Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

«Трусость — самый страшный порок»

 

Трусость — это отрицательное нравственное ка­чество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству. Трусость человек обнаруживает и в сра­жении, и в повседневной жизни, в условиях нрав­ственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.

Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испы­тывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «...едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал оты­скивать генерала и начальников там, где их не мог­ло быть, и потому не передал приказания...».

В это время левый фланг атакуют французы: «...Но левый фланг, который единовременно был атакован и об­ходим превосходными силами французов под на­чальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарско­го полков, был расстроен...». В финале из-за трусо­сти Жеркова в войсках возникает сумятица: пехота бежит в лес, погибает множество людей, батарея Тушина, подвергаясь огню противника, вынуждена держать оборону. Гусары идут в атаку, в Шенграбенском сражении получает ранение Николай Ростов. Так трусость штабного офицера оборачивается ги­белью людей.

О нравственном выборе человека размышляет М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», заме­чая: «Трусость — самый страшный порок». Пробле­ма трусости — одна из важнейших в произведении. Вспомним сюжет романа, созданного Мастером. Иуда доносит на Иешуа Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи. Иешуа обвиняют в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он пытается поговорить с Понтием Пила­том: «Добрый человек! Поверь мне... рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины...», «злых людей на свете нет, есть люди несчастливые...». И слова Иешуа заставляют прокуратора задуматься, пробуждая все лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав сво­им положением, благополучием, возможно, соб­ственной жизнью, или обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа преступником, выносит смертный приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он обращается к перво­священнику Кайфе с просьбой о помиловании

Иешуа в честь Пасхи. Однако председатель Си­недриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа. Он требует освободить не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Вар-раввана. И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего философа. В этой истории обнаруживается слабохарактер­ность Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идет против соб­ственной совести ради сохранения привычного благополучия. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. «Никогда не идите против самого себя, собствен­ной совести» — такова позиция писателя.

Таким образом, трусость — это большое зло, страшный порок, который может привести к траге­дии, к мучительному душевному разладу.

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru