На современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса, постоянно внедряются новые способы и приемы учебной деятельности, вовлекающие его в мир знаний. Однако очень часто учитель сталкивается с нежеланием ребенка учиться. В тоже время к выпускнику предъявляются высокие требования, он должен не только владеть основными понятиями учебных предметов, но и освоить общие способы самостоятельного познания окружающей действительности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
-познавательные потребности;
-цели;
-интересы;
-стремления;
-идеалы;
-мотивационные установки.
Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. В связи с этим, модернизация содержания образования предполагает усиление практической ориентации среднего (полного) общего образования, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков, расширения различного рода практикумов. Решение задачи усиления практической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся.
Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей - научно - исследовательская работа на уроке и внеурочной деятельности. Овладение ее навыками происходит поэтапно.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Экология сегодня перестала быть только биологической дисциплиной. Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной областью знаний, охватывающей естественные, технические и общественные науки. Однако она имеет свою специфику. Как удачно подметил Н.С. Реймерс “Она всегда ставит в центр изучения явлений живое, смотрит на мир его глазами...”
Изучение экологии включает в себя не только экологические образование, но и экологическое и эстетико-экологическое воспитание.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию школьников. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
“Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения”.
К.Д.Ушинский
Во всем мире экономические структуры отвечают сегодня на вопрос о том, какие качества, какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего. По всем признакам, это предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все эти свойства и качества необходимы любому человеку любой профессиональной деятельности. Они и являются ключевыми компетенциями. Исследовательская деятельность способствует формированию и развитию информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций.
Следует различать научное и учебное исследование. Научное исследование – это постановка и решение объективно новой проблемы, получение объективно новых знаний.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим содержание образования обогащается новыми умениями, технологиями, где особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
В деле гармоничного воспитания детей, привития им интереса к получению знаний значительное место принадлежит устному народному творчеству.
Устное народное творчество – неисчерпаемый источник. Оно не только отображает жизнь народа, его историю, мораль, язык, народную мудрость. Через сказки, песни, поговорки можно более глубоко познать то или иное явление природы, раскрыть смысл той или иной темы. К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…»
Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного к личностно ориентированному. Что бы добиться высоких результатов в обучении, необходимо научить учащихся мыслить, решать проблемы, с использованием различных знаний не только биологии. В процессе обучения учитель формирует такие качества личности, как: способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, развитие инициативности. Технология классно-урочной системы, бесспорно, эффективна для массовой передачи знаний, умений и навыков, но, к сожалению, становится не конкурентоспособной в современных условиях.
Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытым для новых контактов и культурных связей, этим и обусловлено распространение в школах методов учебно-исследовательской и проектной деятельности. Эти методы, включаются в систему учебно-познавательных приемов, позволяют решать ту или иную проблему, в ходе самостоятельной и коллективной деятельности учащихся и учителя, но при этом учитываются индивидуальность ребенка, его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Эти методы позволяют развить чувство ответственность у учащихся и повысить их мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
Современные дети отличаются от тех, какими были в таком возрасте их учителя. И у тех, и у других часто создается впечатление, что они никогда не смогут понять и принять друг друга. Задача учителя как раз и состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения интересов и помочь своим подопечным поменять свой взгляд на урок, представляющийся ученикам скучным и неинтересным времяпрепровождением.
В жизни молодежи сейчас огромную роль играет телевизор, предлагающий вниманию подростков несметное количество сериалов, которые нередко подвергаются осуждению со стороны взрослых. Сериалы ассоциируются с развлечением и отдыхом, исключающим мыслительную активность. Люди с телеэкранов говорят на знакомом, лишенном литературных изысков языке, переживают те же проблемы и обязательно шутят.
Однако если посмотреть на эту проблему без предвзято негативного отношения, можно найти компромисс и обратить любовь к сериалам на благо учебного процесса, который перестанет быть скучным.
“Страшная это опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить то, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли”
В.А. Сухомлинский
Существенным фактором в обучении биологии представляется интеллектуальное развитие школьников средствами нашего учебного предмета. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Школьники 5-6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность школьников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений. Поэтому одна из основных задач учителя биологии и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся.
Цели и задачи:
воспитать и развить познавательный интерес детей к предмету через знакомство с творчеством Виталия Бианки;
привить интерес и любовь к природе родного края;
изучать народные традиции, связанные с охраной природы и их сохранением;
воспитать бережное отношение к малой Родине;
научить решать экологические проблемы и предвидеть их последствия.
Биология, 6 класс.
Тема: Растения. Побег.
В. Бианки “Лесная газета”, раздел 11. Месяц лютого голода.
Весной, когда пригреет солнышко, распускаются на деревьях, кустарниках почки. А откуда же взялись почки? Когда успели они появиться? Хотите узнать, где зимуют почки? Прочитайте раздел 11 “Лесная газета”. Расскажите, что вы узнали нового. Что же такое почка? Каковы функции почки? Чем отличаются цветочные почки от вегетативных?
Закономерным продолжением организации обучения биологии являются поисковые и творческие работы для самостоятельного выполнения. Данная форма работы используется на основе индивидуально-дифференцированного принципа. Увлеченные ребята получают более сложные задания: подготовка доклада, составление реферата, выполнение таблицы, серии иллюстрации и т. д. Менее активные ребята задействуются на работу с конкретным текстом, подготовку сообщения, исследование немых рисунков. Анализ подобных работ позволяет сделать вывод только о положительном эффекте для общего отношения к изучаемому материалу. Подобные виды учебной работы способствуют формированию внутренней мотивации процесса познания. Причем чаще всего дети демонстрируют самые продуктивные виды мотивации: мотивацию по результату, а так же по самому процессу, реже мотивацией служит оценка. В этом случае особое значение приобретает принцип добровольности при распределении такого рода заданий. Кстати, этот принцип помогает определить степень заинтересованности уч-ся к изучаемой теме, обобщение своих наблюдений позволяет сделать более глубокий анализ учебной деятельности.
Например, при изучении раздела “Основы цитологии” даю задание – выполнить таблицу для сравнительной или последовательной характеристики, а так же краткого обзора 2-х, 3-х тем из пройденного материала по курсам предыдущих классов.
Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только принадлежащей активизации мышления учащихся.
Чем активнее протекают у ученика познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, запоминание, воображение, мышление), тем выше эффективность его обучения. Поэтому умение учителя активизировать, т.е. пробуждать, стимулировать, направлять мышление и другие познавательные процессы учащихся, относится к числу важнейших признаков педагогического мастерства.
Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты характера личности. Активизации мышления учащихся способствует, в частности, проблемное обучение.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Рассмотрим проблемный подход к обучению на примере проведения урока на тему “Строение цветка” (6 кл.).
“Без мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной”.
Э.М.Браверман.
С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению биологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Как преодолеть границу между естественно научным и гуманитарным знанием? Как устроены категории языка, с помощью которого человек познает окружающий мир и самого себя? Что известно о разуме и мыслительных способностях человека из многих научных дисциплин.
Статья посвящена исследовательской деятельности учащихся. В качестве предмета исследования я выбрала вопросы, связанные с психологическими основами развивающего обучения и вопросы интеграции содержания образования.
Почему интеграция?
Спустимся к морю, вглядимся в него. Вот как образно описывает наше восприятие Ричард Фейнман: “Это ведь не просто вода, это рябь и набегающие волны, это облака солнце и голубое небо, это свет и тепло, игры и дыхание ветра, песок и скалы, водоросли и рыбы, их жизнь и гибель, это вы сами ваши глаза и мысли, ваше ощущение счастья”.
Какие бы реформы не проходили в образовании, но все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности с тем, чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности, реализации всех сущностных сил ребёнка.
Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногий процент детей в обычных школах сохраняют интерес к учению.
С другой стороны, во время все возрастающей школьной нагрузки на ученика, необходимо не только заботится об уровне знаний детей, но и о сохранении психического здоровья ребенка.
Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать.