История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо... Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате "О воспитании и наставлении детей” писал: "Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами... Первая главная часть воспитания...попечение о теле” просвещение, или образование разума”
Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).
Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.
Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Цель: формирование алгоритма первичной профилактики употребления ПАВ среди подростков для субъектов образовательного процесса (родителей, классных руководителей).
Задачи: ознакомить родителей, классных руководителей с особенностями:
Изменения со стороны внутренних органов при наркотической зависимости подростка
Влияние курения на физиологические системы организма подростка
Влияние алкоголя на организм подрастающего поколения
Подростковый период – важнейший этап жизни, во много определяющий последующую судьбу человека. И перед подростком стоит главная задача, в какую сторону пойти. В одну сторону – путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем.
Жизнь сложна. И не всегда можно свободно выбрать профессиональный «старт» и путь. Иной раз возникают неотвратимые обстоятельства выбора. В этом случае активность самоопределения важно проявить в поиске, построении новых смыслов, в новом понимании значения той деятельности, которой приходится заняться по необходимости (в расчете на идею «стерпится - слюбится»). Не без оснований полагают, что сущность профессионального самоопределения является «нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности».
Для профессиональных училищ (ПУ) традиционна большая концентрация учащихся с девиантным поведением. В систему НПО приходит на обучение специфический контингент учащихся, представляющих в основном социально-неблагополучные слои населения. Это учащиеся с низкой успеваемостью и низкой самооценкой своих способностей. Они мало заботятся о своих жизненных перспективах, в принятии важного решения о своих образовательных планах опираются главным образом на мнение своих приятелей, а не на собственные интересы и потребности.
Инженерно-педагогические работники в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Ситуация, когда 15–20 % набора на первый курс состоит на учете в милиции, условно осуждены, уже никого не удивляет.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей.
Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Повседневная учебная деятельность приводит к быстрому умственному развитию, в первую очередь к развитию словесно-логического мышления. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и других функций сознания – они интеллектуализируются и становятся произвольными.