Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии»

 

Цель жизни — некий нравственный ориентир, которому соответствуют дела и поступки человека. Однако зачастую люди не имеют в жизни никакой цели, и тогда человек не находит радости ни в чем. Смысл жизни его потерян, любовь и дружба зача­стую невозможны. Это явление нашло свое отра­жение в произведениях русской литературы. Так, разочарованным героем, человеком, не имеющим цели в жизни, предстает, например, Печорин в ро­мане М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В этом романе поэт создал образ своего совре­менника, «портрет, составленный из пороков все­го... поколения». Главный герой произведения — дворянин Григорий Александрович Печорин, ха­рактер крайне сложный и противоречивый, даже парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом пор­трете его. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют дет­ская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глу­бокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескром­ного вопроса», и при этом взгляд этот — «равно­душно спокоен».

О «странностях» Печорина упоминает и Максим Максимович: «Славный был малый, смею вас уве­рить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по це­лым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха...».

Что же стоит за этой «странностью» героя? Ка­ков же он на самом деле? Попробуем проанализи­ровать данный характер.

Печорин — русский дворянин, из тех, чья «мо­лодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что по­ложение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными его достоинствами — образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей. Так идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократиче­скому обществу.

Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растра­чивает свои силы? Похищает Бэлу, вторгается в жизнь контрабандистов, убивает Грушницкого, за­водит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери. Однако ни одно из занятий не приносит ему радости. При этом сам Печорин прекрасно осо­знает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитани­ем, социальной средой, «своеобразием своей бо­жественной природы», судьбой, которая неизмен­но приводила его к «развязке чужих драм», — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя от­ветственность за свои поступки.

Попробуем проанализировать психологию и по­ведение Печорина, обратившись к его жизненной философии. Счастье для него — есть лишь удов­летворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отноше­нии к себе», как пищу, поддерживающую его ду­шевные силы. Сами по себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...» — вот лейтмотив образа Печорина.

В жизни героя отсутствует какая-либо цель, и, соответственно, она лишена смысла. Об этом Печорин размышляет в своем дневнике: «Пробе­гаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого на­значения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благо­родных стремлений — лучший свет жизни...»

Белинский считал, что духовный облик Печори­на изуродован светской жизнью, что он сам стра­дает от своего безверия, и «душа Печорина не ка­менистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...» Однако само «страдание» Печорина как раз и яв­ляется невозможным для него. И в этом «душевное бессилие» героя.

Таким образом, бесцельное существование — это настоящая трагедия для человека. Оно лишает жизнь смысла, вдохновения, радости и любви.

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru