Цели урока:
систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
повторить приёмы сжатия текста;
развить навык сжатого пересказа текста;
воспитать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Продолжите предложения:
Текст – это…
Микротема – …
Изложение – …
Сжатое изложение – это…
Основные приемы сжатия текста – это…
2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов:
– Какой вопрос поможет определить тему текста? (О чем текст?)
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить основную мысль текста? (Что хотел сказать автор этим текстом?)
III. Работа с текстом
Исходный текст.
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% – под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство, остальные 2–3% – для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.
Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее.
(По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
Ребятам предлагается текст, который будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.
Текст дан без деления на абзацы.
Задание 1.
Прочитать текст. Определить тип и стиль. Подчеркнуть в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбить текст на абзацы. Сформулировать и записать микротемы.
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Человек воздействует на экосистему Земли |
2 |
Воздействие человека на экологию несравнимо с другими воздействиями |
3,4 |
Люди приспосабливают поверхность Земли к своим нуждам, нарушая экологическое равновесие |
5 |
Из-за воздействия людей гибнет флора и фауна |
6 |
Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе |
Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».
Таблица приёмов сжатия текста
С какой целью используется прием? |
В каких случаях используется прием? |
Исключение второстепенной информации |
|
Исключение дает возможность избавиться от того, что напрямую относится к сути высказывания. |
Исключение: |
Обобщение частной информации |
|
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. |
Обобщение: |
По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.
Задание 2.
Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.
Задание 3.
Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).
Задание 4.
Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.
Задание 5.
Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.
В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:
Человек воздействует на экологическую систему Земли.
Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, биологических, геологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или истощались почвы, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливались к среде обитания, сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик. (126 слов).