Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Как в человеке, так и в государстве, опаснее всего болезнь, начинающаяся с головы»

 

Проблема противостояния личности и государ­ства часто занимала умы русских поэтов и писате­лей. Наиболее остро звучит она в поэме А.С. Пуш­кина «Медный всадник».

Российскую государственность олицетворяет у поэта Петр I. Он предстает в поэме как великий человек, оставивший грандиозный след в истории России. Это мудрый и дальновидный царь, сторон­ник прогресса и просвещения. Взгляд его устрем­лен в будущее: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...». Одновременно Петр олицетворяет собой государство, бездушный ме­ханизм власти. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, усмиряя и природную сти­хию, и человека. И эти черты личности царя вопло­щены в Медном всаднике. Своей роковой волей Петр определяет жизнь нации, жизнь всего народа и каждого отдельного человека.

Петру в поэме противопоставлен Евгений, обык­новенный человек, скромный чиновник, живущий своим трудом и мечтающий о простом семейном счастье. «Приют смиренный и простой», патри­архальное семейство, жизнь с любимой Парашей, дети и внуки — вот его идеалы. Однако жизнь, по мысли Пушкина, не должна ограничиваться столь узким кругом. Такая идиллия очень хрупка (у че­ловека нет никакой другой опоры), поэтому изна­чально, потенциально обречена на гибель.

Узнав о гибели любимой девушки. Евгений ли­шается рассудка: рушатся все его мечты, смысл жизни безвозвратно ускользает от него: «Он ско­ро свету Стал чужд...». Он оказывается способ­ным на бунт, но стихийный бунт личности, по мысли автора, обречен на неудачу, лишен како­го бы то ни было смысла. Поэтому Евгений тихо погибает на пороге дома, бывшего символом бу­дущего счастья.

Таким образом, конфликт личности и государ­ства не находит приемлемого разрешения в тексте произведения, он у Пушкина трагически неразре­шим. Однако в поэме ощутим гуманистический пафос, она проникнута сочувствием автора к судь­бе маленького человека.

Тему противостояния человека и власти развива­ет и А. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына рассказывает об одном дне из жизни заключенного, однако день этот становится символом всей человеческой жиз­ни. Время и художественное пространство произ­ведения незримо расширяются. Повесть построена в виде увеличивающихся концентрических кругов: барак — зона — степь — стройка. Узники ГУЛАГа строят Соцбытгородок. И сначала они огоражива­ют территорию этого городка колючей проволокой. Здесь возникает символический образ: стройка на­поминает нам о всей России, окруженной «желез­ным занавесом», ставшим символом несвободы, плена. Солженицын обнажает бедственное поло­жение заключенных. Лагерь нацелен на подавле­ние всех человеческих чувств, умерщвление вну­тренней жизни — мысли, совести, памяти.

Тяжела участь Ивана Денисовича. «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний...». Картина жизни героя перерастает у Солженицына в подробную, детали­зированную картину лагерного быта. Заключенные испытывают постоянный голод — кормят в лагере плохо, дают ужасную баланду с мерзлой капустой, каша «ни вкуса, ни сытости не оставляет». Люди думают о том, как выжить, достать себе лишнюю пайку хлеба, раздобыть табаку, суметь подработать, обмануть охранников. Заключенные в лагере загру­жены постоянной работой: больного Шухова от­правляют мыть полы в надзирательской.

ГУЛАГ у писателя становится настоящей шко­лой жизни, но он не может уничтожить человека, лишить его прошлого, воспоминаний, надежны на будущее. И главной темой повести становится ос­мысление автором судьбы России, проблема про­тивостояния личности и государства.

Таким образом, справедливы слова Ф.М. Досто­евского: «...Да будут прокляты эти интересы циви­лизации, и даже самая цивилизация, если для со­хранения ее необходимо сдирать с людей кожу».

 

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru