Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить»

 

Страх перед жизнью — это чувство неуверенности в себе, в будущем, чувство непредсказуемости и не­постижимости бытия. Человек, испытывающий эти чувства, предельно острожен во всем, рассудочен, рационален, опасается за собственную жизнь. Ген­ри Ван Дайк однажды заметил, что «некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить». Подобные типы личности представлены в русской классической литературе, например в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».

В этом рассказе представлен гипертрофирован­ный, пародийно сниженный вариант рассудочного, рационального героя. Это учитель гимназии Бели­ков, человек, исполненный страха перед жизнью, стремившийся спрятаться от нее, укрыться как фи­зически, так и духовно. «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Мотив рассудочности соотносится у Чехова с социальной проблематикой: Беликов опасается всего — свобод­ной мысли, непочтительного отношения к началь­ству, нарушения уставов, предписаний и циркуля­ров, выхода за круг традиционных представлений о жизни и поведении человека.

Лейтмотивная фраза этого героя — «как бы чего не вышло». Беликов у Чехова комичен и страшен одновременно: он спо­собствует созданию атмосферы всеобщего страха («Боятся громко говорить, посылать письма, чи­тать книги, боятся помогать бедным, учить грамо­те...»). Любовь становится настоящим испытанием для Беликова, требуя от него открытости, душев­ных сил, принятия жизни. Однако все эти качества остаются за гранью личности чеховского персона­жа. Развязка любовной истории трагикомична: не выдержав традиционного для героя русской лите­ратуры «испытания любовью», Беликов умирает. Фактически же умирает он от страха перед жизнью. И даже гроб его сравнивается с футляром. Человек здесь предельно сближается с миром вещей, умертвляя в себе живую душу. Рассказ проникнут пафо­сом против общественного маразма, рутины, обы­вательщины. Беликовское отношение к миру, по мысли Чехова, бесперспективно, враждебно самой жизни.

Другой вариант страха перед жизнью и смертью представлен в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Герой сказки — «просве­щенный пескарь», считающий, что «надо так про­жить, чтобы никто не заметил, а не то как раз пропа­дешь». Опасения героя имели «веские основания»: «Рак может его клешней пополам перерезать, водя­ная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся от­нимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют. А человек? — что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец... уду!»

Так, дрожа, он прожил всю свою жизнь. И герой достиг своей цели: если вначале рыбы называли его «остолопом», «дураком», «срамцом», то потом они и вовсе перестали его «замечать». И в финале не за­меченное никем исчезновение пескаря является за­кономерным итогом всей его жизни. Но даже этот жалкий персонаж под конец понял, что существо­вание его бессмысленно. «Какие были у него ра­дости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существова­нии вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто».

Таким образом, страх перед жизнью и смертью лишает человека радости бытия, чувства полноты существования, счастья, любви, гармонии.

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru