV в а р и а н т
На пространство и время ладони
Мы наложим еще с высоты,
Но поймем что в державной короне
драгоценней звезда нищеты,
Нищеты, и тщеты, и заботы
О нерадостном хлебе своем,
И с чужими созвездьями счеты
На земле материнской сведем.
(А. Тарковский.)
V в а р и а н т
Фрагмент из статьи Михаила Эпштейна «Чуткие люди, чуткие книги. О заслугах читателей перед литературой».
1) Мы сами не подозреваем, до какой степени книги творят нас. 2) Может быть, в этом второй, обширнейший смысл латинского изречения «Книги имеют свою судьбу». 3) Не только книжную, но и живую — в судьбах своих читателей. 4) Кстати, полное изречение Теренциана Мавра таково: «Pro captu lectoris habent dua fata libelli» («Книги имеют свою судьбу смотря по тому, как их принимает читатель»). 5) В нашем сознании раздается неумолчный говор цикад — цитат из мировой литературы, из всего прочитанного. 6) Если мы совершаем необъяснимые для себя поступки и ищем, кто же нас подтолкнул под локоть, — оглянувшись, мы часто можем заметить скромно удаляющуюся фигуру писателя. 7) Кто виноват? 8) Ну конечно, Пушкин, Пушкины, все это расплодившееся племя щелкоперов, которые непрерывно кроят и перекраивают читательскую жизнь, как в старину Парки пряли нити судеб. 9) Все наши мысли и поступки пронизаны отзвуками литературных сюжетов, характеров, лирических признаний, драматических столкновений. 10) А с чем еще нам себя соразмерять? 11) О ком мы знаем так много, как о Пьере Безухове или Дмитрии Карамазове, Анне Карениной или Сонечке Мармеладовой? 12) О самых близких — и то не знаем половины того, что знаем о каком-нибудь ничтожном Акакии Акакиевиче. 13) В том и дело писателей — создавать для наших жизней всеобъемлющую резонансную среду, где мы можем угадывать свои прообразы, спорить с ними, отклоняться от них, их воплощать и перевоплощать собой.
Задания к тексту:
1) Определите виды придаточных в составе сложных предложений.
2) Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, начинающих абзацы.
3) Выполните морфологический и морфемный разбор выделенных в тексте курсивом слов.
4) Определите значение слов в данном тексте: резонансную, Парки, прообразы.
5) Приведите вашу любимую литературную цитату. Напишите рассуждение на тему, которую задает своим содержанием выбранная вами цитата.
VI в а р и а н т
1) В жизни человечества, по выражению Стефана Цвейга, есть звездные часы. 2) Решающие пики времени, когда события, вызванные гением одного человека, определяют судьбу цивилизации, ход развития будущего.
3) Наука имеет немало таких вдохновенных часов. 4) Порой они сохраняются, эти точные даты открытия. 5) Известны часы откровения, породившие таблицу Менделеева, догадку Пастера, открытие Фарадея. 6) История науки полна прекрасных легенд, начиная от Архимеда, от его победного крика «эврика!», с которым он мчался по улицам Сиракуз. 7) Порой приукрашенные, они венчают долгие скрытые усилия, невидимую никому цепь разочарований, неудач и тысячи отвергнут вариантов. 8) Вдохновение концентрируется и разряжается ослепляющей, часто эффектной вспышкой, которая попадет в хрестоматию. 9) Но задолго до этого никому не ведомые предыстории складывают личность ученого.
10) Архимед стал Архимедом до того, как он воскликнул «эврика!». 11) Индивидуальны только поиски и ошибки. 12) Само открытие обезличено. 13) Законы природы существуют независимо от их выявителей, так же как Америка существовала независимо от Колумба. 14) Закон Архимеда не носит в себе отпечатков его личности. 15) Америка не изменилась, если б ее открыл другой. 16) Скорей, она открыла Колумба.
17) А вот ход поисков, путешествие — у каждого свое. 18) Сомнения, неудачи, заблуждения, изгибы мысли ученого — тут все зависит от личности, от свойств таланта, и характера, и работоспособности.
19) Так, многие трудности, ошибки, повторные опыты Фарадея объясняются плохой его памятью, особенно во второй половине его жизни.
20) Само открытие приходит, как правило, с неумолимой неизбежностью. 21) Радио создал Попов, но, если бы не было Попова, радио создал бы Маркони или еще кто-либо. 22) Любое открытие неизбежно. 23) Все, чем обладает сегодня человечество, должно было появиться 24) Личности лишь меняли сроки событий. 25) И большей частью не очень значительно. 26) Независимо от гения Эдисона электрическая лампочка стала бы сегодня такой же. 27) И не «почти такой же», а именно такой же. 28) История с дугой Петрова убедила меня в грустной строгости этого правила. 29) Выражение «человечество обязано научному гению такого-то» означает совсем иное, и это очень верно уловил Эйнштейн: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического достижения. 30) Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным».
(Даниил Гранин.)
Задания к тексту:
1) Определите виды придаточных в составе 5-го и 6-го сложных предложений.
2) Выполните морфологический и морфемный разбор выделенных в тексте курсивом слов.
3) Определите значение слов в данном тексте: гений, венчают, изгиб мысли.
4) Напишите рассуждение на тему, которую задает своим содержанием данный текст.