Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»

 

Чиновник — это в российской действительно­сти персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и лю­дям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточниче­ство, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чинов­ника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произ­вола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, под­вергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота».

Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что... правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой чело­век «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту.

Почтмейстер Шне­ки и вскрывает чужие письма, и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, ка­рьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и куль­турный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одно­го города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербо­ла и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и на­силия. Каковы же итоги деятельности этого градо­начальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные приста­ва поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали...». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол: «Хватают и ловят, секут и порют, описывают и про­дают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения...». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувство­вали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гим­назии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градона­чальника — примитивность мышления, прямо­линейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фана­тизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пыта­ющихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематиче­ский бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и те­лосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успеш­ному ходу летних работ».

Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразд­нить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неу­клонно идти, куда глаза глядят...». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять тече­ние глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «дви­гаться, колыхаться и издавать какие-то особен­ные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников опре­деляет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».

 

 

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru