1. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА
1.1. Суть соревновательно-игрового метода
Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Характерной особенностью этого метода, отличающей его от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его применение позволяет решать широкий круг задач в различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового метода, так и соревновательного, используемых в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:
присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;
проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
применение различных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно-иг- рового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или их сочетания, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, поскольку двигательные действия содержат признаки как игры, так и соревнования.
Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.
Соревновательно-игровой метод может использоваться для усвоения и закрепления учебного материала, а также повышения уровня физической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т.е. применения таких соревновательно-иг- ровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком по структуре и характеру нервно-мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.
Игровыми или соревновательными любые задания называются потому, что с их помощью создается та или иная соревновательно-игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействия строго регламентируются в зависимости от оговоренных правил. Цель заданий - совершенствование в соревновательно-игровой обстановке как физических качеств, так и конкретных умений и навыков.
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания - достаточно мощный раздражитель, позволяющий с интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно-игрового метода не только желательно, но и необходимо.
Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. При регулярном (системном) совершенствовании программного материала в соревновательно-игровой обстановке умения и навыки быстрее совершенствуются под влиянием эмоционального фона состязаний или игры, а различные тактические действия лучше осваиваются в упрощенных условиях, позволяющих сконцентрировать внимание на главном двигательном действии за счет вычленения ведущих элементов из изучаемого умения или навыка.
Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процессе занятий молодежи физической культурой способствует успешному решению задач из любых разделов учебной программы.
1.2. Физическое воспитание
1.2.1. Виды подготовки
Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида спорта. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение.
Образовательный процесс по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» состоит из физической, технической, тактической и психологической подготовки. Данное разделение условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами движения.
1.2.2. Физическая подготовка
Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить больше внимания таким физическим качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.
Средствами данного метода являются подвижные игры и соревновательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физическую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести соревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, тяжелой атлетики, а также простейшие подвижные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, на спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого - его гармоническое развитие, связанное с совершенствованием мускулатуры, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.
Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения задач конкретного раздела учебной программы, т.е. обусловленных тем или иным видом спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.
В процессе специального развития физических качеств не только совершенствуются функции организма, ускоряющие процесс адаптации и технического применения приемов в конкретном виде подготовки, но и создаются предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков, успешного освоения учебной программы. Высокий уровень развития специальных физических качеств применительно к конкретной спортивной деятельности достигается при использовании соревновательно-игрового метода.
Исследованиями и практикой подтверждено, что двигательные качества наиболее успешно развиваются в том случае, если в соревновательно-игровой деятельности применяется комплексный подход. Это значит, что на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должны использоваться средства, заимствованные из различных видов спорта. К ним можно отнести упражнения, предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости и т.д. Применение этих упражнений в определенных сочетаниях способствует освоению двигательного действия, а отсутствие многообразия при спортивной специализации значительно снижает двигательный диапазон учащихся, а также развитие их координационных способностей.
Рассмотрим, как в условиях соревновательно-игровой деятельности можно проводить специальную физическую подготовку. Особое место в специальной физической подготовке учащихся занимает скоростно- силовая подготовка. Воспитание силы - основа для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит выносливость, быстрота, наконец, ловкость.
В зависимости от избранного режима деятельности подбираются упражнения и подвижные игры динамического или статического характера. При динамическом характере двигательной деятельности задания могут быть индивидуальными и групповыми.
Развитие скоростно-силовых качеств успешно достигается с помощью разнообразных упражнений и игр, в которых решающей является частота выполняемых движений. Помимо сложных передвижений это могут быть задания с отягощением, со снарядом (граната, ядро) и на снарядах (полосы препятствия или гимнастические снаряды), а также упражнения с оказанием сопротивления партнеру. Такие задания, связанные с единоборствами, развивают не только скоростную силу и выносливость, но и ловкость, волю к победе.
Выполнение соревновательно-игровым методом динамических упражнений, связанных с преодолением силы тяжести собственного тела, позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных упражнений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мышечной силы достигается одним из двух методов: методом повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, и методом поднятия максимального груза.
При статическом характере деятельности упражнения заключаются в фиксации однообразных движений и положений тела (упоры или висы) либо в удержании отягощения в определенном положении. Соревновательное выполнение статических упражнений состоит в длительности удержания определенной позы тела, а также оказании противодействия партнеру или внешним силам.
Используя соревновательно-игровой метод, можно успешно развивать быстроту - способность выполнять действия за минимальное для данных условий время. Она характеризуется тремя основными факторами:
быстротой ответного движения на конкретный раздражитель (двигательной реакцией);
быстротой движения;
частотой движения в отрезок времени.
В соревновательно-игровой деятельности все вышеназванные факторы проявляются комплексно, хотя между ними нет прямой зависимости. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы (ЦНС). Многократное выполнение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливости. Основу высокой скорости в любых технических движениях составляет повторное выполнение упражнений с предельной скоростью.
Важное значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных подвижных игр по неожиданному сигналу (команде). А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения. Для целевого развития быстроты в со- ревновательно-игровой деятельности обычно применяют повторный и переменный методы. На практике это кратковременное 15-20-секундное выполнение задания различной интенсивности или в разном темпе с активным отдыхом между сериями либо попытками.
Развитие общей выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе. Для развития общей выносливости применяются в основном упражнения циклического характера (равномерный или переменный бег), где монотонность физической работы снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение же занятий в соревновательной или игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся, заставляет их преодолевать все трудности.
Кроме подвижных игр, эстафет, командных или групповых пробежек по пересеченной местности с преодолением препятствий для развития выносливости возможны любые упражнения или единоборства, где длительность физической работы определяет достижение поставленной цели.
Развитие ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта, выполняемых в соревновательно-игровой обстановке.
Совершенствование специальной ловкости, связанной с конкретным видом спорта, должно быть непрерывным, и по мере освоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному.
В условиях соревнования или игры развитие координационных способностей происходит более эффективно, так как выполнение заданий приближено к реальным условиям спортивной деятельности. Соревновательно-игровые задания являются также хорошими подводящими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее осваивать материал учебной программы практически в любом учреждении образования.
Если обучение сложной технике различных видов спорта можно начинать, применяя фронтальный метод, то совершенствование ее лучше проводить в соревновательно-игровой обстановке, приближенной к тем условиям, в которых придется этим видом спорта заниматься.
Развитие гибкости (подвижности в суставах) в соревновательно- игровой деятельности осуществляется при пассивном и активном воздействии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся сохранить равновесие, соревнуются как за время выполнения упражнения, так и за качество его выполнения, а при активном воздействии их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, более интенсивного вращения.
При совершенствовании подвижности в суставах необходимо придерживаться следующих правил:
развивать гибкость планомерно и систематически;
осуществлять полный разогрев тела перед выполнением упражнений;
использовать в игре или соревновании упражнения на растягивание и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды;
чередовать упражнения на гибкость с упражнениями или подвижными играми на силу, ловкость, быстроту.
1.2.3. Техническая подготовка
Под технической подготовкой подразумевается педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техникой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой или соревновательной обстановке.
Основная цель технической подготовки - овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движений. Перед учащимися ставятся следующие задачи: добиться свободного выполнения движений и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. При этом важно многократно повторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных и динамических характеристик. Для этого необходимо многократное повторение действия в целом (например, использование ограниченного количества помех в начале и увеличение их в конце освоения двигательного действия) либо повторение с соревнованием в качестве исполнения отдельных наиболее трудных элементов техники двигательного действия.
По мере освоения изучаемого умения или навыка перед учащимися ставятся задачи закрепления его техники и дальнейшего совершенствования в направлении усиления динамики движений, максимальной оптимизации. Иначе говоря, учащиеся должны применять навыки и умения в различных условиях с наибольшей эффективностью. Для этого следует увеличивать количество повторений не только в обычных, но и в более сложных, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать навыки и умения. В зависимости от особенностей навыка (принадлежности его легкой атлетике, гимнастике, борьбе или спортивной игре) должна определяться целесообразность соотношения простых и вариативных повторений совершенствуемого задания.
В целях дальнейшего совершенствования движений применяют различные методические приемы: в легкой атлетике - увеличение дистанции или высоты, дальности броска, гандикап; в гимнастике - увеличение амплитуды, поточное выполнение упражнений; в спортивных играх - переход от выполнения на месте к выполнению в движении, сочетание нескольких элементов в облегченных или нормальных условиях соревнования либо игры.
Задача повышения качества выполнения соревновательно-игрового задания должна ставиться на каждом занятии. Рациональная техника дает возможность даже учащемуся, не обладающему исключительными физическими данными, добиваться высоких спортивных результатов.
Успешно закрепленная в соревновательно-игровой обстановке всесторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка учащихся, тем успешнее они смогут решать тактические задачи, тем выше тактическое мастерство группы или команды в целом.
1.2.4. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка - это формирование системы способов ведения игры или двигательных действий. При технической подготовке учащиеся приобретают умения техничного выполнения действий, а также навыки ведения игры, а в процессе тактической подготовки - умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся соревновательно-игровых ситуациях. Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно-игровую ситуацию, быстро принимать решение при выборе технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнерами.
Под индивидуальными действиями понимают целесообразное применение наборов технических упражнений или игровых приемов, для чего необходимо овладеть способами передвижения, умением выбирать место для ведения игры, а также наиболее целесообразный способ действия в сложившейся соревновательно-игровой ситуации. При обучении индивидуальным тактическим действиям используются упражнения для выполнения самых разнообразных приемов при пассивном и активном противодействии партнера.
Групповая тактика предусматривает участие в соревновательно- игровых действиях двух и более учащихся. Групповые тактические действия могут иметь место, например, в играх при нападении или защите. В каждом случае решается частная тактическая задача: в первом - создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего действия, во втором - противодействие с целью затруднения выполнения завершающего действия (передачи, удара, броска и т.д.) противоборствующей стороной. Тренировка групповых действий начинается с изучения взаимодействия двух учащихся в упражнениях при встречных или параллельных перемещениях (встречные передачи, передачи с продвижением по длине площадки и т.д.). Затем переходят к взаимодействиям трех и более играющих. Совершенствование взаимодействий осуществляется в игровых упражнениях, учебных играх, соревнованиях.
Командные действия предполагают выбор способов взаимодействия в соревновании или игре членов всей команды. На этот выбор влияет тактическая схема игры команды противника, ее техническая и психологическая подготовка. Успех решения тактических задач зависит от технической подготовки исполнителей, их творчества и организованного выполнения замысла. Тренировка командных действий начинается с момента комплектования команды и определения основных функций участников соревнования или игры. Избрав тактический рисунок соревнования, игры или систему тактических взаимодействий, определяют, исходя из возможностей занимающихся, задачу каждого участника. И только после этого приступают к освоению основных взаимодействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоятельные тактические решения. Затем закрепляются командные тактические взаимодействия, например в двусторонних учебных играх. Постепенно тактические задачи усложняются. Следует помнить, что команда начинается с умения осуществлять тактические взаимодействия. Поэтому шлифовку и совершенствование тактики нужно начинать с несложных коллективных действий, а затем переходить к конкретным тактическим взаимодействиям. Существует целый ряд упражнений, направленных на совершенствование тактики. Они максимально приближены к игровым или соревновательным условиям и применимы практически повсеместно.
1.2.5. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка решает задачи психического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся. Развитие физических и воспитание волевых качеств взаимосвязаны.
Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двигательной деятельности в результате преодоления объективных и субъективных трудностей. Эти трудности заключаются в необходимости овладевать сложной техникой различных видов спорта, а также игровых приемов, преодолевать усталость, регулировать эмоциональное состояние, сохранять самообладание, высокую работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством формирования волевых черт характера учащихся является физическая нагрузка. Специфичность волевых качеств заключается в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда возникает необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера (стойкость, уверенность, решительность, смелость, выдержка).Наибольший эффект дает соревновательно-игровое выполнение подвижных игр или упражнений в облегченных условиях, с применением подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от подготовленности учащихся. Закрепление соревновательно-игрового действия происходит в условиях подвижной игры или выполнения упражнения, т.е. в более сложных условиях.
Следует учитывать, что учащиеся под воздействием эмоционального возбуждения могут плохо контролировать себя, принимать опрометчивые решения. Зачастую это происходит от недостаточной технической и тактической подготовки учащихся вследствие того, что на их пути встретились трудности, которые они лишь со временем научатся преодолевать.
Процесс психологической подготовки делится на общую подготовку (формирование мотивов, побуждающих к систематическим занятиям физической культурой, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям (игре), когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовности к противоборству.
При работе с учащимися очень важно приобщать их через соревнования, игровые действия к систематическим тренировочным занятиям на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хорошим средством развития воли служат упражнения по преодолению трудностей, а также учебные игры и соревнования, когда возникает необходимость проявления твердости характера, решительности, упорства, настойчивости.
Смелость и решительность часто мотивируются эмоциональными моментами и проявляются не вследствие логического довода, а вследствие охватившего учащегося порыва или раскрепощенного чувства. Иногда даже те технические приемы, которые он боялся выполнить на тренировке, на соревнованиях выполняются более успешно благодаря особому эмоциональному состоянию. Поэтому преподавателю при разборе игры или соревнования необходимо проявлять чуткость и определенный такт.
В соревновательно-игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:
• методом упражнений по преодолению трудностей;
методом настраивающих упражнений (с целью настраивания ученика на необходимое психологическое состояние);
методом идеомоторных упражнений, т.е. мысленного продумывания действий, позволяющего воспроизводить и конкретизировать будущую двигательную деятельность;
методом психорегулирующей тренировки, позволяющей с помощью упражнений уменьшать напряжение и настраивать на предстоящую деятельность.
От учащихся следует неуклонно добиваться качественного и своевременного выполнения заданий, установок в соревнованиях или игре, формировать у них активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях и, кроме того, нацеливать на работу по устранению недостатков в физической, технической и тактической подготовке, воспитывать уверенность в своих силах при осуществлении намеченных планов.
Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно- игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным возможностям учащихся
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Программированное обучение
Общие сведения. Применение идей кибернетики в педагогической области, в частности в физической подготовке, основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно - управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся. Суть программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучаемый обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно-игровой обстановке. При этом на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучаемым (рис. 1).
Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдельных сторон физической подготовки привлекают все большее внимание специалистов физического воспитания. Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в строго установленном порядке операций, дающих решение некоторого класса задач. В физическом воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками. Задача преподавателя при этом состоит в выработке алгоритмических предписаний и организации соревновательно-игровой деятельности учащихся согласно этим предписаниям.
Алгоритмизация двигательных действий. В учебном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых упражнений делится на четыре взаимосвязанных этапа:
1) общее ознакомление с техникой выполнения двигательного действия или игрового приема;
разучивание в усложненных условиях;
совершенствование приема в игре или соревновании.
На первом этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяснением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии данного приема в спорте. Далее учащиеся самостоятельно выполняют двигательное действие или игровой прием. Необходимо добиваться того, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.
На втором этапе перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях: в баскетболе - ловлю и передачу мяча после набрасывания его капитаном; в волейболе - передачу мяча после подачи ведущим игроком в удобное для передачи положение и т.д. Наиболее сложные приемы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа «от простого к сложному»: упрощаются условия выполнения приема путем занятия наиболее удобного исходного положения; уменьшается расстояние, сила передачи, быстрота передвижения и т.д.
При соревновательно-игровом выполнении движений необходимо выявлять и исправлять ошибки учащихся. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяют повторный показ, объяснение, выполнение техники приема расчлененно, медленно и т.д.
Третий этап необходим для доведения приема соревновательно- игровой деятельности до исполнения, близкого к реальному, без ошибок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются не только правильного действия со снарядом, тренажером, мячом, но и взаимодействия с партнером. Усложнение условий при разучивании достигается повышением скорости выполнения приема, увеличением расстояния, быстроты, силы, изменением направления полета мяча, увеличением амплитуды движения. Другой способ усложнения - выполнение приема на повышенной скорости, в сочетании с другими приемами, на уменьшенной площадке, увеличение количества выполнений за единицу времени, повышение требований к точности или скорости выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при активном противодействии партнера, а также с изменением количества взаимодействующих партнеров. Объем усложнений зависит от степени владения учащимися техническим приемом. При хорошем владении можно вводить целый комплекс усложняющих условий.
На четвертом этапе преподаватель добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался учащимися в конкретной игровой обстановке. Используются упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.
Умело используя в учебно-тренировочном процессе программированное обучение с его алгоритмизацией, преподаватель может без дополнительных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.
Карточки-задания, приведенные ниже, также можно отнести к элементам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий учащихся в соревновательно-игровой обстановке. В качестве алгоритмического предписания в карточках выступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками.
Сопоставив эпизодическое использование различных игр и соревновательных упражнений с алгоритмическим в соревновательно-иг- ровом задании, можно сделать вывод о том, что обучение и совершенствование двигательных действий с помощью алгоритмических предписаний существенно улучшает организацию работы занимающихся. При этом создаются конкретные условия для творческой самостоятельной работы как учащихся, так и преподавателя. Необходимо создать рабочую картотеку - систему заданий, позволяющую в дальнейшем работать творчески и разнообразно.
2.2. Информативность карточки-задания
Карточка-задание представляет собой источник информации о двигательной деятельности в соревновательно-игровой обстановке. Для удобства пользования и нахождения все соревновательно-игровые задания имеют порядковый номер. В каждом задании указаны конкретные задачи, способствующие как развитию и воспитанию целого ряда психофизических качеств, так и формированию и совершенствованию отдельных технических элементов (умений и навыков) в условиях, приближенных к реальной соревновательно-игровой обстановке. Эти задачи на первых этапах могут быть сокращены до минимума или при успешном освоении дополнены и усложнены (как по количеству, содержанию, трудности выполнения, так и по сочетанию, комбинированию различных вариантов двигательной деятельности). Например, для задания «Эстафета с обручем» (гимнастика) задачи можно сформулировать так: формирование ритма вращения обруча; развитие быстроты, ловкости и точности движений при коллективных взаимодействиях. Кроме того, в карточках указывается необходимый инвентарь (в нашем случае - гимнастический обруч) и место проведения занятий: спортивный зал, площадка, приспособленное помещение, рекреация.
Все соревновательно-игровые задания построены по одной принципиальной системе: состоят из четырех разделов передачи нужной информации.
Первый раздел - схема построения. На ней обозначается место преподавателя (наиболее удобное для обозрения и руководства). С помощью условных обозначений (символов) указывается расположение игроков одной и другой команд, направление движения и последовательность действий. Обычно дается один из возможных вариантов схематичного расположения учащихся. Язык символов наиболее прост и доступен для восприятия двигательного действия. При его использовании возрастает эффективность обучения.
Второй раздел - содержание двигательных действий. Он начинается с описания действия: «Первые номера в шеренгах - с обручами. По сигналу преподавателя правофланговый игрок быстро прокручивает обруч через себя и передает его стоящему рядом партнеру, который проделывает то же самое. И так до тех пор, пока каждый участник не выполнит задание». Этот раздел может быть дополнен вариантами. Например: 1) то же, но движение продолжается с возвратом обруча ведущему; 2) то же, но с перемещением последующего участника вперед шеренги до тех пор, пока ведущий не окажется на первоначальном месте; 3) то же, но передаются сразу несколько обручей, которые лежат у ведущего участника в ногах. Количество вариантов может быть гораздо больше, чем предложено в игровых заданиях. Здесь все зависит от изобретательности преподавателя, его умения определить, каким образом можно далее совершенствовать навыки учащихся.
Третий раздел - правила выполнения двигательных действий, которые в конечном счете сводятся к ясным и четким действиям, не допускающим разночтения и свободного их толкования, за исключением тех случаев, когда разумная и творческая инициатива поощряется, а способ выполнения целиком зависит от самого учащегося. Если в игре или соревновании ведется подсчет очков, то должны быть ясные критерии: за что и сколько начисляется; из каких слагаемых состоит конечный результат, определяющий победителя; за что наказывается участник или команда. В эстафете с обручем действуют следующие правила:
игру следует начинать по сигналу преподавателя;
игрок, стоящий последним в шеренге или первым заканчивающий задание, должен поднять обруч, сигнализируя об окончании эстафеты.
Побеждает команда, быстрее передавшая обруч.
И,наконец,четвертый раздел-организационно-методические указания (ОМУ). Он освещает методическую сторону двигательных действий с теми тонкостями, которые помогут лучше организовать и провести игру или соревнование.
Суть соревновательно-игрового задания помимо эстафет, подвижных игр могут составлять общеразвивающие и специальные упражнения, а также простые и сложные технические элементы из различных разделов учебной программы. Их объединяет общий признак - соревновательно-игровое выполнение двигательного действия.
Все задания систематизированы по видам спорта, традиционным для учебных программ по физическому воспитанию. Это поможет преподавателю, тренеру совершенствовать любой учебный материал (в первую очередь неигровой) соревновательно-игровым методом.
2.3. Способы передачи информации в процессе обучения
Виды источников информации. В образовательном процессе при использовании соревновательно-игрового метода применяют три основных источника информации. Обучение происходит через словесную, наглядную и двигательную (практическую) информацию. Информация первых двух видов создает предпосылки для овладения двигательными действиями, а их реализация осуществляется при непосредственном использовании практической информации, т.е. подвижных игр или соревновательных упражнений. В соревновательно-игровой практике все вышеназванные виды информации взаимообусловлены и применяются комплексно.
Информация передается по определенным каналам: словесная - через абстрактное мышление; наглядная - через зрительное восприятие схематического изображения действия, а также путем примерного показа и, наконец, практическая - путем непосредственных упражнений учащихся в соревновательно-игровой деятельности.
Словесная информация. Источники словесной информации на практике - рассказ, объяснение, беседа, разбор игровой карточки, указание, которые в педагогике получили распространение как словесные методы обучения.
Рассказ - форма изложения учащимся сведений о технико-так- тических приемах, методике игровой и соревновательной тренировки при организации игровой деятельности.
Объяснение помогает не только раскрыть форму и характер соревновательно-игрового движения, но и выявить условия его правильного выполнения. При объяснении основное внимание уделяется главному действию, без уточнения деталей. Объяснением пользуются при совершенствовании игровых приемов группой, изучении соревновательных командных действий, а также при установке на предстоящую игру или соревнование.
Беседа при соревновательно-игровом методе проводится в виде вопросов и ответов, обмена мнениями, обсуждения допущенных ошибок и путей их устранения. Беседа может быть групповой, командной и индивидуальной.
Разбор игровой карточки в учебной практике широко используется после выполнения какого-либо соревновательно-игрового задания (отработки технического или тактического действия), при анализе закончившейся подвижной игры, перед предстоящим соревнованием. Разбор может быть односторонним, когда его делает сам преподаватель, или двусторонним, когда в нем принимают участие и соревнующиеся.
Указание - краткая форма задания на проведение подвижной игры или выполнение соревновательного упражнения по технике и тактике. Оно часто используется при проведении учебных игр или отработке тактических взаимодействий и может даваться в процессе взаимодействия без остановки игры или соревновательного упражнения. Указание отличается краткостью и лаконичностью. Оно может иметь вид распоряжения для выполнения упражнения либо подготовки к его выполнению и т.д.
И, наконец, задание в целом является универсальной формой передачи информации, включающей как алгоритмическую последовательность выполнения двигательного действия, так и пути его совершенствования.
Наглядная информация. В соревновательно-игровой деятельности наглядная информация - это показ упражнений или подвижной игры, демонстрация игровой карточки, пособий (схемы, таблицы, мультимедийные материалы и т.д.), просмотр учебных игр или официальных соревнований.
Показ двигательного действия в соревновательно-игровой деятельности всегда сочетается с использованием словесной информации. Таким образом учащийся получает целостное представление о соревновательно-игровой деятельности, а именно о игровом или соревновательном выполнении упражнений. Осуществляется показ преподавателем либо одним из учащихся. Перед этим важно сосредоточить внимание учащихся, создать необходимые условия для наблюдения: выбрать место для показа, построить учащихся и т.п.
Для совершенствования двигательной деятельности необходимо дать учащемуся не только словесную информацию о количественных, пространственных, временных и динамических характеристиках совершаемого движения, но и наглядную информацию о нем, особенно если это связано с тонкостями технического выполнения. Такая информация должна «обслуживать» образовательный процесс, стать его органической частью. На основе только что полученной зрительной информации о выполненном движении и допущенных ошибках, оцениваемых в единицах пространства и времени, учащиеся смогут уже в следующей попытке внести необходимые коррективы, улучшающие качество двигательного действия.
При соревновательно-игровой деятельности часто практикуют повторный или замедленный показ двигательных действий. Это дает возможность сосредоточить внимание учащихся на наиболее существенных элементах движений, на моментах, где вероятность появления в игре (соревновании) ошибок является наибольшей.
Практическая (двигательная) информация. В соревновательно- игровой деятельности - это игры и упражнения, предусматривающие многократное повторение движений, с тем чтобы учащиеся могли овладеть элементом техники двигательного действия или целого игрового приема. Движение может выполняться слитно либо по частям. Разучивание по частям предусматривает освоение отдельных элементов двигательного действия с последующим их соединением в одно целое.
Расчленение технического материала должно иметь форму игрового упражнения, т.е. законченную форму отдельного движения. Применение данного метода рекомендуется только на начальной стадии обучения и совершенствования. После того как движение освоено, его закрепляют с помощью целостного соревновательного действия или игры.
Отдельные технические приемы из учебной программы рекомендуется разучивать в соревновательно-игровой обстановке только в целостном виде, так как расчленение нарушает структуру движений и усложняет овладение ими.
Применение двигательной информации с помощью соревновательно- игровых действий получило широкое распространение не только в спортивно-игровой деятельности, но и в образовательном процессе, например при совершенствовании технических приемов из любых (не игровых) разделов программы. На практике в физическом воспитании большого успеха можно добиться, применяя различные виды информации комплексно, в зависимости от возраста, подготовленности учащихся, сложности разучиваемых и совершенствуемых соревновательно- игровых двигательных действий.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»
3.1. Принципы обучения
Все общепедагогические принципы (наглядность, систематичность, последовательность, постепенность, индивидуализация, сознательность и активность), отражающие закономерности процесса обучения, применимы и к физическому воспитанию. Однако, отражая его специфику, эти принципы реализуются особыми средствами и способами.
Так, принцип наглядности следует из необходимости получения информации и формирования ясного представления об изучаемом и совершенствуемом соревновательно-игровом материале с использованием четкого показа подвижной игры или упражнения, схем, игровых карточек, плакатов, видеозаписей и т.д. Этот принцип необходимо реа- лизовывать на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, учитывая ведущий для данного занимающегося анализатор, так как у одних учащихся восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других - на слуховой. Знание этой специфики поможет преподавателю индивидуализировать реализацию принципа наглядности при использовании соревновательно-игрового метода.
Принцип систематичности и последовательности предполагает использование определенной системы обучения и совершенствования. Систематичность занятий достигается четким планированием учебного материала. В подвижной игре или соревновательном упражнении изучение нового материала должно опираться на ранее усвоенный, т.е. на постепенное усложнение требований, что позволит расширить и закрепить совершенствуемые двигательные навыки. Вначале изучают основные технические приемы, те, без которых невозможно двигательное действие (например, при игре в баскетбол - это ловля и передача мяча, в волейбол - передача и подача, в футбол - остановка и удар, в борьбе - захват и силовое сопротивление), а затем переходят к овладению более сложными, комбинированными действиями, сочетающими два или более двигательных действий. Иной путь - применение изученных действий вначале в упрощенных условиях, а затем - в более сложных. Если систематически не упражняться в овладении двигательными навыками в соревновательно-игровой обстановке, то они постепенно становятся малопригодными для практического применения.
Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, расширении технического и тактического арсенала. При увеличении объема и интенсивности нагрузок преподаватель должен принимать во внимание возрастные особенности занимающихся, правильно оценивать доступность выполняемых физических нагрузок, учитывать в первую очередь их оздоровительный эффект, а затем и степень тренируемости.
Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей. Необходимость индивидуализации обучения обусловлена различным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями, способностью переносить возрастные нагрузки. При подборе физических упражнений и подвижных игр преподаватель должен опираться на особенности характера, темперамента, свойств нервной системы юношей и девушек.
Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение учащихся к образовательному процессу, глубокое понимание ими поставленных задач, а также знание средств и методов, которыми они решаются. Добиваясь неослабевающего интереса к занятиям, преподаватель решает задачи как образовательного, так и воспитательного характера. Очень важно не только поставить перед учащимися цель на ближайшее время, но и не выпускать из вида перспективу роста и совершенствования как каждого учащегося, так и спортивного коллектива, группы или класса в целом.
Без глубокого, осознанного понимания учащимися сути технических и тактических приемов двигательного действия или подвижной игры трудно рассчитывать на высокое качество овладения ими. Занимающиеся должны правильно воспринимать результаты своей деятельности, понимать происходящие при выполнении тренировочных нагрузок физиологические и психологические процессы, уметь контролировать свою работоспособность и эмоции.
Сознательное отношение и интерес к образовательному процессу порождают и активное стремление к совершенствованию умений и навыков в избранной спортивно-физкультурной деятельности. Активность должна направляться и контролироваться преподавателем. Его своевременная и точная оценка успехов занимающегося повышает активность и интерес к соревнованию или игре, проводимой на занятии.
Все вышеизложенные принципы, применимые к соревновательно- игровой деятельности, реализуются во взаимосвязи. Преподаватель должен самостоятельно решать, когда и в каких ситуациях следует применять тот или иной принцип обучения.
Система соревновательно-игровых занятий должна строиться на основе процессов, происходящих в организме при мышечной деятельности. Поэтому при ее создании следует принимать во внимание ряд положений:
физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;
физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления дыхания;
во время и после выполнения физических упражнений происходят приспособительные изменения, но сохраняются они только некоторое время.
Из вышесказанного следует вывод о том, что соревновательно- игровые занятия должны не только повторяться, но и иметь оптимальные по длительности интервалы для отдыха, чтобы сохранились положительные результаты от предыдущих занятий или тренировок.
3.2. Занятие - одна из основных форм организации соревновательно-игровой деятельности
Успешное выполнение учебной программы по физическому воспитанию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе соревновательно-игрового.
Гибкий, вариативный характер соревновательно-игрового метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Появляется возможность значительно повысить заинтересованность учащихся, увеличить моторную плотность занятий, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно развивать широкий набор физических качеств, например динамическую силу, прыжковую выносливость и др.
Наряду с возможностью заинтересовать учащихся в выполнении трудных и порой монотонных физических упражнений соревновательно- игровой метод оказывает существенное влияние на психологическую подготовку. Воспитание морально-волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику.
Среди других средств физической подготовки соревновательные упражнения и подвижные игры могут занимать достаточно большое место во всем образовательном процессе по физическому воспитанию. Их роль возрастает особенно тогда, когда они тесным образом увязываются с учебным материалом занятия, поскольку позволяют быстрее усвоить его доступными средствами. От того, что в данный момент изучается по программе, во многом зависит содержание игрового и соревновательного материала. Диапазон задач, решаемых с помощью соревновательно-игровых заданий, широк: от воспитательных и образовательных до оздоровительных. Так, например, при прохождении на уроке одновременно легкоатлетического и игрового учебного материала можно с помощью соревновательно-игровых заданий совершенствовать как бег, прыжки, метание, так и элементы спортивных игр. Используя игровые задания и соревновательные упражнения, воспитывают смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к победе. При этом неразрывное взаимодействие соревновательно- игровых заданий дает комплексный эффект, которого отдельно взятыми упражнениями добиться непросто, а порой и невозможно. Применять эти задания можно на всех этапах занятия, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
3.3. Место соревновательных и игровых заданий на занятии
Согласно учебным программам практически на всех занятиях преподаватель может использовать игровую деятельность. С этой целью он должен подобрать разнообразные соревновательные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам занятия. Тем самым он подводит учащихся к необходимости приобретения того или иного умения и навыка соревновательно-игровым методом, который способствует решению поставленных задач, большей плотности и правильной дозировке упражнений на протяжении всего занятия.
Сложные упражнения в подвижных играх и различных соревнованиях нужно чередовать с более простыми, не требующими концентрированного внимания. Кроме того, следует давать отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали. Иными словами, необходимо все время заменять одни игры и соревновательные упражнения другими.
В подвижных играх и соревновательных упражнениях, направленных на совершенствование элементов техники отдельных видов спорта, можно вначале выполнять упрощенные варианты движений, затем, по мере их освоения, переходить к более сложным взаимодействиям с добавлением технических действий.
Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в различные части занятия зависит от поставленных задач. А отсюда следует, что эти игры и упражнения должны соответствовать задачам именно той части урока, в которую они вводятся.
Во вводной части занятия широкое распространение получили соревновательные упражнения и подвижные игры, способствующие подготовке учащихся к предстоящей интенсивной работе в основной части. Это могут быть комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, которые проводятся в движении и на месте в виде выполняемых в парах соревнований с элементами силовых единоборств. Принцип здесь заложен один; кто быстрее и большее количество раз добьется победы.
Примерный комплекс упражнений, используемых на занятиях с элементами легкой атлетики и гимнастики
Ускорение на отрезках прямой (длиной 30 м) с промежуточным финишем в середине дистанции.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Кто раньше выполнит задание (юноши - 20 раз, девушки - 10 раз).
Многоскоки на обеих ногах. Кто преодолеет большее расстояние с помощью 10-15 прыжковых шагов.
Переход в упор лежа из исходного положения (и.п.): стоя, ноги врозь. Кто быстрее и качественнее выполнит 8-12 упражнений.
Бег на отрезках прямой (60-100 м) с гандикапом (разрыв во времени старта). При повторном выполнении участники меняются ролями.
Передвижение в низком приседе, руки в произвольном положении. Кто быстрее преодолеет расстояние 15-20 м.
Семенящий бег. Кто раньше закончит дистанцию 20-30 м.
Силовое сопротивление партнеров в положении стоя лицом друг к другу при сгибании и разгибании рук, соединенных в лучезапястных суставах.
Силовое единоборство в положении стоя лицом друг к другу, толкая соперника ладонями в ладони рук из различных и.п. Кто большее число раз выведет соперника из равновесия.
Передвижение спиной вперед. Кто быстрее преодолеет дистанцию 20-30 м.
Смена ног из положения выпада, правая впереди, руки в произвольном положении. Кто раньше выполнит задание, состоящее из 16-20 упражнений.
12. Перетягивание партнера на свою сторону, стоя к нему боком и захватив одноименными руками кисти в лучезапястном суставе. Побеждает тот, кто большее количество раз за определенное время перетянет соперника.
Приведем комплекс, состоящий из общеразвивающих и специальных упражнений скоростно-силового характера, выполняемых потоком соревновательно-игровым методом. При работе в парах необходимо добиваться согласованных действий обоих партнеров.
Примерный комплекс для занятий с гимнастической направленностью
Спортивная ходьба. Соревнование в парах на быстрое преодоление отрезка прямой. Передвигаясь в обратном направлении, учащиеся активно отдыхают. Преподаватель может предложить им спокойную ходьбу или медленный бег.
Ходьба с круговыми движениями рук и сменой направления вращения на каждые 4 счета.
Бег по «кочкам» с заданием как можно быстрее преодолеть дистанцию на отрезках, указанных преподавателем.
Ходьба широким шагом, с вращением головы в левую и правую стороны. При этом необходимо стараться не сбиться с прямой линии.
Передвижение в упоре сидя ногами вперед.
Передвижение приставными шагами с чередованием движений правым и левым боком.
Передвижение прыжками вперед толчком двух ног, руки на поясе.
Передвижение вперед в низком приседе, руки на поясе.
Ходьба с последующими движениями рук: поочередно на пояс, к плечам; двумя хлопками вверху, обратным переходом в и.п. и выполнением двух хлопков о бедра.
Бег спиной вперед.
Быстрая смена положений. И.п.: основная стойка (о.с); 1 - упор лежа; 2 - согнуть и разогнуть руки; 3 - встать, сделать шаг вперед. Кто выполнит упражнение быстрее на заданном отрезке.
Спокойная ходьба с вращением кистей в лучезапястных суставах. Руки во время выполнения упражнения можно поднимать и опускать, потряхивая и расслабляя их.
Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части задания можно как в начале ее, так и в середине либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык.
В качестве примера приведем комплекс упражнений круговой тренировки, который юноши выполняют соревновательно-игровым методом в основной части занятия.
Из упора сидя руки сзади поднимать ноги в угол с последующим возвращением в и.п.
Из упора лежа на полу отжиматься от пола, сгибая и разгибая руки.
Стоя согнувшись, ноги врозь, и опираясь руками на горизонтальную опору, выполнять пружинистые наклоны туловища.
Из о.с. приседать, поднимая руки с гантелями вперед; вставать на носки, отводя руки назад.
Лежа на животе, руки за головой, поднимать и опускать туловище, прогибая спину.
Стоя на гимнастической стенке, ноги врозь, и перебирая руками рейки, переходить в вис согнувшись с последующим возвращением в и.п.
Из положения лежа на спине переходить в сед углом, поднимая одновременно ноги и туловище; зафиксировать руками ноги и вернуться в и.п.
Стоя спиной к гимнастической стенке и держась за рейки, переходить в положение «мост», зафиксировать его возвратиться в и.п.
Для девушек в основной части занятия можно организовать соревнования в синхронном командном выполнении указанного ниже комплекса.
Комплекс упражнений ритмической гимнастики
Бег на месте, высоко поднимая голени назад. Дыхание равномерное.
Стоя, руки вниз, пятки вместе, носки врозь. Приседая, поднять руки вверх, пятки от пола не отрывать. Выпрямляясь, опускать руки через стороны вниз.
И.п.: то же, но руки вперед. Приседая, опустить руки через стороны вниз. Выпрямляясь, принять и.п.
Стоя, туловище слегка наклонено вперед. Движения плечами вперед и назад под музыкальное сопровождение. Руки и ноги неподвижны.
Сидя на полу, колени прямые, носки вытянуты, руки вперед. Глубокие наклоны вперед, касаясь руками носков. Голову не опускать, подбородок поднят.
Сидя на полу, согнутые в коленях ноги врозь, стопы плотно прижаты к полу. Опускание туловища назад и возвращение в и.п.
Сидя на полу, руки в упоре сзади. Поочередное сгибание правой и левой ноги, касаясь коленом груди (плечи отведены назад).
Сидя согнувшись, колени прижаты к груди, руки - к плечам. В быстром темпе сведение и разведение локтей перед грудью.
Лежа, прямые ноги подняты вверх до угла 90°. Быстрое сгибание и разгибание ног в коленях. Спину от пола не отрывать, ноги плотно прижаты одна к другой.
И.п.: то же. Разведение ног в стороны и сведение их с легким касанием одной о другую.
И. И.п.: то же. «Ножницы» ногами в такт музыкального сопровождения.
Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Присесть на пятки, руки отвести назад с последующими быстрым выпрямлением, руки вперед.
Стоя на коленях, руки вверх в замок. Сесть влево на пол и быстро вернуться в и.п. То же , но в другую сторону.
Стоя на коленях, медленно отклониться как можно дальше назад, слегка приподнимая таз. Спину держать прямо.
Бег на месте в быстром темпе. Движения рук и ног свободные в такт музыкального сопровождения.
Прыжки с выпадом на правую (затем на левую) ногу и вынесением одноименной руки вперед.
Стоя, ноги шире плеч. Поднимая руки вверх, потянуться - вдох; последовательно опуская кисти, предплечья, плечи, голову - выдох.
И.п.: то же. Приседая, поднять руки вверх-вдох; выпрямляясь и опуская руки через стороны вниз - выдох.
Стоя в наклоне вперед, руки вверх. Вращение туловища по часовой и прот- тив часовой стрелки. Мышцы спины напряжены, спина прямая.
Из широкого полуприседа медленное перемещение туловища влево, затем вправо. Выполняя упражнение, ноги удерживать согнутыми.
В заключительной части занятия соревновательно-игровые задания используются в большинстве случаев для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъема. Например, возможны музыкальное сопровождение упражнений, танцевальные шаги или даже танцы.