Цели урока:
Образовательные:
систематизация знаний учащегося о системе языка и речи в процессе работы с текстом;
актуализирование умений, сформированных при их изучении.
Практические:
совершенствование рецептивно-аналитических коммуникативных умений, навыков анализа текста;
обучение исследованию текста, наблюдению за его строением; пониманию замысла автора;
обучение выделению основного в идейно-художественном своеобразии произведения;
рецензирование исходного текста;
создание собственного текста;
применение знаний, умений по переработке текста в незнакомой ситуации;
повышение производительности труда учителя и учащегося на уроке, увеличить объем использования наглядности на уроке с применением ИКТ.
Общепредметные:
формирование элементов информационной культуры;
поддержание самостоятельности в освоении компьютерных технологий;
развитие ключевых компетентностей учащихся: критического мышления (оценочность, стремление к выбору точки зрения, позиции)
развитие уменияя самостоятельно воспроизводить полученные знания, работать с текстовыми материалами.
Технология обучения: развивающая технология обучения, развитие критического мышления.
Тип урока: урок-практикум.
Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.
Технические средства: мультимедийная установка, персональные компьютеры.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетентности:
расширение знаний о системе языка и речи;
закрепление навыков анализа текста.
Формирование коммуникативной компетенции:
обучение умению рецензировать текст, создавая собственный текст.
Формирование правильной, литературной речи учащихся.
Формирование информационной культуры:
закреплять навыки работы учащихся с ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
Продолжаем нашу подготовку к ЕГЭ. Сегодня – урок-практикум по теме «Работа с текстом как форма подготовки к ЕГЭ».
2. Систематизация знаний о системе языка и речи (подготовка к работе с текстом)
– Какие знания о системе языка и речи нам нужны, чтобы справиться с сочинением-рассуждением(поле С)?
Предполагаемый результат:
Умение: анализировать текст (определить тему, проблему, основную мысль, авторскую позицию, изобразительно-выразительные средства, стиль, тип речи).
Излагать текст сжато, подробно, писать творческую часть, излагать свои мысли правильно, грамотно. Это и будут цели нашего урока.
– Проверьте себя.
Перед вами кластер «Работа с текстом как форма подготовки к сочинению-рассуждению». Озвучьте его!
(Кластер – объединение нескольких элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица.)
Итак, мы вместе определили цель нашего урока:
Систематизация знаний о системе языка и речи в процессе работы с текстом. А знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, будем в процессе работы с текстом учиться мыслить критически.
2.1. Что нужно ещё знать, чтобы написать сочинение-рассуждение на «отлично», на 23 б.?
3. Работа над сочинением-рассуждением – это всегда работа с текстом.
Перед вами на мониторе текст. Послушайте его.
Первичное знакомство с текстом.
Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ,, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста, а с тем, у кого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом царстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, а уж чего не выражает лицо его! просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты, и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой бежит с бумагами подмышкой, что мочи нет. В обществе или на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и остается Прометеем, а чуть немного повыше его, так с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку! «Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот низенький и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! «Эхе-хе», - думаешь себе...
3.1. Кто автор отрывка? Назовите произведение.
Предполагаемый результат: Гоголь Н.В. «Мертвые души»
Учитель: Обращаясь к Гоголю, мы в полной мере осознаем значение его бесценного наследия для нашего времени и снова, и снова убеждаемся: Гоголь с нами, Гоголь вечен. То, о чем писал Гоголь, актуально и сегодня.
3.2. А о чем этот текст? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова авторская позиция?
Выполняя тестовое задание к тексту, вы должны ответить на эти и другие вопросы.
Выполни тестовое задание к тексту:
|
Выбери верный ответ |
1)О чем (о ком) текст? |
1.О Прометее 2.Об оттенках обращения 3.О взаимоотношении русского человека в обществе 4.О богатстве мимики 5.Ваш вариант |
2)Проблема, поднимаемая автором |
1.Человеческого достоинства 2.Смысла жизни 3.Лицемерия 4.Ваш вариант |
3)Авторская позиция |
1.Всюду можно встретить такую картину, так было всегда. 2.Винит существующий строй 3.Ваш вариант 4.Не стоит так низко опускаться ради собственной карьеры |
4)Стиль текста |
1.Художественный 2.Разговорный 3.Публицистический 4.Научный |
5)Тип речи |
1.Повествование, описание 2.Повествование, рассуждение 3.Рассуждение 4.Описание |
)Изобразительно-выразительные средства |
1.Сравнение 2.Метафора 3.Эпитет 4.Гипербола 5.Ваш вариант |
Предполагаемый результат:
Познакомьтесь с критериями оценки. Поставьте себе оценку в таблице электронного теста.
«5»–6 верных ответов;
«4»–4-5 верных ответов;
«3»–3 верных ответов;
«2»1–2 верных ответов.
4. Герменевтический анализ текста
– Итак, текст о лицемерии. Подберите синонимы к этому слову.
Предполагаемый результат: раболепство, низкопоклонство, лесть, подхалимство, хамелеонство.
Автор говорит о людях, подобных Чичикову, затрагивает проблему двуличности русского человека. Глядя на современную Россию, сложно не согласиться с Гоголем.
Сочинение – рассуждение ставит перед вами творческую речевую задачу, которая предлагает выразить вам свое отношение к поднимаемой проблеме (одно из творческих заданий).
Что значит «выразить свое отношение к поднимаемой проблеме»? Откроем на мониторе «памятку». Познакомьтесь!
П А М Я Т К А
Что значит «выразить свое отношение к поднимаемой проблеме?»
1. Проблема (или вопрос) формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» +существительное в р.п.
(проблема (чего?) милосердия, нравственного выбора, памяти…)
2.Комментирование проблемы (это не пересказ и не сплошное цитирование):
-Кому адресовать текст;
-Как автор подходит к решению проблемы;
-С каким настроением пишет (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость…).
3.Авторская позиция (что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст).
4.Ваше отношение к авторской позиции (согласен, не согласен).
5.Аргументы (логические, изобразительные, ссылки на авторитет).
Первые три пункта мы определили в текстовом задании. Прокомментирую пятый пункт.
Логические доказательства – логическое умозаключение от частных фактов к общему (выводу). Во-первых…Во-вторых…Итак…
Изобразительные (литературные источники)
Ссылки на авторитет (пословицы, поговорки, высказывание конкретного лица (ученый, писатель)
– На какие литературные источники можно сослаться, приводя аргументы по данной проблеме текста?
Предполагаемый результат: Чичиков, Молчалин, городничий (из «Ревизора»)
Много еще подобных примеров можно отыскать в русской литературе и в жизни. Можно над этим горько посмеяться, а можно просто философски вздохнуть: «Эхе-хе!»
5. Редактирование текста
А сейчас вы попробуете себя в роли экспертов, перед вами на мониторе сочинение, творческая часть учащегося. Пользуясь памяткой, проверьте, верно ли выражено свое отношение к поднимаемой проблеме, проверьте грамотность.
(делайте пометки в тетрадях или подчеркивайте в тексте)
Вряд ли кто из нас может похвастаться тем, что не разу в жизни не наблюдал, как в мгновение ока человек из кроткого и тихого превращается в важного и чрезвычайно гордого.
В этом тексте Гоголь поднимает проблему того, что в зависимости от сложившейся ситуации человек ведёт себя по-разному с разными людьми. И к большому сожалению мы очень часто встречаемся с подхалимством, хамством и лицемерием.
Это нравственная проблема, и она не может оставить нас равнодушными, потому что нравственность - одна из наиболее важных, существенных составляющих жизни общества. И хотя Гоголь весьма неотчётливо рисует место действия («положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридесятом государстве»), мы прекрасно понимаем, что речь идёт о повсеместном распространение этого явления «у нас на Руси».
Во всём тексте, буквально в каждой строчке видно, как «Прометей» за несколько мгновений превращается в «куропатку». Не считая такое поведение допустимым, автор недвусмысленно показывает своё отношение к людям, которые не брезгают переступать через все моральные принципы и устои ради достижения цели.
Я абсолютно согласна с Гоголем: не думаю, что какие бы то ни было блага стоят того, чтобы ради них уничтожаться в «песчинку».
« В чин лисой, а в чине волком» - так гласит русская пословица. И не один только Гоголь высмеивал такие человеческие качества. Способность русского человека к мимикрии раздражала и А.П.Чехова: герой известного рассказа «Хамелеон» меняет своё отношение к происходящему даже без какой-либо особенной выгоды в зависимости от того, кому принадлежит собака: человеку с чином или без него, что ещё раз свидетельствует, насколько лицемерие въелось в природу людей. У Маяковского есть стихотворение «Подлиза»: Этот тип народа тих И бесформен, словно студень, Очень многие из них В наши дни выходят в люди. В этих строках мы явно видим иронию, с которой Маяковский относится к «нежному способу обхождения».
Почти каждый раз езжу в метро. Не один раз видела, как вовсе не пожилая женщина забегает в вагон и буквально за шкирку стаскивает ребёнка с места и садится сама. Очень я сомневаюсь, что эта женщина вздумала так же поступить хотя бы с подростком. А всё почему? Вряд ли маленький ребёнок сможет хоть слово сказать в свою защиту. Подросток же скорее всего не потерпит такого к себе отношения. А чем маленький ребёнок хуже подростка? Просто он беззащитен и на откровенное хамство ответить не может. Предполагаю, что тех же принципов такая дама придерживается и на службе.
Не думаю, что мы можем как-то изменить «этот тип народа». Единственное, что мы можем сделать, это пожалуй самим оставаться верными своим принципам.
Предполагаемый результат
Творческая часть ученика |
Комментарии |
|||
Вряд ли кто-то из нас может похвастаться тем, что не разу в жизни не наблюдал, как в мгновение ока человек из кроткого и тихого превращается в важного и чрезвычайно гордого.
|
Вступление вводит в ситуацию, подготавливает формулировку проблемы. ни разу- в значении никогда
|
|||
В этом тексте Гоголь поднимает проблему того, что в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя по-разному с разными людьми. И к большому сожалению мы очень часто встречаемся с подхалимством, хамством и лицемерием.
|
Проблема сформулирована четко, но не очень хорошо грамматически оформлена: проблему того, что ..., к большому сожалению,... -вводное слово
|
|||
Это нравственная проблема и не может оставить нас равнодушными, потому что нравственность - одна из наиболее важных, существенных составляющих жизни общества. И хотя Гоголь весьма неотчетливо рисует место действия («положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридесятом царстве»), мы прекрасно понимаем, что речь идет о повсеместном распространение этого явления «у нас на Руси».
|
Комментарий: указан тип проблемы, степень распространенности, показано, под каким углом писатель рассматривает проблему. О распространении (на ия-п.п.)
|
|||
Во всем тексте, буквально в каждой строчке видно, с какой иронией Гоголь изображает, как «Прометей» за несколько мгновений превращается в «куропатку». Не считая такое поведение допустимым, автор недвусмысленно показывает свое отношение к людям, которые не брезгают переступать через все моральные принципы и устои ради достижения цели.
Я абсолютно согласна с Гоголем: не думаю, что какие бы то ни было блага стоят того, чтобы ради них уничтожаться «в песчинку».
|
Первое предложение абзаца продолжает комментарий, во втором достаточно убедительно сформулирована позиция автора: недопустимо ради своих целей переступать через нравственные принципы. Четко заявлена собственная позиция.
|
|||
«В чин лисой, а в чине волком»_-так гласит русская пословица. И далеко не один только Гоголь высмеивал такие человеческие качества. Способность русского человека к мимикрии раздражала и А.П. Чехова: герой известного рассказа «Хамелеон» меняет свое отношение к происходящему даже без какой-либо особенной выгоды в зависимости оттого, кому принадлежит собака: человеку с чином или без него, что еще раз свидетельствует, насколько лицемерие въелось в природу людей. У Маяковского есть стихотворение «Подлиза»: Этот тип народа тих И бесформен, словно студень. Очень многие из них В наши дни выходят в люди. В эти строках мы явно видим иронию, с которой Маяковский относится к «нежному способу обхождения».
|
Три аргумента есть и достаточно убедительные, но третий из них носит бытовой, сниженный характер и, главное, подтверждает не тот тезис, который сформулирован в собственной позиции (никакие блага не стоят того, чтобы уничтожаться в песчинку "П.р,-" а. Отсутствует запятая при прямой речи |
|||
Почти каждый раз езжу в метро. Не один раз видела, как вовсе не пожилая женщина забегает в вагон и буквально за шкирку стаскивает ребенка с места и садится сама. Очень я сомневаюсь, что эта же женщина вздумала так же поступить хотя бы с подростком. А все почему? Вряд ли маленький ребенок сможет хоть слово сказать в свою защиту, подросток же скорее всего не потерпит такого к себе отношения. А чем маленький ребенок хуже подростка? Просто он беззащитен и на откровенное хамство ответить не может. Предполагаю, что тех же принципов такая дама придерживается и на службе.
|
Нет перехода от второго к третьему тезису.
|
|||
Не думаю, что мы можем как-то изменить «этот тип народа». Единственное, что мы можем сделать - это пожалуй самим оставаться верными своим принципам. |
|
Ключ:
Речевые – 2
Орфографические – 2
Пунктуационные – 3
Оцените себя:
«5» – 7 найденных ошибок
«4» – 5-6
«3» – 3-4
«2» – ниже 3 найденных ошибок
Наверное, и вам приходилось, к сожалению, наблюдать такие картины, когда человек меняется в зависимости от ситуации. Лицемерит, «прогибается» перед тем, кто сильнее, и это его унижает, несовместимо с чувством собственного достоинства. Так что же нужно, чтобы решить эту проблему?
Чтение стиха Андрея Дементьева «Я ненавижу в людях ложь».
6. Творческая работа по данному тексту
Предлагаю детям использовать оценочные слова и речевое клише.
Оценочные слова и речевые клише:
I. Выражение эмоциональной оценки.
К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхищение; великолепно; радует то, что...; нельзя остаться равнодушным; читатель растроган тем, что...; интересно и др.
II. Выражение согласия / несогласия с мнением автора.
Должны согласиться; разделять точку зрения; признавать достоинства; автор решает вопрос оригинально, интересно; следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем. К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспорить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; необоснованно утверждает.
III. Выражение уверенности или предположения.
Убежден, уверен; считаю(ем), что...; полагаю(ем), что...; подтверждать; автор убедительно доказывает, что...; разумеется, что...; очевидно, что...; нет сомнений в том, что...; в этой связи ясно, что...; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что...; условимся, что...
IV. Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте,
Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на..., останавливается на...; отмечает важность, формирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что...; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как...; приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что...; в заключении можно сказать, что...; важно отметить, что...
V. Средства рациональной оценки в рецензии.
Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и др.
Предполагаемый результат:
Задавались ли вы вопросом, сколько чувств скрывается за фразой, сказанной человеком? Сколько эмоций раскрывается в ней? Прочитав отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души», я задумалась: «а есть какое-нибудь чувство, которое не смог бы выразить русский человек?» Наверное, нет. Русский человек всегда найдет, что сказать и как сказать. Мы в этом обогнали иностранцев, хотя здесь и нет ничего хорошего.
Автор затрагивает проблему двуличности русского народа. Нет такого человека, который не знал бы, как вести себя с подчиненным или с начальником. Писатель относится к проблеме иронически, называя тех, кто умеет ловко «втереться» в доверие к вышестоящим, «мудрецами». И уж явной усмешкой звучит монолог, в котором некий обобщенный рассказчик не узнает такого же обобщенного Ивана Петровича: «Тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Гоголь иронизирует. Но нарочитая веселость - это лишь одна сторона монеты. Под ней кроется горечь, досада, неприятие этого общественного явления. Во всем отрывке ни разу не встречается слово «человек». Так Гоголь показывает, как низко опускаются люди, ведя себя так. К сожалению, сейчас мы часто встречаемся с двуличностью. Это и коррупция, и подхалимство. Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» угождает всем, и это приносит ему успех.
Много ещё подобных примеров можно отыскать в русской литературе и в жизни. Но это ещё раз подтверждает, что есть у русского чиновничества черты, которые продолжают жить до сих пор. Можно над этим горько посмеяться, мол, хоть где-то мы иностранцев перегнали, а можно просто философски вздохнуть: «Эхе-хе!»
(Сочинение ученицы Шевяковой Елены)
Рефлексия
По окончании урока учащиеся отвечают на вопросы анкеты:
1. Какую оценку вы поставили бы за урок (учителю, себе)?
2.Какие знания нужны, чтобы создать свою творческую работу по прослушанному (прочитанному) тексту?
3. В чем испытываешь затруднение (из перечисленных знаний)?
4. Что вам дает использование на уроках русского языка ИКТ?
Домашнее задание
Рецензирование друг у друга творческих работ.
Индивидуальное задание: Творческая работа по данному тексту «Вырази свое отношение к поднимаемой проблеме» «О толстых и тонких». Гоголь «Мертвые души».