Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Сфера применения соревновательно-игрового метода

 

1. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА

1.1. Суть соревновательно-игрового метода

Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Характерной особенностью этого метода, отличающей его от других методов физической подготовки, яв­ляется обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельно­сти двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его применение позволяет решать широкий круг задач в раз­личных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового метода, так и соревновательного, используемых в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;

проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговорен­ных правил игры или соревнования;

применение различных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового мето­дов с позиции физического воспитания, то суть соревновательно-иг- рового метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или их сочета­ния, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто раз­личие между игрой и соревнованием исчезает, поскольку двигательные действия содержат признаки как игры, так и соревнования.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на вре­менных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. ко­ординационной общности с изучаемым видом физической деятельно­сти, облегчают освоение программного материала.

Соревновательно-игровой метод может использоваться для усвое­ния и закрепления учебного материала, а также повышения уровня фи­зической подготовленности. Это осуществляется с помощью частных образовательных задач, т.е. применения таких соревновательно-иг- ровых заданий, в которых есть сходные с изучаемым навыком по струк­туре и характеру нервно-мышечные напряжения, элементы целостного двигательного действия.

Игровыми или соревновательными любые задания называются пото­му, что с их помощью создается та или иная соревновательно-игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревную­щиеся стороны. При этом степень и характер их взаимодействия строго регламентируются в зависимости от оговоренных правил. Цель зада­ний - совершенствование в соревновательно-игровой обстановке как фи­зических качеств, так и конкретных умений и навыков.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональ­ный заряд, который является эффективным средством не только физиче­ского развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания - достаточно мощный раздражитель, позволяющий с интересом выполнять как простые, так и сложные двига­тельные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образо­вательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно-игрового метода не только желательно, но и необходимо.

Использование соревновательно-игрового метода позволяет пре­подавателю успешно развивать как общефизическую, так и специ­альную подготовку учащихся. При регулярном (системном) совер­шенствовании программного материала в соревновательно-игровой обстановке умения и навыки быстрее совершенствуются под влияни­ем эмоционального фона состязаний или игры, а различные тактиче­ские действия лучше осваиваются в упрощенных условиях, позволя­ющих сконцентрировать внимание на главном двигательном дей­ствии за счет вычленения ведущих элементов из изучаемого умения или навыка.

Творчески применяемый соревновательно-игровой метод в процес­се занятий молодежи физической культурой способствует успешному решению задач из любых разделов учебной программы.

1.2. Физическое воспитание

1.2.1. Виды подготовки

Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида спорта. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтере­сованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и же­лание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловаж­ное значение.

Образовательный процесс по учебному предмету «Физическая куль­тура и здоровье» состоит из физической, технической, тактической и психологической подготовки. Данное разделение условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготов­ка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактиче­скими приемами движения.

1.2.2. Физическая подготовка

Физическая подготовка является фундаментом для освоения любо­го вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка под­разделяется на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физи­ческих качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости, вынос­ливости. При общей физической подготовке необходимо использовать соревновательно-игровой метод, поскольку в процессе соревновательно-игровой деятельности можно уделить больше внимания таким физиче­ским качествам, которые недостаточно развиваются узкоспециальными упражнениями, относящимися к технике или тактике того или иного вида спорта.

Средствами данного метода являются подвижные игры и сорев­новательные упражнения, оказывающие общее воздействие на физиче­скую и психическую подготовку учащихся. К ним можно отнести со­ревновательное выполнение упражнений из основной ритмической и атлетической гимнастики, тяжелой атлетики, а также простейшие по­движные игры, связанные с бегом, прыжками и метанием. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необхо­димо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно прово­дить на свежем воздухе, на спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого - его гар­моническое развитие, связанное с совершенствованием мускулатуры, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специа­лизации в конкретном виде спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие фи­зических качеств, необходимых для успешного освоения задач конкрет­ного раздела учебной программы, т.е. обусловленных тем или иным видом спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, силы, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, которые можно выполнять в соревновательно-игровых условиях.

В процессе специального развития физических качеств не только совершенствуются функции организма, ускоряющие процесс адапта­ции и технического применения приемов в конкретном виде подготов­ки, но и создаются предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков, успешного освоения учебной программы. Вы­сокий уровень развития специальных физических качеств примени­тельно к конкретной спортивной деятельности достигается при исполь­зовании соревновательно-игрового метода.

Исследованиями и практикой подтверждено, что двигательные ка­чества наиболее успешно развиваются в том случае, если в сорев­новательно-игровой деятельности применяется комплексный подход. Это значит, что на занятиях по учебному предмету «Физическая куль­тура и здоровье» должны использоваться средства, заимствованные из различных видов спорта. К ним можно отнести упражнения, предусма­тривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости и т.д. Применение этих упражнений в определенных сочетаниях способ­ствует освоению двигательного действия, а отсутствие многообразия при спортивной специализации значительно снижает двигательный диа­пазон учащихся, а также развитие их координационных способностей.

Рассмотрим, как в условиях соревновательно-игровой деятельности можно проводить специальную физическую подготовку. Особое место в специальной физической подготовке учащихся занимает скоростно- силовая подготовка. Воспитание силы - основа для проявления других качеств. От уровня ее развития зависит выносливость, быстрота, нако­нец, ловкость.

В зависимости от избранного режима деятельности подбираются упражнения и подвижные игры динамического или статического харак­тера. При динамическом характере двигательной деятельности задания могут быть индивидуальными и групповыми.

Развитие скоростно-силовых качеств успешно достигается с по­мощью разнообразных упражнений и игр, в которых решающей является частота выполняемых движений. Помимо сложных передвижений это могут быть задания с отягощением, со снарядом (граната, ядро) и на снарядах (полосы препятствия или гимнастические снаряды), а также упражнения с оказанием сопротивления партнеру. Такие задания, свя­занные с единоборствами, развивают не только скоростную силу и вы­носливость, но и ловкость, волю к победе.

Выполнение соревновательно-игровым методом динамических упраж­нений, связанных с преодолением силы тяжести собственного тела, по­зволяет учащемуся последовательно переходить от медленных упраж­нений к быстрым, от малой нагрузки к большой. При этом прирост мы­шечной силы достигается одним из двух методов: методом повторных упражнений с непредельным грузом, поднимаемым возможно большее количество раз, и методом поднятия максимального груза.

При статическом характере деятельности упражнения заключаются в фиксации однообразных движений и положений тела (упоры или висы) либо в удержании отягощения в определенном положении. Со­ревновательное выполнение статических упражнений состоит в дли­тельности удержания определенной позы тела, а также оказании проти­водействия партнеру или внешним силам.

Используя соревновательно-игровой метод, можно успешно развивать быстроту - способность выполнять действия за минимальное для дан­ных условий время. Она характеризуется тремя основными факторами:

быстротой ответного движения на конкретный раздражитель (дви­гательной реакцией);

быстротой движения;

частотой движения в отрезок времени.

В соревновательно-игровой деятельности все вышеназванные фак­торы проявляются комплексно, хотя между ними нет прямой зависимо­сти. Соревновательные упражнения и подвижные игры для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной дея­тельности центральной нервной системы (ЦНС). Многократное выпол­нение таких упражнений в сочетании с бегом, прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты, но и скоростной выносливо­сти. Основу высокой скорости в любых технических движениях состав­ляет повторное выполнение упражнений с предельной скоростью.

Важное значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных подвижных игр по неожиданно­му сигналу (команде). А чтобы постоянно сохранялась острота его вос­приятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и до­ступными для выполнения. Для целевого развития быстроты в со- ревновательно-игровой деятельности обычно применяют повторный и переменный методы. На практике это кратковременное 15-20-секундное выполнение задания различной интенсивности или в разном темпе с активным отдыхом между сериями либо попытками.

Развитие общей выносливости связано со способностью противо­стоять утомлению при длительной работе. Для развития общей вынос­ливости применяются в основном упражнения циклического характера (равномерный или переменный бег), где монотонность физической ра­боты снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение же занятий в соревновательной или игровой форме повышает эмоциональный на­строй учащихся, заставляет их преодолевать все трудности.

Кроме подвижных игр, эстафет, командных или групповых пробе­жек по пересеченной местности с преодолением препятствий для раз­вития выносливости возможны любые упражнения или единоборства, где длительность физической работы определяет достижение постав­ленной цели.

Развитие ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется с применением технических элементов из различных видов спорта, выполняемых в соревновательно-игровой обстановке.

Совершенствование специальной ловкости, связанной с конкретным видом спорта, должно быть непрерывным, и по мере освоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному.

В условиях соревнования или игры развитие координационных способностей происходит более эффективно, так как выполнение за­даний приближено к реальным условиям спортивной деятельности. Соревновательно-игровые задания являются также хорошими подводя­щими и подготовительными упражнениями, позволяющими быстрее осваивать материал учебной программы практически в любом учреж­дении образования.

Если обучение сложной технике различных видов спорта можно на­чинать, применяя фронтальный метод, то совершенствование ее лучше проводить в соревновательно-игровой обстановке, приближенной к тем условиям, в которых придется этим видом спорта заниматься.

Развитие гибкости (подвижности в суставах) в соревновательно- игровой деятельности осуществляется при пассивном и активном воз­действии. При пассивном воздействии учащиеся стремятся со­хранить равновесие, соревнуются как за время выполнения упражне­ния, так и за качество его выполнения, а при активном воздей­ствии их усилия направлены на достижение большей амплитуды или скорости, более интенсивного вращения.

При совершенствовании подвижности в суставах необходимо при­держиваться следующих правил:

развивать гибкость планомерно и систематически;

осуществлять полный разогрев тела перед выполнением упражнений;

использовать в игре или соревновании упражнения на растягива­ние и выполнять их пружинисто, небольшими сериями, с постепенным увеличением темпа и амплитуды;

чередовать упражнения на гибкость с упражнениями или подвиж­ными играми на силу, ловкость, быстроту.

1.2.3. Техническая подготовка

Под технической подготовкой подразумевается педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техни­кой самых разнообразных (не только игровых) приемов и обязательное ее закрепление в игровой или соревновательной обстановке.

Основная цель технической подготовки - овладение всеми способа­ми выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенных к игре или соревнованию. И здесь на первый план выступает совершенствование техники движений. Перед учащи­мися ставятся следующие задачи: добиться свободного выполнения движений и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями. При этом важно многократно по­вторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных и динамических характери­стик. Для этого необходимо многократное повторение действия в целом (например, использование ограниченного количества помех в начале и увеличение их в конце освоения двигательного действия) либо повто­рение с соревнованием в качестве исполнения отдельных наиболее трудных элементов техники двигательного действия.

По мере освоения изучаемого умения или навыка перед учащимися ставятся задачи закрепления его техники и дальнейшего совершенство­вания в направлении усиления динамики движений, максимальной оптимизации. Иначе говоря, учащиеся должны применять навыки и умения в различных условиях с наибольшей эффективностью. Для это­го следует увеличивать количество повторений не только в обычных, но и в более сложных, непривычных условиях, что позволяет выра­батывать навыки и умения. В зависимости от особенностей навыка (принадлежности его легкой атлетике, гимнастике, борьбе или спортив­ной игре) должна определяться целесообразность соотношения про­стых и вариативных повторений совершенствуемого задания.

В целях дальнейшего совершенствования движений применяют раз­личные методические приемы: в легкой атлетике - увеличение дистан­ции или высоты, дальности броска, гандикап; в гимнастике - увеличе­ние амплитуды, поточное выполнение упражнений; в спортивных играх - переход от выполнения на месте к выполнению в движении, со­четание нескольких элементов в облегченных или нормальных услови­ях соревнования либо игры.

Задача повышения качества выполнения соревновательно-игрового задания должна ставиться на каждом занятии. Рациональная техника дает возможность даже учащемуся, не обладающему исключительными физическими данными, добиваться высоких спортивных результатов.

Успешно закрепленная в соревновательно-игровой обстановке все­сторонняя техническая подготовка служит основой для осуществления тактических действий. Чем выше техническая подготовка учащихся, тем успешнее они смогут решать тактические задачи, тем выше такти­ческое мастерство группы или команды в целом.

1.2.4. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка - это формирование системы способов ведения игры или двигательных действий. При технической подготовке учащиеся приобретают умения техничного выполнения действий, а также навыки ведения игры, а в процессе тактической подготовки - умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяю­щихся соревновательно-игровых ситуациях. Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и команд­ными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать соревновательно-игровую ситуацию, быстро принимать решение при выборе технического действия, предвидеть форму взаимодействия с партнерами.

Под индивидуальными действиями понимают целесообразное при­менение наборов технических упражнений или игровых приемов, для чего необходимо овладеть способами передвижения, умением выби­рать место для ведения игры, а также наиболее целесообразный способ действия в сложившейся соревновательно-игровой ситуации. При обу­чении индивидуальным тактическим действиям используются упраж­нения для выполнения самых разнообразных приемов при пассивном и активном противодействии партнера.

Групповая тактика предусматривает участие в соревновательно- игровых действиях двух и более учащихся. Групповые тактические действия могут иметь место, например, в играх при нападении или за­щите. В каждом случае решается частная тактическая задача: в пер­вом - создание наиболее благоприятных условий для выполнения за­вершающего действия, во втором - противодействие с целью затрудне­ния выполнения завершающего действия (передачи, удара, броска и т.д.) противоборствующей стороной. Тренировка групповых действий начинается с изучения взаимодействия двух учащихся в упражнениях при встречных или параллельных перемещениях (встречные передачи, передачи с продвижением по длине площадки и т.д.). Затем переходят к взаимодействиям трех и более играющих. Совершенствование взаимо­действий осуществляется в игровых упражнениях, учебных играх, со­ревнованиях.

Командные действия предполагают выбор способов взаимодей­ствия в соревновании или игре членов всей команды. На этот выбор влияет тактическая схема игры команды противника, ее техническая и психологическая подготовка. Успех решения тактических задач зависит от технической подготовки исполнителей, их творчества и организо­ванного выполнения замысла. Тренировка командных действий начи­нается с момента комплектования команды и определения основных функций участников соревнования или игры. Избрав тактический ри­сунок соревнования, игры или систему тактических взаимодействий, определяют, исходя из возможностей занимающихся, задачу каждого участника. И только после этого приступают к освоению основных вза­имодействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоятельные тактические решения. Затем закрепляются команд­ные тактические взаимодействия, например в двусторонних учебных играх. Постепенно тактические задачи усложняются. Следует помнить, что команда начинается с умения осуществлять тактические взаимо­действия. Поэтому шлифовку и совершенствование тактики нужно на­чинать с несложных коллективных действий, а затем переходить к кон­кретным тактическим взаимодействиям. Существует целый ряд упраж­нений, направленных на совершенствование тактики. Они максимально приближены к игровым или соревновательным условиям и применимы практически повсеместно.

1.2.5. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка решает задачи психического воздей­ствия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащих­ся. Развитие физических и воспитание волевых качеств взаимосвязаны.

Воля, как и мышцы, развивается только в процессе проявления двига­тельной деятельности в результате преодоления объективных и субъек­тивных трудностей. Эти трудности заключаются в необходимости овла­девать сложной техникой различных видов спорта, а также игровых приемов, преодолевать усталость, регулировать эмоциональное состоя­ние, сохранять самообладание, высокую работоспособность в трудных условиях спортивного противоборства. Следовательно, средством фор­мирования волевых черт характера учащихся является физическая на­грузка. Специфичность волевых качеств заключается в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда возникает необходимость создавать соревновательные и игровые условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны харак­тера (стойкость, уверенность, решительность, смелость, выдержка).Наибольший эффект дает соревновательно-игровое выполнение подвижных игр или упражнений в облегченных условиях, с примене­нием подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от под­готовленности учащихся. Закрепление соревновательно-игрового дей­ствия происходит в условиях подвижной игры или выполнения упраж­нения, т.е. в более сложных условиях.

Следует учитывать, что учащиеся под воздействием эмоционально­го возбуждения могут плохо контролировать себя, принимать опромет­чивые решения. Зачастую это происходит от недостаточной техниче­ской и тактической подготовки учащихся вследствие того, что на их пути встретились трудности, которые они лишь со временем научатся преодолевать.

Процесс психологической подготовки делится на общую подготов­ку (формирование мотивов, побуждающих к систематическим заняти­ям физической культурой, совершенствование двигательных навыков, преодоление трудностей) и подготовку к соревнованиям (игре), когда проводится работа по созданию наивысшей психологической готовно­сти к противоборству.

При работе с учащимися очень важно приобщать их через соревно­вания, игровые действия к систематическим тренировочным занятиям на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Хоро­шим средством развития воли служат упражнения по преодолению трудностей, а также учебные игры и соревнования, когда возникает не­обходимость проявления твердости характера, решительности, упор­ства, настойчивости.

Смелость и решительность часто мотивируются эмоциональными моментами и проявляются не вследствие логического довода, а вслед­ствие охватившего учащегося порыва или раскрепощенного чувства. Иногда даже те технические приемы, которые он боялся выполнить на тренировке, на соревнованиях выполняются более успешно благодаря особому эмоциональному состоянию. Поэтому преподавателю при раз­боре игры или соревнования необходимо проявлять чуткость и опреде­ленный такт.

В соревновательно-игровой практике психологическая подготовка осуществляется следующими методами:

• методом упражнений по преодолению трудностей;

методом настраивающих упражнений (с целью настраивания уче­ника на необходимое психологическое состояние);

методом идеомоторных упражнений, т.е. мысленного продумыва­ния действий, позволяющего воспроизводить и конкретизировать буду­щую двигательную деятельность;

методом психорегулирующей тренировки, позволяющей с помо­щью упражнений уменьшать напряжение и настраивать на предстоя­щую деятельность.

От учащихся следует неуклонно добиваться качественного и своевре­менного выполнения заданий, установок в соревнованиях или игре, фор­мировать у них активное отношение к выполнению физических нагрузок на занятиях и, кроме того, нацеливать на работу по устранению недо­статков в физической, технической и тактической подготовке, воспиты­вать уверенность в своих силах при осуществлении намеченных планов.

Рекомендации по воспитанию волевых качеств в соревновательно- игровой обстановке всегда должны соответствовать возрастным воз­можностям учащихся

В любом коллективе очень важно обсуждать соревнования или про­веденную игру (разбор). Это рекомендуется делать после отдыха или в конце занятий, когда спадет эмоциональное возбуждение и ребята смо­гут критически оценить свои действия и воспринять анализ, сделанный преподавателем. При этом необходимо добиваться участия в разборе всех учащихся. Высказывания должны носить деловой доброжелатель­ный характер. Раздражение или необоснованные упреки преподавателя могут нанести учащемуся психологическую травму и не будут способ­ствовать развитию его волевых качеств.
разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях;

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Программированное обучение

Общие сведения. Применение идей кибернетики в педагогической области, в частности в физической подготовке, основано на том, что процесс совершенствования воспитания можно рассматривать как определенный вид управления, а именно - управление формированием и развитием психических и физических свойств и качеств учащихся. Суть программированного обучения заключается в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучаемый обязан усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к за­креплению в соревновательно-игровой обстановке. При этом на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучаемым (рис. 1).

Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдель­ных сторон физической подготовки привлекают все большее внимание специалистов физического воспитания. Под алгоритмом обычно по­нимают точное предписание о выполнении в строго установленном по­рядке операций, дающих решение некоторого класса задач. В физиче­ском воспитании алгоритм (алгоритмическое предписание) представ­ляет собой точное описание выполнения в строго установленном поряд­ке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными на­выками. Задача преподавателя при этом состоит в выработке алгорит­мических предписаний и организации соревновательно-игровой дея­тельности учащихся согласно этим предписаниям.

Алгоритмизация двигательных действий. В учебном процессе алгоритмизация соревновательно-игровых упражнений делится на че­тыре взаимосвязанных этапа:

1) общее ознакомление с техникой выполнения двигательного дей­ствия или игрового приема;

 

разучивание в усложненных условиях;

совершенствование приема в игре или соревновании.

На первом этапе создается четкое представление о технике двигательного действия. Для этого пользуются неоднократным объяс­нением и показом: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Рассматривается техника выполнения, даются сведения о наличии дан­ного приема в спорте. Далее учащиеся самостоятельно выполняют дви­гательное действие или игровой прием. Необходимо добиваться того, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали мень­ше ошибок, тогда формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.

На втором этапе перед учащимися ставится задача овладеть правильной структурой движения. Прием выполняют в упрощенных условиях: в баскетболе - ловлю и передачу мяча после набрасывания его капитаном; в волейболе - передачу мяча после подачи ведущим игроком в удобное для передачи положение и т.д. Наиболее сложные приемы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упраж­нение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа «от простого к сложному»: упро­щаются условия выполнения приема путем занятия наиболее удобного исходного положения; уменьшается расстояние, сила передачи, быстро­та передвижения и т.д.

При соревновательно-игровом выполнении движений необходимо выявлять и исправлять ошибки учащихся. Вначале исправляются основные (грубые) ошибки в технике выполнения, а затем второстепен­ные (мелкие). Для этого применяют повторный показ, объяснение, вы­полнение техники приема расчлененно, медленно и т.д.

Третий этап необходим для доведения приема соревновательно- игровой деятельности до исполнения, близкого к реальному, без оши­бок, на хорошей скорости, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются не только правильного действия со снарядом, тренажером, мячом, но и взаимодействия с партнером. Усложнение условий при разучивании достигается повышением скорости выполне­ния приема, увеличением расстояния, быстроты, силы, изменением на­правления полета мяча, увеличением амплитуды движения. Другой способ усложнения - выполнение приема на повышенной скорости, в сочетании с другими приемами, на уменьшенной площадке, увеличе­ние количества выполнений за единицу времени, повышение требова­ний к точности или скорости выполнения (в зависимости от специфики двигательного действия). Для усложнения условий в игровых заданиях даются варианты выполнения приема при пассивном, а затем и при ак­тивном противодействии партнера, а также с изменением количества взаимодействующих партнеров. Объем усложнений зависит от степени владения учащимися техническим приемом. При хорошем владении можно вводить целый комплекс усложняющих условий.

На четвертом этапе преподаватель добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревно­вательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался уча­щимися в конкретной игровой обстановке. Используются упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Со­вершенствование приема в игре создает условия для творчества, ини­циативы, быстрого принятия решений.

Умело используя в учебно-тренировочном процессе программирован­ное обучение с его алгоритмизацией, преподаватель может без дополни­тельных затрат не только улучшить физическое развитие и подготовку учащихся, но и проводить занятия более разнообразно и интересно.

Карточки-задания, приведенные ниже, также можно отнести к эле­ментам программированного обучения, поскольку они представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование дви­гательных действий учащихся в соревновательно-игровой обстановке. В качестве алгоритмического предписания в карточках выступают точ­ные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вари­антов) определенного двигательного действия, используемого в игре или соревновании и обеспечивающего высокую эффективность овладе­ния определенными двигательными навыками.

Сопоставив эпизодическое использование различных игр и сорев­новательных упражнений с алгоритмическим в соревновательно-иг- ровом задании, можно сделать вывод о том, что обучение и совершен­ствование двигательных действий с помощью алгоритмических пред­писаний существенно улучшает организацию работы занимающихся. При этом создаются конкретные условия для творческой самостоятель­ной работы как учащихся, так и преподавателя. Необходимо создать ра­бочую картотеку - систему заданий, позволяющую в дальнейшем рабо­тать творчески и разнообразно.

2.2. Информативность карточки-задания

Карточка-задание представляет собой источник информации о двигательной деятельности в соревновательно-игровой обстановке. Для удобства пользования и нахождения все соревновательно-игровые задания имеют порядковый номер. В каждом задании указаны кон­кретные задачи, способствующие как развитию и воспитанию целого ряда психофизических качеств, так и формированию и совершенство­ванию отдельных технических элементов (умений и навыков) в усло­виях, приближенных к реальной соревновательно-игровой обстанов­ке. Эти задачи на первых этапах могут быть сокращены до минимума или при успешном освоении дополнены и усложнены (как по количе­ству, содержанию, трудности выполнения, так и по сочетанию, комби­нированию различных вариантов двигательной деятельности). Напри­мер, для задания «Эстафета с обручем» (гимнастика) задачи можно сформулировать так: формирование ритма вращения обруча; развитие быстроты, ловкости и точности движений при коллективных взаимо­действиях. Кроме того, в карточках указывается необходимый инвен­тарь (в нашем случае - гимнастический обруч) и место проведения занятий: спортивный зал, площадка, приспособленное помещение, рекреация.

Все соревновательно-игровые задания построены по одной принци­пиальной системе: состоят из четырех разделов передачи нужной ин­формации.

Первый раздел - схема построения. На ней обозначается место преподавателя (наиболее удобное для обозрения и руководства). С по­мощью условных обозначений (символов) указывается расположение игроков одной и другой команд, направление движения и последова­тельность действий. Обычно дается один из возможных вариантов схе­матичного расположения учащихся. Язык символов наиболее прост и доступен для восприятия двигательного действия. При его использова­нии возрастает эффективность обучения.

Второй раздел - содержание двигательных действий. Он начи­нается с описания действия: «Первые номера в шеренгах - с обручами. По сигналу преподавателя правофланговый игрок быстро прокручива­ет обруч через себя и передает его стоящему рядом партнеру, который проделывает то же самое. И так до тех пор, пока каждый участник не выполнит задание». Этот раздел может быть дополнен вариантами. На­пример: 1) то же, но движение продолжается с возвратом обруча веду­щему; 2) то же, но с перемещением последующего участника вперед шеренги до тех пор, пока ведущий не окажется на первоначальном ме­сте; 3) то же, но передаются сразу несколько обручей, которые лежат у ведущего участника в ногах. Количество вариантов может быть гораздо больше, чем предложено в игровых заданиях. Здесь все зависит от изо­бретательности преподавателя, его умения определить, каким образом можно далее совершенствовать навыки учащихся.

Третий раздел - правила выполнения двигательных действий, которые в конечном счете сводятся к ясным и четким действиям, не до­пускающим разночтения и свободного их толкования, за исключением тех случаев, когда разумная и творческая инициатива поощряется, а способ выполнения целиком зависит от самого учащегося. Если в игре или соревновании ведется подсчет очков, то должны быть ясные крите­рии: за что и сколько начисляется; из каких слагаемых состоит конеч­ный результат, определяющий победителя; за что наказывается участник или команда. В эстафете с обручем действуют следующие правила:

игру следует начинать по сигналу преподавателя;

игрок, стоящий последним в шеренге или первым заканчивающий задание, должен поднять обруч, сигнализируя об окончании эстафеты.

Побеждает команда, быстрее передавшая обруч.

И,наконец,четвертый раздел-организационно-методические указания (ОМУ). Он освещает методическую сторону двигательных действий с теми тонкостями, которые помогут лучше организовать и провести игру или соревнование.

Суть соревновательно-игрового задания помимо эстафет, подвиж­ных игр могут составлять общеразвивающие и специальные упражне­ния, а также простые и сложные технические элементы из различных разделов учебной программы. Их объединяет общий признак - сорев­новательно-игровое выполнение двигательного действия.

Все задания систематизированы по видам спорта, традиционным для учебных программ по физическому воспитанию. Это поможет пре­подавателю, тренеру совершенствовать любой учебный материал (в первую очередь неигровой) соревновательно-игровым методом.

2.3. Способы передачи информации в процессе обучения

Виды источников информации. В образовательном процессе при использовании соревновательно-игрового метода применяют три основных источника информации. Обучение происходит через словес­ную, наглядную и двигательную (практическую) информацию. Инфор­мация первых двух видов создает предпосылки для овладения двига­тельными действиями, а их реализация осуществляется при непосред­ственном использовании практической информации, т.е. подвижных игр или соревновательных упражнений. В соревновательно-игровой практике все вышеназванные виды информации взаимообусловлены и применяются комплексно.

Информация передается по определенным каналам: словесная - че­рез абстрактное мышление; наглядная - через зрительное восприятие схематического изображения действия, а также путем примерного по­каза и, наконец, практическая - путем непосредственных упражнений учащихся в соревновательно-игровой деятельности.

Словесная информация. Источники словесной информации на практике - рассказ, объяснение, беседа, разбор игровой карточки, ука­зание, которые в педагогике получили распространение как словесные методы обучения.

Рассказ - форма изложения учащимся сведений о технико-так- тических приемах, методике игровой и соревновательной тренировки при организации игровой деятельности.

Объяснение помогает не только раскрыть форму и характер соревновательно-игрового движения, но и выявить условия его пра­вильного выполнения. При объяснении основное внимание уделяется главному действию, без уточнения деталей. Объяснением пользуются при совершенствовании игровых приемов группой, изучении соревно­вательных командных действий, а также при установке на предстоя­щую игру или соревнование.

Беседа при соревновательно-игровом методе проводится в виде во­просов и ответов, обмена мнениями, обсуждения допущенных ошибок и путей их устранения. Беседа может быть групповой, командной и ин­дивидуальной.

Разбор игровой карточки в учебной практике широко используется после выполнения какого-либо соревновательно-игрового задания (от­работки технического или тактического действия), при анализе закон­чившейся подвижной игры, перед предстоящим соревнованием. Разбор может быть односторонним, когда его делает сам преподаватель, или двусторонним, когда в нем принимают участие и соревнующиеся.

Указание - краткая форма задания на проведение подвижной игры или выполнение соревновательного упражнения по технике и тактике. Оно часто используется при проведении учебных игр или отработке тактических взаимодействий и может даваться в процессе взаимодей­ствия без остановки игры или соревновательного упражнения. Указа­ние отличается краткостью и лаконичностью. Оно может иметь вид распоряжения для выполнения упражнения либо подготовки к его вы­полнению и т.д.

И, наконец, задание в целом является универсальной формой переда­чи информации, включающей как алгоритмическую последовательность выполнения двигательного действия, так и пути его совершенствования.

Наглядная информация. В соревновательно-игровой деятельности наглядная информация - это показ упражнений или подвижной игры, демонстрация игровой карточки, пособий (схемы, таблицы, мультиме­дийные материалы и т.д.), просмотр учебных игр или официальных со­ревнований.

Показ двигательного действия в соревновательно-игровой деятель­ности всегда сочетается с использованием словесной информации. Та­ким образом учащийся получает целостное представление о сорев­новательно-игровой деятельности, а именно о игровом или соревнова­тельном выполнении упражнений. Осуществляется показ преподавате­лем либо одним из учащихся. Перед этим важно сосредоточить внимание учащихся, создать необходимые условия для наблюдения: выбрать место для показа, построить учащихся и т.п.

Для совершенствования двигательной деятельности необходимо дать учащемуся не только словесную информацию о количественных, пространственных, временных и динамических характеристиках совер­шаемого движения, но и наглядную информацию о нем, особенно если это связано с тонкостями технического выполнения. Такая информация должна «обслуживать» образовательный процесс, стать его органиче­ской частью. На основе только что полученной зрительной информа­ции о выполненном движении и допущенных ошибках, оцениваемых в единицах пространства и времени, учащиеся смогут уже в следующей попытке внести необходимые коррективы, улучшающие качество дви­гательного действия.

При соревновательно-игровой деятельности часто практикуют по­вторный или замедленный показ двигательных действий. Это дает воз­можность сосредоточить внимание учащихся на наиболее существен­ных элементах движений, на моментах, где вероятность появления в игре (соревновании) ошибок является наибольшей.

Практическая (двигательная) информация. В соревновательно- игровой деятельности - это игры и упражнения, предусматривающие многократное повторение движений, с тем чтобы учащиеся могли овла­деть элементом техники двигательного действия или целого игрового приема. Движение может выполняться слитно либо по частям. Разучи­вание по частям предусматривает освоение отдельных элементов дви­гательного действия с последующим их соединением в одно целое.

Расчленение технического материала должно иметь форму игрового упражнения, т.е. законченную форму отдельного движения. Примене­ние данного метода рекомендуется только на начальной стадии обуче­ния и совершенствования. После того как движение освоено, его закреп­ляют с помощью целостного соревновательного действия или игры.

Отдельные технические приемы из учебной программы рекоменду­ется разучивать в соревновательно-игровой обстановке только в целост­ном виде, так как расчленение нарушает структуру движений и услож­няет овладение ими.

Применение двигательной информации с помощью соревновательно- игровых действий получило широкое распространение не только в спортивно-игровой деятельности, но и в образовательном процессе, например при совершенствовании технических приемов из любых (не игровых) разделов программы. На практике в физическом воспитании большого успеха можно добиться, применяя различные виды информа­ции комплексно, в зависимости от возраста, подготовленности учащих­ся, сложности разучиваемых и совершенствуемых соревновательно- игровых двигательных действий.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

3.1. Принципы обучения

Все общепедагогические принципы (наглядность, систематичность, последовательность, постепенность, индивидуализация, сознатель­ность и активность), отражающие закономерности процесса обучения, применимы и к физическому воспитанию. Однако, отражая его специ­фику, эти принципы реализуются особыми средствами и способами.

Так, принцип наглядности следует из необходимости получения ин­формации и формирования ясного представления об изучаемом и со­вершенствуемом соревновательно-игровом материале с использовани­ем четкого показа подвижной игры или упражнения, схем, игровых карточек, плакатов, видеозаписей и т.д. Этот принцип необходимо реа- лизовывать на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, учитывая ведущий для данного занимающегося анализатор, так как у одних учащихся восприятие происходит с опорой на зрительный ана­лизатор, у других - на слуховой. Знание этой специфики поможет пре­подавателю индивидуализировать реализацию принципа наглядности при использовании соревновательно-игрового метода.

Принцип систематичности и последовательности предполагает использование определенной системы обучения и совершенствования. Систематичность занятий достигается четким планированием учебного материала. В подвижной игре или соревновательном упражнении изу­чение нового материала должно опираться на ранее усвоенный, т.е. на постепенное усложнение требований, что позволит расширить и закре­пить совершенствуемые двигательные навыки. Вначале изучают основ­ные технические приемы, те, без которых невозможно двигательное действие (например, при игре в баскетбол - это ловля и передача мяча, в волейбол - передача и подача, в футбол - остановка и удар, в борьбе - захват и силовое сопротивление), а затем переходят к овладению более сложными, комбинированными действиями, сочетающими два или бо­лее двигательных действий. Иной путь - применение изученных дей­ствий вначале в упрощенных условиях, а затем - в более сложных. Если систематически не упражняться в овладении двигательными навыками в соревновательно-игровой обстановке, то они постепенно становятся малопригодными для практического применения.

Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, расширении технического и тактического арсенала. При увеличении объема и интенсивности нагрузок преподаватель должен принимать во внимание возрастные особенности занимающихся, правильно оценивать доступность выполняемых физических нагрузок, учитывать в первую очередь их оздоровительный эффект, а затем и степень тренируемости.

Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных осо­бенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способно­стей. Необходимость индивидуализации обучения обусловлена различ­ным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями, способностью переносить возрастные нагрузки. При подборе физических упражнений и подвижных игр преподаватель должен опираться на особенности характера, темперамента, свойств нервной системы юношей и девушек.

Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение учащихся к образовательному процессу, глубо­кое понимание ими поставленных задач, а также знание средств и мето­дов, которыми они решаются. Добиваясь неослабевающего интереса к занятиям, преподаватель решает задачи как образовательного, так и воспитательного характера. Очень важно не только поставить перед учащимися цель на ближайшее время, но и не выпускать из вида пер­спективу роста и совершенствования как каждого учащегося, так и спортивного коллектива, группы или класса в целом.

Без глубокого, осознанного понимания учащимися сути техниче­ских и тактических приемов двигательного действия или подвижной игры трудно рассчитывать на высокое качество овладения ими. Зани­мающиеся должны правильно воспринимать результаты своей деятель­ности, понимать происходящие при выполнении тренировочных нагру­зок физиологические и психологические процессы, уметь контролиро­вать свою работоспособность и эмоции.

Сознательное отношение и интерес к образовательному процессу порождают и активное стремление к совершенствованию умений и на­выков в избранной спортивно-физкультурной деятельности. Актив­ность должна направляться и контролироваться преподавателем. Его своевременная и точная оценка успехов занимающегося повышает ак­тивность и интерес к соревнованию или игре, проводимой на занятии.

Все вышеизложенные принципы, применимые к соревновательно- игровой деятельности, реализуются во взаимосвязи. Преподаватель должен самостоятельно решать, когда и в каких ситуациях следует при­менять тот или иной принцип обучения.

Система соревновательно-игровых занятий должна строиться на основе процессов, происходящих в организме при мышечной деятель­ности. Поэтому при ее создании следует принимать во внимание ряд положений:

физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления дыхания;

во время и после выполнения физических упражнений происходят при­способительные изменения, но сохраняются они только некоторое время.

Из вышесказанного следует вывод о том, что соревновательно- игровые занятия должны не только повторяться, но и иметь оптималь­ные по длительности интервалы для отдыха, чтобы сохранились поло­жительные результаты от предыдущих занятий или тренировок.

3.2. Занятие - одна из основных форм организации соревновательно-игровой деятельности

Успешное выполнение учебной программы по физическому воспи­танию сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего приме­нения современных средств и методов, в том числе соревновательно-игрового.

Гибкий, вариативный характер соревновательно-игрового метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Появляется возможность значительно повысить заинтере­сованность учащихся, увеличить моторную плотность занятий, их эф­фективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно развивать широ­кий набор физических качеств, например динамическую силу, прыжко­вую выносливость и др.

Наряду с возможностью заинтересовать учащихся в выполнении трудных и порой монотонных физических упражнений соревновательно- игровой метод оказывает существенное влияние на психологическую подготовку. Воспитание морально-волевых качеств в соревновании или игре осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллектив­ном характере действий, значительном физическом и эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревновании подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по коман­де, сопернику.

Среди других средств физической подготовки соревновательные упражнения и подвижные игры могут занимать достаточно большое место во всем образовательном процессе по физическому воспитанию. Их роль возрастает особенно тогда, когда они тесным образом увязыва­ются с учебным материалом занятия, поскольку позволяют быстрее усвоить его доступными средствами. От того, что в данный момент изучается по программе, во многом зависит содержание игрового и со­ревновательного материала. Диапазон задач, решаемых с помощью соревновательно-игровых заданий, широк: от воспитательных и обра­зовательных до оздоровительных. Так, например, при прохождении на уроке одновременно легкоатлетического и игрового учебного материа­ла можно с помощью соревновательно-игровых заданий совершенство­вать как бег, прыжки, метание, так и элементы спортивных игр. Ис­пользуя игровые задания и соревновательные упражнения, воспитыва­ют смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и това­рищество, быстроту и ловкость, силу и гибкость, выносливость и волю к победе. При этом неразрывное взаимодействие соревновательно- игровых заданий дает комплексный эффект, которого отдельно взятыми упражнениями добиться непросто, а порой и невозможно. Применять эти задания можно на всех этапах занятия, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.

3.3. Место соревновательных и игровых заданий на занятии

Согласно учебным программам практически на всех занятиях пре­подаватель может использовать игровую деятельность. С этой целью он должен подобрать разнообразные соревновательные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам занятия. Тем самым он подво­дит учащихся к необходимости приобретения того или иного умения и навыка соревновательно-игровым методом, который способствует ре­шению поставленных задач, большей плотности и правильной дози­ровке упражнений на протяжении всего занятия.

Сложные упражнения в подвижных играх и различных соревнова­ниях нужно чередовать с более простыми, не требующими концентри­рованного внимания. Кроме того, следует давать отдых отдельным группам мышц, системам организма, которые только что интенсивно работали. Иными словами, необходимо все время заменять одни игры и соревновательные упражнения другими.

В подвижных играх и соревновательных упражнениях, направлен­ных на совершенствование элементов техники отдельных видов спор­та, можно вначале выполнять упрощенные варианты движений, затем, по мере их освоения, переходить к более сложным взаимодействиям с добавлением технических действий.

Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в раз­личные части занятия зависит от поставленных задач. А отсюда следу­ет, что эти игры и упражнения должны соответствовать задачам именно той части урока, в которую они вводятся.

Во вводной части занятия широкое распространение получили со­ревновательные упражнения и подвижные игры, способствующие под­готовке учащихся к предстоящей интенсивной работе в основной части. Это могут быть комплексы общеразвивающих и специальных упражне­ний, которые проводятся в движении и на месте в виде выполняемых в парах соревнований с элементами силовых единоборств. Принцип здесь заложен один; кто быстрее и большее количество раз добьется победы.

Примерный комплекс упражнений, используемых на занятиях с элементами легкой атлетики и гимнастики

Ускорение на отрезках прямой (длиной 30 м) с промежуточным финишем в середине дистанции.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Кто раньше выполнит задание (юноши - 20 раз, девушки - 10 раз).

Многоскоки на обеих ногах. Кто преодолеет большее расстояние с помо­щью 10-15 прыжковых шагов.

Переход в упор лежа из исходного положения (и.п.): стоя, ноги врозь. Кто быстрее и качественнее выполнит 8-12 упражнений.

Бег на отрезках прямой (60-100 м) с гандикапом (разрыв во времени старта). При повторном выполнении участники меняются ролями.

Передвижение в низком приседе, руки в произвольном положении. Кто бы­стрее преодолеет расстояние 15-20 м.

Семенящий бег. Кто раньше закончит дистанцию 20-30 м.

Силовое сопротивление партнеров в положении стоя лицом друг к другу при сгибании и разгибании рук, соединенных в лучезапястных суставах.

Силовое единоборство в положении стоя лицом друг к другу, толкая сопер­ника ладонями в ладони рук из различных и.п. Кто большее число раз выведет со­перника из равновесия.

Передвижение спиной вперед. Кто быстрее преодолеет дистанцию 20-30 м.

Смена ног из положения выпада, правая впереди, руки в произвольном по­ложении. Кто раньше выполнит задание, состоящее из 16-20 упражнений.

12. Перетягивание партнера на свою сторону, стоя к нему боком и захватив од­ноименными руками кисти в лучезапястном суставе. Побеждает тот, кто большее количество раз за определенное время перетянет соперника.

Приведем комплекс, состоящий из общеразвивающих и специаль­ных упражнений скоростно-силового характера, выполняемых потоком соревновательно-игровым методом. При работе в парах необходимо до­биваться согласованных действий обоих партнеров.

Примерный комплекс для занятий с гимнастической направленностью

Спортивная ходьба. Соревнование в парах на быстрое преодоление от­резка прямой. Передвигаясь в обратном направлении, учащиеся активно отдыха­ют. Преподаватель может предложить им спокойную ходьбу или медленный бег.

Ходьба с круговыми движениями рук и сменой направления вращения на каждые 4 счета.

Бег по «кочкам» с заданием как можно быстрее преодолеть дистанцию на отрезках, указанных преподавателем.

Ходьба широким шагом, с вращением головы в левую и правую стороны. При этом необходимо стараться не сбиться с прямой линии.

Передвижение в упоре сидя ногами вперед.

Передвижение приставными шагами с чередованием движений правым и левым боком.

Передвижение прыжками вперед толчком двух ног, руки на поясе.

Передвижение вперед в низком приседе, руки на поясе.

Ходьба с последующими движениями рук: поочередно на пояс, к плечам; дву­мя хлопками вверху, обратным переходом в и.п. и выполнением двух хлопков о бедра.

Бег спиной вперед.

Быстрая смена положений. И.п.: основная стойка (о.с); 1 - упор лежа; 2 - со­гнуть и разогнуть руки; 3 - встать, сделать шаг вперед. Кто выполнит упражнение быстрее на заданном отрезке.

Спокойная ходьба с вращением кистей в лучезапястных суставах. Руки во время выполнения упражнения можно поднимать и опускать, потряхивая и расслабляя их.

Выполнять соревновательно-игровые задания в основной части за­дания можно как в начале ее, так и в середине либо в конце. Важно, чтобы соревновательно-игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык.

В качестве примера приведем комплекс упражнений круговой тре­нировки, который юноши выполняют соревновательно-игровым мето­дом в основной части занятия.

Из упора сидя руки сзади поднимать ноги в угол с последующим возвраще­нием в и.п.

Из упора лежа на полу отжиматься от пола, сгибая и разгибая руки.

Стоя согнувшись, ноги врозь, и опираясь руками на горизонтальную опору, выполнять пружинистые наклоны туловища.

Из о.с. приседать, поднимая руки с гантелями вперед; вставать на носки, от­водя руки назад.

Лежа на животе, руки за головой, поднимать и опускать туловище, про­гибая спину.

Стоя на гимнастической стенке, ноги врозь, и перебирая руками рейки, пере­ходить в вис согнувшись с последующим возвращением в и.п.

Из положения лежа на спине переходить в сед углом, поднимая одновремен­но ноги и туловище; зафиксировать руками ноги и вернуться в и.п.

Стоя спиной к гимнастической стенке и держась за рейки, переходить в по­ложение «мост», зафиксировать его возвратиться в и.п.

Для девушек в основной части занятия можно организовать сорев­нования в синхронном командном выполнении указанного ниже ком­плекса.


Комплекс упражнений ритмической гимнастики

Бег на месте, высоко поднимая голени назад. Дыхание равномерное.

Стоя, руки вниз, пятки вместе, носки врозь. Приседая, поднять руки вверх, пятки от пола не отрывать. Выпрямляясь, опускать руки через стороны вниз.

И.п.: то же, но руки вперед. Приседая, опустить руки через стороны вниз. Выпрямляясь, принять и.п.

Стоя, туловище слегка наклонено вперед. Движения плечами вперед и назад под музыкальное сопровождение. Руки и ноги неподвижны.

Сидя на полу, колени прямые, носки вытянуты, руки вперед. Глубокие на­клоны вперед, касаясь руками носков. Голову не опускать, подбородок поднят.

Сидя на полу, согнутые в коленях ноги врозь, стопы плотно прижаты к полу. Опускание туловища назад и возвращение в и.п.

Сидя на полу, руки в упоре сзади. Поочередное сгибание правой и левой ноги, касаясь коленом груди (плечи отведены назад).

Сидя согнувшись, колени прижаты к груди, руки - к плечам. В быстром тем­пе сведение и разведение локтей перед грудью.

Лежа, прямые ноги подняты вверх до угла 90°. Быстрое сгибание и разгиба­ние ног в коленях. Спину от пола не отрывать, ноги плотно прижаты одна к другой.

И.п.: то же. Разведение ног в стороны и сведение их с легким касанием одной о другую.

И. И.п.: то же. «Ножницы» ногами в такт музыкального сопровождения.

Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Присесть на пятки, руки отвести на­зад с последующими быстрым выпрямлением, руки вперед.

Стоя на коленях, руки вверх в замок. Сесть влево на пол и быстро вернуться в и.п. То же , но в другую сторону.

Стоя на коленях, медленно отклониться как можно дальше назад, слегка приподнимая таз. Спину держать прямо.

Бег на месте в быстром темпе. Движения рук и ног свободные в такт музы­кального сопровождения.

Прыжки с выпадом на правую (затем на левую) ногу и вынесением одно­именной руки вперед.

Стоя, ноги шире плеч. Поднимая руки вверх, потянуться - вдох; последова­тельно опуская кисти, предплечья, плечи, голову - выдох.

И.п.: то же. Приседая, поднять руки вверх-вдох; выпрямляясь и опуская ру­ки через стороны вниз - выдох.

Стоя в наклоне вперед, руки вверх. Вращение туловища по часовой и прот- тив часовой стрелки. Мышцы спины напряжены, спина прямая.

Из широкого полуприседа медленное перемещение туловища влево, затем вправо. Выполняя упражнение, ноги удерживать согнутыми.

В заключительной части занятия соревновательно-игровые задания используются в большинстве случаев для расслабления и успокоения организма после нагрузки либо эмоционального подъема. Например, возможны музыкальное сопровождение упражнений, танцевальные шаги или даже танцы.

 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru