Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

СОЧИНЕНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ТЕМУ «Горе тому обществу, где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете по улицам и по площадям»

 

Социальные проблемы всегда были в центре внимания русских писателей-классиков. Так, на­пример, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» насыщен социальной проблемати­кой. В романе Ф.М. Достоевский представляет нам общество, «где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете...». Резкое социальное расслоение, нищета, пьянство, разврат — таковы картины русской жизни в романе.

Писатель часто рисует уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продол­говатым испитым лицом и красноватыми впавши­ми глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До черти­ков допилась, батюшки, до чертиков, анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Словно на мгновение здесь приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности и отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ве­дет нас в дома, где живут его герои. Мы входим в грязные, пропитанные неприятным запахом дво­ры-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.

Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помо­ях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти це­лый день. Оттого была страшная духота». Комнаты изображаются Достоевским в полутьме, слабо ос­вещенными тусклым огарком свечи... Все эти кар­тины неотделимы от человеческих судеб. Герои по­падают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть.

«Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милости­вый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — с горечью восклицает Мармеладов. Не­смотря на свою пагубную привычку, он способен на истинные, глубокие чувства. При встрече с Марме- ладовым Раскольникова поразила его «болезнен­ная любовь к жене, к семье». «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу...» — признается Семен Захарович. Он казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена прода­вать себя.

Мармеладов, втайне гордившийся своей женой, мечтал дать Катерине Ивановне ту жизнь, которой она достойна, устроить детей, возвратить Соню «в лоно семьи»... Однако мечтам его не суждено сбыться — смутно обозначившееся впереди относи­тельное семейное благополучие в виде зачисления Семена Захаровича на службу принесено в жертву его пагубной страсти. Многочисленные питейные заведения, пренебрежительное отношение людей, болезненное пристрастие героя — все это встает неодолимым препятствием на пути к счастливой и благополучной жизни. Борьба с обстоятельствами оказывается не под силу бедному чиновнику. Мар­меладов задавлен богатым экипажем, от чахотки умерла Катерина Ивановна.

Так судьба одной семьи приобретает в романе широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ обо всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и обездоленных.

Встреча с Мармеладовым производит большое впечатление на Раскольникова. Но подобные по­трясения ждут его практически на каждом шагу.

Вот герой идет по К-му бульвару. Вдруг он заме­чает пьяную молоденькую девушку, «простоволо­сую, без зонтика и перчаток», в разорванном пла­тье. Ее преследует неизвестный господин. Вместе с городовым Родион пытается спасти ее, однако вскоре он понимает бесплодность своих попыток.

Вот Раскольников идет на Садовую. По дороге он встречает «увеселительные заведения», компанию проституток «с сиплыми голосами» и «подбитыми глазами». Один «оборванец» громко ругается с дру­гим, поперек улицы валяется «какой-то мертвец­ки пьяный». Всюду шум, хохот, визг. Как замечает Ю. Карякин, Петербург у Достоевского «насыщен шумом» — гудящие улицы, крики оборванцев, дре­безжание шарманки, громкие скандалы в домах и

на лестницах. Город в романе Достоевского — это настоящее скопище людских пороков. Именно поэтому он близок и понятен самому «демониче­скому» герою романа — Свидригайлову: «Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды понаехали, прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых же часов знакомым запахом».

Люди в этом городе жестоки, лишены жалости, сострадания. Так, рассерженный кучер, кричавший Раскольникову, чтобы тот посторонился, хлестнул его кнутом, и сцена эта вызвала одобрение окру­жающих, их насмешки. В распивочной все громко смеются над рассказом пьяного Мармеладова. Для посетителей «заведения» он — «забавник». Такой же «забавой» для окружающих становится и сама смерть его, и горе Катерины Ивановны. Когда уми­рающего Мармеладова посещает священник, то двери из внутренних комнат начинают постепенно отворяться «любопытными», в сенях все плотнее и плотнее теснятся «зрители». Исповедь и причаще­ние Семена Захаровича для жильцов не что иное, как спектакль. И в этом у Достоевского оскорбле­ние самого таинства смерти. Наконец, идею убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, боль­ную, никому не нужную, а напротив, всем вред­ную старушонку» (так сходную с его собственными мыслями) Раскольников подслушивает в петер­бургском трактире, в разговоре студента с офи­цером.

Уродливость жизни приводит к нарушению всех норм внутрисемейных отношений. Алена Иванов­на и Лизавета — родные сестры. Между тем в от­ношении Алены Ивановны к сестре не заметно не только проявления любви, но и хоть каких-то родственных чувств. Лизавета пребывает «в пол­ном рабстве у сестры своей», работает на нее «день и ночь» и терпит от нее побои. Другая «рассуди­тельная дама» в романе думает о том, как подоро­же продать собственную дочь, шестнадцатилетнюю девочку-гимназистку. Подворачивается богатый помещик, и «рассудительная дама», не смущаясь возрастом жениха, тут же благословляет «молодых».

Таков мир, в котором живут герои Достоевско­го. Он так бесчеловечно устроен, что жизнь кажет­ся его героям сном, порок здесь торжествует, люди гибнут, а порядок жизни этому лишь способствует.

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru